Язык и речь. Функциональные стили речи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических работ по дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

ОУДБ.01 Русский язык

для профессий:

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по

отраслям)

Повар, кондитер

2015г.

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» разработаны в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21.07.2015г.; регистрационный номер рецензии 381 от 23.06.2015г. ФГАУ «ФИРО»).

Данные методические рекомендации учитывают общую нацеленность образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, и обеспечивают формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Предложенные методические рекомендации по выполнению практических работ включают задания, направленные на достижение следующих целей:

- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Данные методические рекомендации отражают цели практической работы, ее дидактическое оснащение, задания, содержание отчета, контрольные вопросы и список литературы. Некоторые задания предполагают вариативность.

Предложенные материалы носят рекомендательный характер и рассчитаны на дифференцированную работу с обучающими. Задания, представленные в методических рекомендациях, могут быть использованы целиком или выборочно. Структура данных методических рекомендаций определена характером учебного материала, методическими задачами, стоящими перед курсом, и представляет собой систематизированный набор упражнений по всем разделам курса русского языка: «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», «Лексикология и фразеология», «Морфемика, словообразование, орфография», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».

Название раздела по программе:

Введение

Практическая работа 1

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа

(наименование практического занятия)

Цели работы:

студент должен уметь:

- вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

- преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Дидактическое оснащение практической работы:

- настоящие методические рекомендации по выполнению практической работы;

- алгоритм лингвистического анализа текста.

Задания:

1. Прочитайте следующий теоретический материал:

Лингвистический анализ текста – это не передача личного впечатления от прочитанного, это серьезное изучение текста с точки зрения его смысла, формы, структуры и др. Лингвистический анализ текста сложен для неподготовленного исследователя.

Чтобы стать хорошим читателем, необходимо анализировать тексты: в них открывается такое содержание, о котором и не подозреваешь после первичного прочтения. А чтобы научиться писать хорошее сочинение, тоже надо анализировать тексты, потому что, обнаруживая у настоящего писателя приёмы, которыми он пользуется, мы учимся грамотно сочинять и оформлять свои письменные работы.

Основой анализа текста, как отмечает известный языковед И. Горшков, должны стать не категории языкового строя, а категории текста (тема - идея - материал действительности - языковой материал - сюжет, архитектоника - композиция - словесный ряд - «лики» образа автора (в том числе образа рассказчика) - образ автора.

Другие учёные предлагают больше внимания обращать на лингвистические особенности текста: лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические.

Чтобы понять текст, необходимо:

1) прочитать текст, обозначить микротемы;

2) определить ключевые слова (лексический уровень), раскрывающие тему;

3) определить структуру: зачин, срединную часть, концовку;

4) выявить служебные части речи, способствующие связи частей сложных предложений и простых предложений между собой;

5) определить их смысловую и структурную роль;

6) определить значение грамматических основ для понимания текста;

7) проверить видовременные отношения глаголов-сказуемых, для того чтобы выявить смыслы, расширяющие наши представления о тексте;

8) выявить грамматические формы частей речи, которые помогают понимать особенности текста, его речевой тип;

9) найти художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры и другие тропы, стилистические фигуры;

10) определить тип речи и стиль языка;

11) сформулировать замысел автора, т.е. идею текста.

Этот порядок исследования называется лингвистическим анализом текста.

2. Составьте глоссарий (словарик) по теме занятия. Для этого письменно объясните значение основных понятий, встретившихся в теоретическом материале (например, текст, тема, микротема и др.)

Содержание отчета:

- глоссарий по теме занятия.

Контрольные вопросы:

-Что такое лингвистический анализ текста?

- Без знания каких терминов не выполнить лингвистического анализа текста?

Литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для сред. проф. Образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2014. – 384с

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. Пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования/ Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2014. – 224с.

3. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»)

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования

Цели работы:

студент должен уметь:

- извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

- составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

- вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

- преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Дидактическое оснащение практической работы:

- настоящие методические рекомендации по выполнению практической работы;

- таблица.

Задания:

1. Прочитайте следующий теоретический материал и на основании его заполните приведенную ниже таблицу:

Современный русский язык как научное явление представляет собой систему - это значит, что все его разделы взаимосвязаны между собой. Современный русский язык состоит из следующих разделов: фонетика, графика, орфография, орфоэпия, грамматика (морфология и синтаксис), словообразование, пунктуация, лексикология, фразеология, стилистика.

Рассмотрим каждый из них.

Фонетика (греч. phone – звук) – это учение о звуках русского языка. В разделе фонетики рассматриваются следующие вопросы: гласные и согласные звуки; глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; слог, ударение.

Графика (grapho – пишу) – раздел языка, в котором изучается буквенное обозначение звуков речи. Графикой называют также сами начертания букв, их изображение на письме.

Орфография (греч. orphos – правильный, прямой, grapho – пишу) – раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Орфоэпия (греч. orphoepeia, от orphos – правильный и epos – речь) – раздел языкознания, который изучает совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений и вырабатывает произносительные рекомендации - орфоэпические правила.

Морфология (греч. morphe – форма и logos – слово) – это раздел грамматики как науки, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов со всеми грамматическими значениями; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.

Синтаксис (греч. syntaxis – построение, порядок) – раздел грамматики, изучающий существующую в языке систему типов соединения слов в предложении и систему предложений разных типов.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку (аффиксов, префиксов).

Пунктуация – раздел языкознания, изучающий систему внеалфавитных графических средств, главным образом знаков препинания, образующих – вместе с графикой и орфографией – основные средства письменного (печатного языка).

Лексикология (греч. lexikos – относящийся к слову и logos – учение) – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, его лексика.

Фразеология (от греч. phrases род. п. от phraseos – выражение, logos слово) – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии.

Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования языка в процессе речевой коммуникации, функционирование языковых единиц (и категорий) в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а также функционально-стилевая система, или «система стилей», литературного языка в его современном состоянии и диахронии.

Каждый из разделов языка посвящен одному из уровней, который рассматривает одну из сторон этого важнейшего инструмента человеческой мысли, речи и дела. Уровни языка выстраиваются от наименьшей единицы - звука (в устной форме) и буквы (в письменной форме) до максимальной - текста (устного или письменного).

Современный русский язык как система

Разделы языка / Категория системного анализа Фонетика Графика. Орфография. Пунктуация Лексикология. Фразеология Словообразование Морфология Синтаксис
Предмет изучения            
Единица            
Структура (состав)            
Процессы            
Функция О Ф О Р М Л Е Н И Е
(чего?) Устной речи          

2. Прочитайте высказывания о русском языке русских поэтов и писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры.

1) Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нём. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем установилось крепостное рабство и деспотизм. (В.К.Кюхельбекер)

2) Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа, как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим предметом, несмотря на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические оковы.(А.С.Пушкин)

3) Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писа­тели только творят на нём сообразно с сими законами.(В.Г.Белинский)

- Что общего можно обнаружить во всех этих отрывках? Что вы знаете об авторах этих текстов? Почему их мнению можно доверять?

- Напишите небольшое рассуждение о родном языке: попробуйте ответить на вопрос «Зачем необходимо знать русский язык?»

3. Прочитайте следующий теоретический материал и на основании его ответьте на следующие вопросы:

- Какие методы исследования языка лежат в основе следующих словарей и справочников:

«Толкового русского языка» С.И. Ожегова,

«Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера,

«Справочник русского языка: орфография и пунктуация» Д.Е. Розенталя,

«Англо-русский словарь» В.К. Мюллера?

- Какой метод исследования языка лежит в основе фонетического, морфологического, синтаксического анализов?

Основными методами исследования языка является описательный, сравнительно-исторический, сопоставительный и структурный.

Описательный метод

Его цель - дать точное и полное описание языковых единиц Суть метода заключается в инвентаризации и систематизации языковых единиц. Так, например, если необходимо исследовать фонетическую систему какого-то языка, ученый должен вычленить из речи все звуки, идентифицировать их и представить их полный список (инвентаризировать звуки), затем классифицировать их (выделить гласные и согласные, согласные разделить на сонорные и шумные, шумные - на звонкие и глухие и т.п.). Этот метод имеет большое практическое значение, поскольку связывает лингвистику с общественными потребностями. На его основе созданы описательные грамматики различных языков и толковые, орфографические, орфоэпические и другие нормативные словари.

Сравнительно-исторический метод

Объектом этого метода являются родственные языки, то есть те, которые имеют общего предка. Главная задача этого метода - открытие законов, по которым развивались родственные языки в прошлом. С его помощью можно реконструировать (воспроизвести) древние не зафиксированные в памятниках письменности языковые единицы - звуки, слова, их формы и значение.

Сопоставительный метод

Объектом этого метода является изучение различных языков - родственных и неродственных. Цель - путем сопоставления выявить общие, одинаковые и отличные, специфические черты сопоставляемых языков в звуковой, словарной и грамматической системах. Практическое применения сопоставительный метод нашел в теории и практике перевода и в методике преподавания иностранных языков. На его основе создают сопоставительные грамматики языков, сравнительные типологии языков, двуязычные и переводные словари.

Структурный метод

Он применяется при исследовании структуры языка, а его целью является знание языка как целостной функциональной структуры, элементы которой соотнесены и связаны строгой системой отношений и связей. Структурный метод является продолжением в новом направлении описательного метода: и тот, и другой имеют в виду функционирование языка. Однако описательный метод используется для исследования «наборов» действующих в языке частей и элементов, а структурный – для исследования отношений, связей, зависимостей между этими частями и элементами. Эти два метода дополняют друг друга.

Содержание отчета:

- заполненная таблица «Современный русский язык как система», сочинение-рассуждение «Зачем необходимо знать русский язык», ответы на вопросы.

Контрольные вопросы:

- Докажите, что язык является системой.

- Назовите методы языкового исследования. Приведите примеры.

Литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для сред. проф. Образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2014. – 384с

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. Пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования/ Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2014. – 224с.

3. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»)

Название раздела по программе:

Язык и речь. Функциональные стили речи

Практическая работа 2

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий)

анализ текста

(наименование практического занятия)

Цели работы:

студент должен уметь:

- уметь выполнять лингвостилистический анализ текста;

- определять авторскую позицию в тексте;

- высказывать свою точку зрения по проблеме текста; определять эмоциональный настрой текста;

- развивать логическое мышление, аналитические способности;

- развивать интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения;

- развивать умение создавать на основе проанализированного текста собственное связанное высказывание;

- развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать свое суждение);

- побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

Дидактическое оснащение практической работы:АРМ педагога, доска, наглядные материалы.

Задания:

1. Ознакомьтесь со следующим теоретическим материалом:

Наши рекомендации