X. э. рода. ариэль против калибана: «нордомания» и проблема латиноамериканской самобытности

Перевод осуществлен по изд.: Rodo J.E. Ariel: A lajuventud de America/Rod J.E. La America nuestra. La Habana, 1977. P, 78-81.

Концепция утилитаризма как совокупность представлений о предназначении человека и равенство на уровне посредственности как норма соблюдения социальных пропорций, будучи теснейшим образом взаимосвязаны между собой, составляют, взятые в неразрывном единстве, формулу того, что в Европе принято называть духом американизма... Если можно сказать, что утилитаризм является адекватным проявлением английского духа, то Соединенные Штаты могут быть рассмотрены как воплощение принципов утилитаризма. В настоящее время евангелие утилитаризма распространяется повсеместно под влиянием огромных материальных успехов, достигнутых США...

Могучая североамериканская федерация осуществляет среди нас своего рода моральную конкисту, чувство восхищения ее величием и силой быстро овладевает как руководителями наших стран,

так и—в еще большей мере — массами... А от восхищения чрезвычайно легко переходят к попыткам имитировать опыт США... Образ нашей Америки, делатинизировавшейся по своей собственной воле, без завоевания, и перестроенной затем по образу и подобию архетипа СеЕера, этот образ уже витает в мечтах многих из тех, кто искренне заинтересован в нашем будущем... У нас получила распространение «нордомания». Необходимо, опираясь одновременно на разум и чувства, ограничить ее распространение... Я не придаю подобным ограничениям смысл абсолютного отрицания североамериканского опыта. Я хорошо понимаю, что, изучая пример могущественных соседей, можно приобрести ценный опыт и знания... Мне известно, что пристальное внимание к тому, что происходит за пределами наших земель, необходимо для отбора всего того, что может быть нам полезно. Такой интерес и такое внимание особенно плодотворны в том случае, когда речь идет о народах, еще находящихся на стадии формирования... Но я не вижу ничего хорошего в отказе от собственного характера народов, их неповторимой индивидуальности во имя идентификации с чуждой им моделью... Бездумный перенос того, что является естественным продуктом спонтанной эволюции в одном обществе, на почву другого, где оно не имеет корней ни в природе, ни в истории, равноценен... попытке... внедрить нечто мертвое в живой организм. В социальной жизни, точно так же как в литературе и в искусстве, необдуманная имитация способна лишь деформировать пропорции той изначальной модели, которая служит образцом для подражания...

Быть может, в нашем коллективном характере отсутствует весь набор признаков сложившейся, четко определенной в своих характеристиках индивидуальности. И тем не менее мы, представители латинской цивилизации в Америке, обладаем наследием нашей расы, великой этнической традицией, которую необходимо поддерживать... И если когда-нибудь, в далеком будущем, будет достигнута высшая степень взаимопонимания и согласия между представителями различных рас и культур, это произойдет не посредством односторонней имитации одной расой опыта другой, но в результате их взаимного влияния друг на друга и формирования совокупности свойств, основывающихся на достоинствах обеих.

Комментарии

Эссе «Ариэль», впервые увидевшее свет в 1900 г., сыграло особую роль в истории латиноамериканской мысли, став одним из главных проявлений процесса становления духовных основ новой цивилизационной общности. По «Ариэлю» можно проследить ключевую роль в этом процессе тех мыслительных конструкций, которые могут быть охарактеризованы как мыслеобразы (см. ниже). Причем в поисках материала для их создания мыслители Латинской Америки обращались, как правило, к европейской традиции. Так, весь образно-символи-

ческий строй эссе Х.Э. Родо основан на интерпретации образов последней пьесы Шекспира «Буря»: духовное начало и одновременно становящуюся латиноамериканскую цивилизацию, основанную на примате этого начала, символизирует Ариэль, в то время как символическим воплощением «архетипа Севера» — англосаксонской цивилизации, базирующейся в трактовке Х.Э. Родо на принципах утилитаризма и тем самым на доминанте материальных интересов, служит Калибан. В данном случае Х.Э. Родо заложил традицию, которой суждена была долгая жизнь; очень многие мыслители Латинской Америки XX в. осмысливали проблемы ее самобытности и характер взаимоотношений с Западом в рамках мыслеобразов, почерпнутых из шекспировской «Бури» (Ариэль, Калибан, Просперо), причем интерпретация их отличалась у представителей различных направлений латиноамериканской мысли весьма существенно.

Так, например, сторонники леворадикальной, в первую очередь левосоциалистической альтернативы (Р.Ф. Ретамар, Э. Сезер, Э. Бретуэйт) выдвинули в конце 60-х гг. совершенно новую интерпретацию образа Калибана, который превратился у них в символ угнетенного западным империализмом «третьего мира».

Х.Э. Родо дает логическое обоснование необходимости сохранения собственной неповторимой культурно-исторической индивидуальности как обязательного условия творческого восприятия опыта иных цивилизаций, ясно формулирует идею о специфике цивилизационного статуса Латинской Америки как культурно-исторической макрообщности в процессе становления. Эти стороны содержания «Ариэля» оказали и в значительной мере продолжают оказывать по сей день существенное влияние на латиноамериканскую мысль XX в.

Наши рекомендации