X. Васконселос. РОЛЬ МЕТИСАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Перевод осуществлен по изд.: Vasconcelos J. La Raza Cosmica (Mision de la raza iberoamericana)/0bras completas. Mexico, 1958. V. 2. P. 917-919.
Преимущество нашей традиции — в том, что мы с большей легкостью, чем представители иных культур, воспринимаем чужаков. Вследствие этого наша цивилизация со всеми ее дефектами может быть избрана историей в качестве орудия создания... человека нового типа... В результате испанской колонизации в Латинской Америке получил развитие процесс метисации; это обусловливает характер латиноамериканской цивилизации... и определяет ее будущее.
В противоположность испанцам англичане в Северной Америке смешивались в расовом и культурном отношении лишь с белыми и уничтожали индейцев... Это доказывает их ограниченность и является признаком упадка англосаксонской цивилизации. Подобная линия поведения по сути своей представляет собой явление, аналогичное бракам египетских фараонов, основанным на инцесте. Подоб-
ные браки подрывали жизнеспособность египтян и противоречили конечной цели истории: достичь слияния народов и культур.
Создать англосаксонский мир, уничтожить индейцев для того, чтобы вся Америка стала простым продолжением Северной Европы и была заселена исключительно представителями белой расы... — осуществление подобной цели не решит проблему человеческого существования... Миссия нашего древнего и одновременно нового континента — в другом, она гораздо важнее, чем цель утверждения господства какой-то одной расы. Предназначение Америки в том, чтобы стать^колыбелью пятой расы, в которую вольются все народы... В результате здесь возникнет синтетический человеческий и культурный тип, призванный соединить в себе все богатства истории...
Народы, которые называют латинскими... призваны осуществить эту миссию, ибо именно они оказались в наибольшей мере верны Божественному предназначению Америки...
Дни белой расы, нынешних властителей мира, сочтены. Создав современную технику, механизировав мир, они, сами того не ведая, заложили основы для перехода к новому историческому периоду — этапу смешения и слияния всех народов.
Комментарии
X. Васконселос — один из наиболее ярких представителей того течения латиноамериканской мысли, сторонники которого отстаивали мысль о том, что Латинская Америка являет собой особую цивилизацию, специфика которой обусловлена процессами метисации различных рас, народов и культур. Нужно отметить, что, так же как и Х.Э. Родо, X. Васконселос употребляет термин «раса» в расширительном смысле, делая основной упор не на собственно расово-биологических, а на культурных характеристиках представителей тех или иных человеческих типов. Очень часто слово «раса» употребляется у него как синоним слова «цивилизация», в особенности когда речь идет об ибероамериканской или англосаксонской «расах». Для X. Васконселоса (как до него для Х.Э. Родо, X. Марти и др.) совершенно очевидно, что Северная и Латинская Америка являют собой качественно различные цивилизации. Он подробно обосновывает данный тезис как в работе «Космическая раса», отрывок из которой приведен выше, так и в других своих трудах («Боливаризм и монроизм», «Индология» и др.). Последовательно отстаивая идею о благотворном воздействии процессов метисации и культурного синтеза на развитие Латинской Америки и мира в целом, X. Васконселос вместе с тем придает совершенно разное значение различным участникам межцивилизационного взаимодействия; по его убеждению, здание новой синтетической цивилизации возводится на латинохристианской нберокатолической основе. Что касается индейцев, то, по словам X. Васконселоса, у них «нет иного пути в будущее, кроме того, который... уже проложен латинской цивилизацией».
X. Васконселос сознательно творит в «Космической расе» новый миф о созидаемой на землях Латинской Америки «пятой расе», призванной соединить в высшем синтезе все существовавшие доселе народы и культуры. Концепция «пятой расы» непосредственно опирается на принятую в теософской (и в целом оккультной) литературе традицию, в соответствии с которой история Земли была не чем иным, как чередованием эпох господства четырех различных рас, последней из которых вышла на историческую арену белая раса. В интерпретации X. Васконселоса последняя фактически отождествляется с англосаксонской ветвью западной цивилизации.