С.х. наср. о столкновении принципов западной и исламской цивилизаций
Перевод осуществлен по изд.: Nasr S. H. Islam and the Plight of Modem Man. L.; N.Y., 1975. P. 17-22.
Современный мусульманин оказывается в более трудной ситуации, чем западный человек, так как перемены, охватывающие Восток, имеют более стремительный характер и зачастую более разрушительны, чем на самом Западе. Так или иначе, Запад меньше теряет перед натиском модернизма, в то время как значительное духовное богатство, накопленное Востоком, подвергается постоянной опасности уничтожения со стороны Запада посредством книг, радио или бульдозера. Современный мусульманин не может не вести постоянную священную войну (джихад) не только в самом себе, чтобы сохранить здравый ум и душевное здоровье, но и в окружающей его среде для того, чтобы защитить великолепие духовного и художественного наследия своих предков и передать
их следующему поколению. В данной ситуации он одновременно испытывает тягу со стороны исламской традиции и со стороны секуляризма и модернизма. Современный мусульманин, особенно тот, который испытал основательное воздействие западной культуры, испытывает огромное напряжение, так как его ум и душа сформированы на совершенно иных основаниях, чем у западного человека, живущего в секуляризованном постиндустриальном обществе.
Современный мусульманин, живущий в отдаленных уголках исламского мира и остающийся изолированным от влияния модернизма, пребывает как бы в органичном мире, в котором жизненные проблемы — это проблемы нормального человеческого существования. Однако мусульманин, живущий в одном из центров исламского мира, в той или иной степени затронутый модернизацией, живет в поле полярной напряженности, создаваемой двумя соперничающими типами мировоззрений и системами ценностей. Эта напряженность зачастую отражается в его сознании и душе, в результате чего он становится раздвоенным в самом себе, испытывая глубокую потребность в реинтеграции.
Если такой мусульманин склонен к интеллектуальным занятиям, он видит, воспринимает богатство интеллектуального достояния ислама как еще живую реальность, наследие, связывающее его с Центром бытия и устанавливающее для него путь от окраины бытия к его Центру. Это мировоззрение, основанное на сознании Бога как высшей реальности, перед которой все существа поистине ничто, на сознании иерархического универсума, подчиненного Его власти и охватывающего все многообразие уровней от мира архангелов до материального бытия. Это мировоззрение, основанное на представлении, что в полной мере человек может быть предан только шариату, как Божественному Закону, так как только через этот закон он может обрести свое счастье.
Полным контрастом с этим мировоззрением предстают для мусульманина базисные принципы современной западной цивилизации, которые почти целиком представляют собой антитезу исламских принципов. Философские школы этой цивилизации основаны на рассмотрении человека как существа, восставшего против Бога, или на рассмотрении человеческой коллективности как муравейника, в котором сам человек не имеет сколько-нибудь существенного достоинства.
Такая же конфронтация мировоззренческих установок и те же дилеммы возникают и в других сферах. В образовании, являющимся важнейшим средством передачи традиции от одного поколения к другому, также соперничают две системы, и мусульманин
становится жертвой такого соперничества. Переход от традиционной системы образования к современной большей частью был внезапным и разрушительным и стал одним из источников того смятения, в котором оказался современный мусульманин.
[Подобного рода сталкивание различных начал прослеживается и в искусстве.]
Искусство, которое было прямым призывом из Центра бытия и отражало Трансцендентное начало, теперь в опасности со стороны низменного и бездуховного «искусства», источник которого в безобразии и которое уродует среду человеческого обитания. <...>
[Автор отказывает современному Западу в праве считаться полноценным воплощением подлинно цивилизованного устроения общества.]
Каково конкретное содержание интеллектуального и духовного вызова, который Запад выдвигает перед современным исламом, и какую роль может сыграть исламская традиция в ответе на этот вызов? Сначала следует внести некоторую ясность в употребляемые нами понятия и в порядке «интеллектуального иконоклазма» очистить почву от «идолов» современной сцены. Современная цивилизация, получившая развитие на Западе или же распространившаяся оттуда на Восток, гордится развитием критической способности ума и силой объективной критики, в то время как на самом деле она, по существу, наименее критична из всех известных цивилизаций и не располагает объективными критериями, необходимыми для того, чтобы подвергнуть рассмотрению и критике свою собственную деятельность. Это цивилизация, не способная к проведению любой реформы, так как она не в состоянии реформировать саму себя.
Комментарии
С.Х. Наср — один из наиболее серьезных философов, подвергающих критике современную западную цивилизацию в ее отношении к остальному миру. Однако развиваемые им темы широко представлены и в работах других незападных мыслителен. Неспособность западной цивилизации к взаимопониманию между культурами и народами, снижение уровня духовности и морали, культ потребления и разрушительное воздействие на окружающую среду — вот те проблемы, которые ограничивают влияние этой цивилизации и заставляют страны Других регионов искать источники собственной духовной силы в своем культурном достоянии.