Роль революций в становлении новой европейской цивилизации
Современные революции резко отличаются от традиционных Движений протеста как в идеологическом плане, так и по характеру самих движений и вызванных ими перемен. Отличительные идейчые и организационные характеристики современных революций впервые проявились в нидерландской революции, английской
«славной революции», американской революции и французской революции. Именно эти революции и породили представление о «подлинной» или «чистой» революции.
[К числу более поздних революций такого рода относятся европейские революции 1848 г., Парижская коммуна 1870-1871 гг. но особенно русская революция 1917-1918 гг., а также и китайская 1911-1948 гг. Особо подчеркивается, что существенными чертами «подлинных» революций считались такие черты, как обращение к насилию, разрыв с прошлым и тотальность перемен. Революции стали рассматриваться как порождение базисных социальных противоречий, а ее движущей силой — борьба элит и классов, участие широких социальных слоев, особенно новых, в политической борьбе. Но этого по всей видимости, недостаточно для определения специфики новых революций.]
Эти революции отличались от процессов, связанных с мятежами, конфликтами и переворотами в традиционных обществах, не только по своему размаху или интенсивности повстанческих движений, сектантских течений, идеологизированных политических движений и связанной с ними межэлитной борьбы между элитами. Важнейшими отличительными чертами этих революций были: а) связь между различными движениями протеста, б) их воздействие на политическую борьбу в центре, в) выраженная идейная основа, г) наличие самостоятельной структурной организации.
В структурном плане для этих великих революций была характерна тесная связь между сектантством, повстанческим движением, борьбой за власть в центре и формированием институтов. И эта связь была намного более тесной и прочной, чем в других движениях протеста, имевших место в истории. Они сопровождались перестройкой идеологической сферы, границ политических и культурных общностей, а также институциональными изменениями в экономической, образовательной и научной сферах.
Эти великие революции осуществлялись многочисленными коалициями или же контркоалициями, состоящими из различных первичных и вторичных политических и предпринимательских элит, политических или культурных идеологов, и зачастую они носили крайне разнородный характер.
Идеи протеста соединялись с относительно реалистичными установками на создание центров, общностей и институтов. И эта связь с конкретным строительством институтов и формированием новых центров также отличала эти революции от всех прочих движений протеста.
В идейном плане важные перемены происходили как в прин-
ципах легитимизации социального и политического порядка, так и в более интеллектуальных учениях о природе этих порядков. Новые представления не ограничивались выдвижением альтернативного социального и политического порядка, как это было в более оанних движениях. Новые представления черпали политические образы и принципы как из античных, так и из европейских культурных моделей, однако они шли гораздо дальше этих источников приобретая универсалистский и миссионерский характер. <...>
В процессе выработки принципов политической легитимности существенным шагом стал переход от цареубийства к революции. Это означало, что идея замены одного (плохого) правителя на другого (хорошего) и идея бунта уступили место другому представлению (содержавшемуся еще в древнегреческой, древнееврейской, а в меньшей степени и в средневековой европейской традиции), по которому законные представители общества могли перестроить весь социополитический порядок.
Эта радикальная перемена в принципах легитимности была связана с устранением иерархических аспектов социального устроения и развитием принципов равенства, солидарности, политической и социальной свободы.
Эти изменения были связаны также с глубокими изменениями в господствующих интеллектуальных традициях. Современные интеллектуальные ориентации ведут свое существование от периода Ренессанса; они сформировались в период Просвещения на основе идей прогресса и разума. В конце концов эти изменения были связаны и с трансформацией религиозных ориентацией, особенно в ходе Реформации и вызревания секулярной оппозиции этим ориентациям. Все эти течения и изменения прямо повлияли на центральные идейные и символические сферы в европейских обществах, что и привело к созданию нового социального и культурного порядка. (Revolution and Transformation of Societies. P. 139-145.)
Комментарии
В построении нового европейского общества Ш. Эйзенштадт отводит существенное место тем процессам революционной «перестройки», в которых в отличие от «традиционных» осуществляется соединение различных потоков, происходит соединение с политикой как борьбой за власть, выдвигаются устойчивые идеологические и организационные формы мобилизации участников борьбы. Характерно, что к такого рода движениям он причисляет и религиознореформаторские направления, поскольку они были направлены на изменение социальных порядков.