Методика проведения подвижных игр с детьми 13-14 лет.
Этот период можно охарактеризовать, как период роста. Усиленно растут костно-связочный аппарат (особенно длинные трубчатые кости рук и ног), что несколько нарушает координацию движений подростка. Значительно увеличивается жизненный объём лёгких. Потребность в кислороде велика, но дыхательный аппарат ещё недостаточно развит, вследствие этого дыхание у подростков часто бывает поверхностным, в силу чего большое значение приобретают игры с различными энергичными действиями, способствующими выработке более глубокого и экономичного дыхания. Сердце подростка отличается повышенной возбудимостью, поэтому игры, требующие большой подвижности, могут вызывать у них быстрое учащение пульса и повышение кровяного давления. Благодаря значительному увеличению объёма мышц и возрастанию их силы разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек становится существенной. Мальчики имеют некоторые преимущества перед девчонками в играх в беге на скорость, с элементами борьбы (сопротивлений), а также в играх с метанием малых мячей или других предметов в цель и на дальность. Многие игры с мячом являются переходной ступенью к играм спортивным и содержат в себе целый ряд элементов спортивной техники и тактики. Подростки с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным играм. Их можно проводить в виде эстафет с преодолением полосы препятствий, с борьбой, метанием, прыжками, лазанием и перелазанием.
Игры, развивающие физические качества.
Если на занятии решается задача развитие силы, то в него полезно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивание, удержание, выталкивание, элементы борьбы), с различными двигательными операциями, с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метание на дальность, подъёмы спортивных снарядов нужного веса, способы их перемещения в пространстве). Для развития силы в своей работе я применяю следующие игры: «Перетягивание каната», «Тяни в круг», «Вытолкни из круга», «Бой петухов», «Борьба в квадратах» и другие.
«Тяни в круг».
Очерчиваются несколько кругов один в другом. Все дети окружают самый большой круг, взявшись за руки. По сигналу начинают движение по кругу, по второму сигналу останавливаются и стараются втянуть в круг своих соседей. Кто наступит на черту или попадёт в пространство между кругами одной или двумя ногами - выбывает из игры. Затем дети встают уже во второй круг и повторяют игру. Играют до тех пор, пока не останется один победитель.
Для развитияловкостинеобходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнёров, физической сноровки и тактической изворотливости.
Умение своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества. Для развития ловкости использую такие игры как «Русская лапта», «Круговая лапта», «Охота с мячом», «Перестрелки», «Бездомный заяц».
Игра «Воробьи и вороны».
Играющие делятся на две равные по силам команды и строятся вдоль средних линий расположенных на расстоянии 1-2 метра друг от друга.
Одна команда «Воробьи», другая «Вороны». Руководитель называет одну из команд, например «Воробьи», при этом они быстро должны повернуться и ловить убегающих «Ворон». Побеждает та команда, которая поймает больше игроков. Я разноображу эту игру. Например, дети принимают упор - лёжа лицом друг к другу. По сигналу начинают отжиматься, после названия одной из команд начинают преследовать игроков. Исходное положение каждый раз можно менять.
Для развития выносливости применяю игры, связанные с заведомо затратой сил, энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры « Чай, чай- выручай», «Догонялки с мячом», «Погоня», «Салки», различного рода эстафеты.
«Догонялки с мячом».
Игроки располагаются по площадке. По сигналу водящий, у которого в руках мяч, начинает бег с осаливанием игрока. Игрок, в которого попал мяч, становится водящим. Время игры нормированное. Побеждает тот, кто ни разу не будет в роли водящего.
Быстротахарактеризуется тремя факторами:
1. быстротой ответного движения, на какой – либо внешний раздражитель.
2. быстротой одиночного движения.
3. частотой движений в единицу времени.
В игровой деятельности быстрота проявляется в реакции на движущийся предмет (мяч, шайбу), на изменение положения партнёра, в перемещениях и выполнении игрового приёма, в анализе и принятии решения на конкретное игровое действие. Игры, способствующие развитию быстроты: «Третий лишний», «Эстафета с мячом», «Погоня по кругу», «Караси и щука».
Игра «Караси и щука».
На одной стороне площадки находятся караси, на середине – щука. По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука ловит их.
Пойманные караси берутся за руки встав, посередине зала образуют сеть. Следующий этап – пробежать через сеть (под руками), затем корзины – круги, далее верши – коридор из пойманных карасей, щука продолжает ловить. Победитель считается тот, кто останется не пойманным.
Список использованной литературы
1. Воловик А. В. Педагогика досуга. Учебник.- М.: Флинта: Московский психолого – социальный институт, 1998-240с.
2. Железняк Ю Д., Портной Ю. М. Спортивные игры.- М.: Физкультура и спорт, 2001-510с.
3. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических ВУЗов.-2-е изд., стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2004.-160с.
4. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. Физкультура для всей семьи.- М.: Физкультура для всей семьи.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-463с.
5. Коротков И. М. Подвижные игры детей.- М.: Советская Россия, 1987.- 160с.
6. Погодаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры.- 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2000.-496с.
7. Скачков И. Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 64с.
8. Статьи в журналах « Физическая культура в школе ».