Человеческая речь как источник информации. Стили речи.

К вербальным средствам общения относят человеческую речь. С её помощью люди передают и получают информацию.

Речь – это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание - восприятие содержания звучащей речи;

письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Отличия языка и речи. Языкомназывают определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы.

Стили речи это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.

Научный стиль – особая разновидность литературных стилей, применяемый как в устной, так и в письменной речи. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Тщательное предварительное обдумывание высказывания и строгий отбор языковых средств отличает научный стиль от остальных. Для научной речи характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика. Для научного стиля характерны и свои грамматические особенности. В научных текстах часто используются деепричастия, причастия, отглагольные существительные. Могут применяться существительные в единственном числе для обозначения формы множественного числа. Научный стиль характеризуется логичностью, точностью, четкостью изложения. Редко используются эмоциональность и образность. Прямой порядок слов в предложении является свойственным для научной речи.

Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Данный стиль речи используется в основном в письменной речи. Используется при написании разного рода официальных документов, деловых бумаг: докладных записок, заявлений, протоколов и т.д. Для делового стиля свойственны сжатость изложения, точность, использование фразеологических штампов, специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствуют слова ограниченного потребления и эмоциональная лексика. В деловых текстах используется сложные предложения, строгий порядок слов в предложении, безличные конструкции. Для делового стиля характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения.

Область применения разговорного стиля речи – общение в неофициальной обстановке. Применяется в письменной и устной формах. Разговорная речь не отличается строгим отбором языковых средств, большее значение имеет речевая ситуация. Разговорная речь часто подчеркивается и дополняется жестами и мимикой разговаривающих людей. Используются ударения, паузы, смена интонаций. Соответственно, менее строгие требования предъявляются при использовании разговорной речи, особый акцент ставится на эмоциональность, выразительность лексики. При применении этого стиля речи могут встречаться нелитературные слова, неправильная речь (просторечие). Часто используются фразеологические единицы, придающие тексту большую выразительность и эмоциональность. Разговорный стиль речи отличается употреблением обращений, повторов слов, вводных и вставных конструкций, неполных предложений.

Художественный стиль или стиль художественной литературы используется при написании произведений художественной литературы: повестей, рассказов, романов, эссе. Основная функция информировать читателя и воздействовать на него с помощью эмоций. Отличается эмоциональностью, образностью, выразительностью. Широко распространено использование художественных языковых средств и словесных оборотов: метафор, сравнений, эпитетов. Порой для придания тексту торжественной, возвышенной окраски, особого колорита применяются устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

Речевые средства общения.

Человеческая речь как источник информации. Стили речи. - student2.ru Характер содержания взаимодействия зависит прежде всего от речевых средств, техник общения, которые образуют в коммуни­кации существенную логико-смысловую линию.

К собственно коммуникативным аспектам разговора можно отнести приемы привлечения и удержания внимания со­беседника, а также выбранный тон общения — дружеский или официальный, снисходительный или уважительный.

В коммуникации для достижения ожидаемых результатов ис­пользуют разнообразные психотехнические приемы, ко­торые задают определенный разговорный стиль:

воображаемая диалогизация — имитация потенциального диа­лога, обстановки диалога, что вводит в заблуждение собеседника;

вопросно-ответный ход — субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический во­прос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собе­седника и вместе с тем вести свою «подспудную линию»;

эмоциональные восклицания — они усиливают внимание к пред­мету взаимодействия, стимулируют вовлеченность собеседника в разговор;

эвфемизмы (от гр. ей — хорошо + — говорю) — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие поддержи­вать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие негатив­ное проявление эмоций как реакцию на те слова-«красные флаж­ки», которые обычно вызывают отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки (например: вместо «вы должны» использо­вать «хотелось бы»; вместо «неудача» — «неполная победа»; вмес­то «не врите» — «не сочиняйте, не фантазируйте» и пр.);

инверсия (от лат. — переворачивание, перестановка), т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный, в зависимости от намере­ний собеседника, использующего данный прием;

«аффинити» — создание такого эмоционального фона обще­ния (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию, через психологическое присоединение, демонстрацию необходимых в конкретной ситуа­ции эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение со­впадающих интересов;

дистанция — прием как глубокого проникновения в обстоя­тельства и переживания собеседника, так и полного отстранения от личных вопросов. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, а возмож­но, даже враждебность или антипатию. Обратное переключение свидетельствует о положительных сдвигах в общении, о желании сократить формальную дистанцию и общаться более дружелюбно;

активность участия — проявляется в частоте и продолжитель­ности включения в него, может свидетельствовать:

- о степени заинтересованности собеседника в обсуждаемой проблеме, в самом взаимодействии;

- о самооценке человека, его уверенности или застенчивости, состоянии тревожности;

- об общей склонности человека к развернутости или лаконич­ности высказываний, умении говорить коротко.

Наши рекомендации