Отношения между религиозным и другими институтами
В рассматриваемых нами обществах в основном отсутствовало совпадение между обществом в целом и религиозной сферой, как это было во многих примитивных и даже некоторых патримониальных обществах. Конечно, в этих обществах существовала одна или несколько соперничающих религий, охватывающих всех членов общества. Однако даже если охват был всеобщим, религии представляли собой отдельные сферы, обозначающие особую идентичность, а во многих случаях опирающиеся на особые институты со своей иерархической структурой. Только в очень немногих из этих империй существовало хотя бы частичное совпадение некоторых центральных политических и религиозных ролей, например таких, как «Царь—Бог». Даже если монарх стоял в центре религиозной иерархии, эта иерархия обычно отличалась от собственно политической, хотя в некоторых случаях, например в китайской и исламской системах, она формально составляла в некоторой степени часть политической структуры.
Отдельность и самостоятельность религиозной сферы проявлялись и в том, что в большинстве рассматриваемых нами обществ сформировалось несколько крупных, нередко соперничающих религиозных систем и организаций. Соперничество было обычно связано с тем фактом, что многим из этих религий были присуши широкие ориентации, иногда принимавшие универсалистский характер. Отдельность и самостоятельность проявлялись в том кажущемся «случайным» историческом факте, который имел, как мы увидим, огромные структурные последствия: ни одна из этих религий и ни один религиозный институт не были основаны или инициированы монархами. Эти религии возникли в процессах, происходивших в самой религиозной сфере, и имели самостоятельный исторический генезис. Первоначальные импульсы к их образованию возникли изнутри, насколько бы велика ни была полученная ими поддержка от правителей в плане признания, поощрения и предоставления ресурсов.
Самостоятельность религии не означала ее полного отделения
от других институциональных сфер или развития светских ценностных ориентации среди всех слоев населения. Легитимность правителей облекалась в религиозные символы при соучастии религиозных институтов, религия составляла центральную часть культурной жизни большинства слоев. Ее институты служили главными центрами культурного творчества и передачи культурных традиций в рамках этих обществ. Для выполнения этих функций возникали разнообразные специализированные религиозные организации, такие, как храмы, «фонды», ассоциации священнослужителей, секты » монашеские ордена, многие из которых были устроены по бюрократическому образцу.
Специфически религиозная общность возникала только в рамках различных сект и монашеских орденов или религиозных ассоциаций со своими лидерами и приверженцами. В рамках большой религиозной общности эта отдельность присутствовала в гораздо меньшей степени, так как здесь религиозные отношения и роли были переплетены с другими, большей частью родственными и территориальными группами и с участием в деятельности социальной или территориальной общности.
Самостоятельность религиозных ценностей и деятельности
В религиозных ориентациях следует выделить три аспекта, в которых проявлялась самостоятельность религиозных ценностей и деятельности по отношению к другим сферам жизни. И эти аспекты крайне важны для нашего анализа.
Первый аспект — это природа референтной группы для каждой религии. Исходная характеристика референтной группы для большинства этих религий состояла в том, что она была шире любой аскриптивной и территориальной группы, составлявшей эти империи. Базовыми референтными группами были, во-первых, общество в целом, как символ религиозных ценностей и как их носитель, а во-вторых, специфическая религиозная общность или более широкая «потенциальная» религиозная общность, объемлющая «всех верующих» или «все человечество».
Вторым важным аспектом ценностных ориентацией в этих религиях является подчеркивание индивидуальной моральной ответственности и религиозной активности. Важное значение в них придавалось правильным моральным и религиозным установкам и выполнению индивидом моральных обязанностей, вытекающих из религиозных предписаний.
Существовало огромное разнообразие в конкретном выражении этих установок в разных обществах, однако их основные
компоненты присутствовали во всех рассматриваемых нами религиях, оказывая существенное воздействие на структуру социальной и политической деятельности религиозных групп.
Третий аспект — это формирование в каждой из этих религиозных систем относительно независимых идеологий, т.е. систем идеалов и принципов поведения, которые должны были способствовать устроению оценке социальной действительности и ее оценке с точки зрения конечных ценностей, а также вовлечь других в такую деятельность. Конечно, такого рода представления обычно включены в доминирующие религии и мифологии. Однако в более универсалистских религиозных системах вызревали самостоятельные идеологические учения и ориентации, подразумевающие социальную и политическую деятельность со стороны своих приверженцев, направленную на изменение социальной действительности в соответствии с установками.
Хотя в рамках рассматриваемых нами религиозных систем существовали, а часто становились господствующими «консервативные» идеологии, направленные на оправдание существующего положения, само наличие особой идеологической сферы могло способствовать возникновению различных активных движений.