Цель адаптивной физической культуры
Особенности организации АФК для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Церебральное:
-Нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве координации микро- и макромоторики.
-Остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры.
-Дисгармоничность физического развития.
-Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов.
-Нарушения зрения, слуха, интеллекта.
-Низкая работоспособность.
Спинальное:
-Полная или частичная утрата движений, чувствительности.
-Расстройство функций тазовых органов.
-Нарушение вегетативных функций, пролежни.
-Остеопороз.
-При высоком (шейном) поражении — нарушение дыхания, ортостатические нарушения.
-При вялом параличе — атрофия мышц.
-При спастическом — тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.
Ампутационное:
-Нарушение опороспособности и ходьбы (при ампутации нижних конечностей), координации движений, осанки, вертикальной позы.
-Уменьшение массы тела, сосудистого русла.
-Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры.
-Нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение.
-Снижение общей работоспособности.
-Фантомные боли.
11. Особенности организации АФК для лиц с нарушением слуха.
-дисгармоничность физического развития,
- нарушение осанки, искривление позвоночника, деформация стопы.
заболевания дыхательной системы,
- вегетативно соматические расстройства,
-нарушение функций вестибулярного аппарата,
- задержка психического и моторного развития,
-нарушение функций речи, памяти, внимания, мышления, общения.
-быстрая утомляемость,
-нарушение ритмичности движений,
-равновесия,
-реагирующей способности,
- пространственно-временной дифференцировки
Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре.
К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью — это купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках. Рядом авторов установлено, что для детей-инвалидов с детства плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма ребенка, но является эффективным средством коррекции двигательных и психических нарушений.
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку.
17. Методы АФК, используемые в комплексной реабилитации больных и инвалидов.
-лечебная гимнастика (суставная и силовая), -массаж, -коррекция положений, -дозированная ходьба (терренкур), гидрореабилитация (гидроаэробика, игры в воде и др.), -механотерапия, -физические методы лечения (водолечение, теплолечение, светолечение, самомассаж, вибрационный массаж, баролечение и др.), -психосоматическая саморегуляция и аутогенная тренировка, аудиовизуальная стимуляция (музыка, цвет, образ) и др.
Методы социализации и оптимизации коммуникативной деятельности в адаптивной физической культуре.
Пример любого вида
19) Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре и развития физических способностей.
Методы строго регламентированного упражнения:
Для обучения двигательным действиям используются методы строго регламентированного упражнения. Их два вида:
1. Метод целостного упражнения (изучения действия в целом, используется при обучении простым упражнениям или сложным не поддающимся членению на отдельные фазы).
Для успешного применения этого метода используют следующие методические приемы
· Обучение необходимо начинать с упрощенных форм движения
· Использовать подводящие и имитационные упражнения
· Оказание дополнительной помощи (подталкивание в кувырке)
· Создание облегченных условий (например, подкидной мостик)
Ценной чертой этого метода является то, что техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, это позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру.
Недостатком этого способа является:
Преподаватель не в состоянии одновременно исправлять все ошибки
Неоднократное повторение двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить к утомлению.
2. Метод расчлененного упражнения – изучение действия по частям. Для успешного применения этого метода необходимо:
· Начинать обучение с целостного показа, и только потом делить упражнение на отдельные части
· Выделенные части движения изучить отдельно и только потом объединить в одно целое.
20) Общепедагогические или неспецифические методы физического воспитания делятся на две группы: методы словесного воздействия и методы наглядного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся:
· Рассказ – его назначение обеспечить общее представление о каком – либо двигательном действии
· Описание - с целью передачи знаний о технике двигательных действий, правилах игры
· Объяснение – ознакомление занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении заданий
· Беседа – помогает повысить активность учащихся, а учителю лучше узнать своих учеников
· Разбор – проводится после выполнения кого-либо задания
· Указание – или распоряжение – отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения
· Команда – имеет форму приказа к немедленному исполнению действия или к его окончанию.
К методам наглядного воздействия относят:
· Непосредственный показ упражнения
· Демонстрация наглядных пособий
· Зрительное ориентирование (разметка)
· Методы слуховой наглядности (звуки)
21. Какие группы средств используются в адаптивной физической культуре?
Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2. Общеразвивающие упражнения: а) без предметов; б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.); в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. 4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.
10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
Социальные функции
1. Социализирующая функция. Стержневой проблемой специального образования аномальных детей является социализация - процесс социального развития личности ребёнка, усвоения им определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Для ребёнка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, стать личностью - значит иметь перспективу дальнейшего развития. В адаптивном физическом воспитании игра выступает как метод и средство двигательной активности, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации аномального ребёнка.
2. Интегративная функция. Как одно из возможных направлений реабилитации и подготовки детей с отклонениями в развитии используется обучение их в массовых образовательных учреждениях.
3. Коммуникативная функция. В процессе адаптивного физического воспитания создаются условия для различных способов взаимодействия людей в процессе общения.
Педагогические функции
1. Учебно-познавательная функция. Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ним знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности.
Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса.
2) Развивающая функция. Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. Отсвоих здоровых сверстников они отстают на 1-3 года.
Практика показывает, что отклонение в развитии в первую очередь приводит к нарушению координации движений.
Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств, исходя из посылок, что во-первых, все они тренируемы, во-вторых, развитие координационных способностей базируется на широком диапазоне разнообразных двигательных умений. Общепризнанно, что чем выше фонд двигательных умений, тем выше предпосылки для построения новых движений и преобразования их к потребностям жизни. В то же время освоение новых движений сопряжено с необходимостью развития физических качеств. Таким образом, формируется круг зависимости обучения и развития, отражающий их диалектическое единство и взаимосвязь.
3. Воспитательная функция. К воспитательной функции адаптивного физического воспитания относятся лишь те её проявления, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями Методика проведения урока, стиль поведения и профессиональные знания и умения учителя, организация взаимодействия учащихся, создание психологического климата определяют степень адаптации ребёнка к двигательной деятельности и успешности воспитания.
4. Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в адаптивном физическом воспитании направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышения двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений у аномальных детей.
5. Профессионально-подготовительная
Цель: подготовить инвалида к будущей профессиональной деятельности. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения (школы, ПТУ, техникума, вуза) перед инвалидом встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, материальной независимости существования, самореализации в деятельности, психической готовности к интеграции в общество и др.
В условиях учебного заведения эта работа осуществляется объединенными усилиями врачей, педагогов, психологов, воспитателей, мастеров производственного обучения. Каждое учебное заведение имеет набор специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка инвалидов, учебную программу и специалистов.
Нарушения зрения
· Нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений.
· Нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры.
· Неврозы, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ.
· Минимальная мозговая дисфункция, снижение слуха.
· Быстрая утомляемость.
Нарушения слуха
· Нарушение функций вестибулярного аппарата.
· Задержка моторного и психического развития.
· Нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения.
· Нарушения равновесия, ритмичности, точности движений, реагирующей способности, пространственно-временной ориентации.
· Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки.
· Заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства.
Нарушения интеллекта
· Нарушение познавательной деятельности.
· Снижение силы и подвижности нервных процессов.
· Нарушения высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.
· Дисплазия, нарушение окостенения, осанки, деформации стопы, позвоночника.
· Дисгармоничность физического развития, нарушение координации движений.
· Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения.
· Сенсорные отклонения.
Требования к профессиональной деятельности в адаптивной физической культуре.
Наиболее общие и в то же время важные требования к профессиональным знаниям специалиста по адаптивной физической культуре юридически закреплены в постановлении Минтруда России. В соответствии с ним специалист должен знать: основные положения Конституции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов исполнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты в процессе занятий физическими упражнениями. Кроме того, тренер преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, а также тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, а инструкторметодист показания и противопоказания к проведению физкультурно спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов.
Что касается должностных обязанностей, то различия между тренером, преподавателем и инструктором методистом по адаптивной физической культуре выражены значительно больше.
Тренер преподаватель (включая старшего) проводит групповые и индивидуальные занятия с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп по направлению врача или учреждения Государственной службы медико социальной экспертизы. Использует средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно
досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивидуальные программы реабилитации и исходные данные физической подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, составляет план и подби-рает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса. Способствует социализации занимающихся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физической культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовершенствованию занимающихся путем разработки программ для их индивидуальных занятий. Разрабатывает годовые и текущие планы теоретической,физической, технической, морально волевой и спортивной подготовки занимающихся. Проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования
занимающихся. Создает условия, предупреждающие случаи травматизма
во время занятий и исключающие применение допингов. Ведет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы, вносит предложения
руководству учреждения по ее совершенствованию.
Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре изложены в соответствующих Государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников физической культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего).
Перечислите основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины, валеологии, профилактической медицины, коррекционной педагогики и других отраслей знаний и практической деятельности
Отмечая несомненную пользу для инвалидов современных технологий профилактической медицины, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
Цель адаптивной физической культуры
-максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека
-поддержание оптимального психофизического состояния
-реализация творческих возможностей
- достижения выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их
-Приоритетные задачи адаптивной физической культуры
Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся
-коррекционные(Нарушения не только опорно-двигательного аппарата(осанка, плоскостопие, ожирение и т.д.), но и сенсорных систем(Зрения и слуха), речи, интеллекта, Эмоционально-волевой сферы, самотических функц. систем
-компенсаторные ( В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи:формирование пространственно-временной ориентации у незрячих, тренировка сохранных сенсорных систем, обучение хотьбы на протезах.
-профилактические(целенаправленная деятельность по профилактике заболеваний)
Вторая группа, задачи - наиболее традиционные для физической культуры
-образовательные(обучение тем или иным знаниям, умением, навыкам)
-воспитательные (воспитание тех или иных свойств личности занимающихся)
- оздоровительно-развивающие(развитие физических качеств и способностей, укрепление мышц стопы, совершенствования осанки и т.п.)
2) В чем смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»?
Реабилитация значит восстановление способности (ability - способность). Реабилитация - это комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушений функций организма, социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.
Социальная интеграция является целью реабилитации. Социальная интеграция - процесс включения лица с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья или инвалида в общество здоровых людей. Важным аспектом социальной интеграции является включение инвалида в трудовую деятельность.
Образ жизни - это реально существующие, устоявшиеся и типичные формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики. Образ жизни, с одной стороны, зависит от личностных свойств индивида, с другой стороны, влияет на формирование этих свойств.
3) Какие области знаний интегрирует в себе адаптивная физическая культура?
АФК интегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин.
Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы.
4) Основные виды адаптивной физической культуры
Адаптивное физическое воспитание(образование):Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.
Адаптивный спорт: Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.
Адаптивная двигательная рекреация:сновная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.
Адаптивная физическая реабилитация: Основная задача адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры - компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства. Основной целью креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик необходимо считать:
приобщение инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности;
снятие психических напряжений («зажимов») ,
вовлечение в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе — в профессионально-трудовую деятельность.
Экстремальные виды двигательной активности - компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.
-преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.)
-формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования
- профилактика состояний фрустрации, депрессии
- создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни
5) Что такое адаптивное физическое воспитание (образование), его цели, задачи, в чем отличие от традиционных задач физического воспитания?
Адаптивное физическое воспитание – это педагогически управляемый процесс, имеющий коррекционный и компенсирующий характер, организованный с учетом особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и обеспечивающий условия для их психо-физического развития и социальной адаптации.
Цель адаптивного физического воспитания – коррекция и компенсация двигательных особенностей, формирование адекватной возрастной норме двигательной базы, расширение двигательных возможностей, создание предпосылок для всестороннего развития лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.