Стиль и имидж. Создание гармонического образа.
Для эффективности взаимодействия крайне важен благоприятный контакт с деловым партнером, необходимо расположить его к общению на уровне личностного восприятия. Психологи отмечают, что на формирование мнения о человеке влияет первое впечатление. Далее образ другого человека может корректироваться, быть искаженным (из-за приписывания личности несуществующих свойств) или адекватным (соответствующим действительности), но первичное представление остается доминирующим и трудно меняющимся. Из этого психологического факта вытекает важность того, каково ваше поведение (речь, жестикуляция, поза, мимика, тактичность, пунктуальность, аккуратность) буквально в первые минуты общения и каков ваш внешний вид в целом (имидж).
Имидж (от англ. image – образ) – это визуальная привлекательность личности, составляющими которой являются внешний облик, одежда, манеры. Имидж является искусством самопрезентации.
Стиль – это единство основных идейно-художественных особенностей какого-либо произведения искусства или отличительных черт человека, которых он придерживается как в одежде, так и в поведении.
Само слово «гармония» навевает спокойствие и умиротворение. Во всем прекрасном, красивом и гармоничном присутствует созидающее начало. Одежда в этом смысле является как и все остальное только инструментом для выражения нашей индивидуальности. Даже не обладая специальными знаниями многие люди могут ощущать дисгармонию во внешних образах, это, например, обусловлено физиологическими особенностями восприятия цвета.
Гармоничный внешний образ включает в себя много составляющих, таких как: прическа, макияж, цветовая гамма, одежда, фактура ткани и ее рисунок, пропорции костюма, аксессуары. Связующим звеном при этом является личность человека. Это главное условие целостности образа и как следствие — гармонии.
Сочетание всех элементов образа также как и композиция костюма подчиняется определенным правилам.
Факторы влияющие на создание имиджа: фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношений.
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации: 1) одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;
2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Ошибки неравенства:
- Фактор превосходства.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его.
- Фактор привлекательности
Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
И привлекательность– не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
- Фактор отношения к нам.
Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Формирование вербального имиджа: вербальный имидж как важнейшая составляющая имиджа делового человека; связь языка и интеллекта, манера представляться как элемент имиджа делового человека; техника формирования вербального имиджа
Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.
Вербальный имидж – мнение, сложившееся о вас на основании информации:
§ прямой или косвенной;
§ осознанной или неосознанной;
§ вербальной или невербальной.
Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную).
Существуют четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении:
§ позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;
§ необходимо учитывать личные интересы собеседников;
§ не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;
§ смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).
Как обычно люди здороваются? Кстати, звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:
· не фиксироваться в сознании собеседника;
· вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).
Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека. Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности, следовательно, утвердили его (в глазах) как личность, следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе.
Уровни взаимодействия языка и интеллекта:
1) Примитивный, «нулевой», физиологический уровень.
2) Утилитарный уровень.
3) На этом уровне конкретность перерастает в иносказание, приобретает признаки переноса — метафоры.
4) Метафора и метонимия «прирастают» к отдельному слову.
5) С этого уровня начинается научное освоение мира, терминология.
6) Переход на философский уровень.
7) Изучение и понимание внутренней этимологии слов.
8) Тайные связи слов каким-то образом проявляются в заговорах, наговорах, шаманских знаниях.
9) Ярким примером интуитивного прозрения связи слов служит поэтическое творчество.
10) Слово воспринимается как условная, произвольная, зависящая от воли человека, его произвола единица.
11) Понимание сущности слова, самих имен.
12) Внутреннее знание слова, имени. Первый шаг на этом пути — глубокое проникновение в основы родного языка, а далее через него уходя вглубь первородного языка — от церковнославянского до старославянского, если же есть возможность, то и глубже — в основы индоевропейского, ностратического... Это поможет открыть многие тайны современного русского литературного языка и понять смысл молитв, тропарей и кондаков, очищающих дух и душу.