Памятники послезарубинецкого времени в южной Белоруссии
В конце I или, возможно, во II в. н. э. поселения и могильники зарубинецкой культуры на территории Белоруссии прекращают свое существование. Их место вскоре занимают памятники иного культурного облика. От II…V вв. н. э. на обширной территории от верховьев Днестра до верховьев Северского Донца известны памятники Черняховского типа, судя по всему, неоднородные как в культурном, так и в этническом отношении.
По обряду захоронения черняховская культура относится, как и зарубинецкая, к кругу памятников «полей погребения». Но у Черняховских племен было распространено как трупосожжение, так и трупоположение.
Поселения этой культуры, как правило, были неукрепленными. Располагались они в долинах рек, на склонах первой надпойменной террасы, у оврагов и балок, занимая площадь в 2…3 гектара, а иногда и больше. Жилища были как наземные, так и полуземляночные. Больше распространены небольшие наземные постройки со стенами, сплетенными из прутьев и обмазанными глиной. Культура имеет ярко выраженный земледельческий характер.
Среди керамического материала много посуды, изготовленной на гончарном круге. Столовая посуда обычно хорошо вылощена, серого цвета. Распространяются вещи провинциально-римского облика — амфоры, стеклянные сосуды, бусы, фибулы и римские монеты. Последние исследования, однако, выявили существенные локальные различия между отдельными районами, объединяемыми пока под общим термином «черняховской культуры». В складывании культуры, очевидно, приняли участие различные этнические элементы, и сама она, как полагают, явилась продуктом определенной культурно-экономической и политической обстановки, общей для ряда этнических групп [30].
Глиняные сосуды из могильника Брест - Гришин. (Раскопки Ю. В. Кухаренко.)
Местные этническо-культурные особенности оказались прикрытыми плотной вуалью провинциально-римских древностей. Учитывая это обстоятельство, следует подходить к отдельной группе волынско-полесских памятников, заходящих на территорию южной Белоруссии. Под покровом Черняховского материала отчетливо просматриваются локальные особенности культуры, сохраняющей, с одной стороны, пшеворско-зарубинецкие традиции, с другой, имеющей прямые аналогии с памятниками готско-гепидской культуры Нижнего Повисленья.
Как и в предшествующее зарубинецкое время, здесь известен только один обряд погребения — трупосожжение. На поселениях, которые изучены пока очень слабо, черняховская серолощеная керамика со-ставляет, по подсчетам И. С. Винокура, до 45% от общего количества керамики.
Могильники бескурганные. Некоторые из них располагаются на месте более ранних зарубинецких и поморских. Так, среди 136 погребений, исследованных на могильнике Велемичи I, 10 оказались относящимися к послезарубинецкому времени. Остатки сожжения были высыпаны в яму вместе с золой, древесными углями и поврежденными огнем вещами. Среди обломков глиняной посуды имеются лепные и гончарные. Гончарные сосуды представлены типичными Черняховскими серолощеными мисочками. Среди лепных имеются сосуды зарубинецких форм и форм, характерных для готских могильников низовьев Вислы, Буга и Волыни [9]. Металлические вещи, как правило, фрагментированы. Все находки типичны для III…IV вв. н. э.
Бронзовые наконечник ремня и фибулы из могильника Брест-Гришин
1960…1961 гг. Ю. В. Кухаренко был раскопан грунтовой могильник в д. Гришин на окраине Бреста [7]. В нем обнаружено 55 погребений и 8 больших ям, заполненных золой и обожженными камнями. Все погребения содержали трупосожжения. Большая часть погребений совершена в ямах, в которые были высыпаны пережженные кости и остатки погребального костра. Здесь же были сложены вещи: глиняные сосуды, бронзовые фибулы, булавки, различные подвески (в том числе и из римских монет), поясные пряжки, наконечники ремня, иглы, пряслица, костяные гребни и т. п. Оружия в погребениях не обнаружено. Имелись и урновые захоронения. Основная масса материала имеет аналогии в готско-гепидских памятниках низовьев Вислы. Единичные находки принадлежали пшеворским и Черняховским типам. Дата могильника — конец II…середина IV в. н. э. Безусловное сходство
~ 38 ~
основного вещевого материала могильника с древностями готско-гепидской культуры дает основание говорить о переселении в Полесье какой-то группы нижневисленского населения.
Историк VI в. Иордан, пользовавшийся более ранними, не дошедшими до нас источниками, рассказал о продвижении с юго-восточных берегов Прибалтики на юго-восток через земли венедов и далее на юг к берегам Причерноморья германского племени готов, достигших к III в. н. э. нижнего течения Дуная и нанесших в последующие столетия ряд ударов по римским провинциям на Балканском полуострове. Материалы из могильника под Брестом, по-видимому, подтверждают сообщение Иордана. Можно отметить, что недалеко от южных границ Белоруссии, на Волыни, возле села Сушично был найден железный наконечник копья III в. н. э. с рунической надписью на готском языке, которая читается как ?????, что означает «нападение», «нападающий» [9].
По мнению Ю. В. Кухаренко, продвижение готов в Полесье и на Волыни было довольно мирным. Они двигались по слабозаселенным территориям пограничья между различными племенами. В этническом отношении готы, по-видимому, не были едины. Вместе с ними могли быть и увлеченные движением славянские группы. Часть пришельцев, как свидетельствуют описанные памятники, осела здесь и впоследствии растворилась среди местного населения, наложив на их культуру своеобразный отпечаток.
На юге и юго-востоке Белоруссии начиная со II в. н. э. получают распространение памятники типа Адаменки под Новым Быховом, характеризующиеся трупосожжением, открытыми поселения, имевшими бревенчатые стены и грунтовыми могильниками. Селища были застроены полуземляночными жилищами (14…16 кв. м). Внутри построек обнаружены открытые очаги. Эти памятники еще требуют изучения [19].
Днепро-двинская культура
Верховья Сожа и Десны, смоленское поречье Днепра и верхнее течение Западной Двины до водораздела Днепра и рек волжского бассейна с I тысячелетия до н. э. до третьей четверти I тысячелетия н. э. входили в особую культурно-историческую область, отличную по ряду важных культурных элементов от соседних областей. Сложившаяся здесь в железном веке археологическая культура носит название культуры смоленских городищ или днепро-двинской [1, 27]. Пока известны только поселения этой культуры, представленные городищами и селищами.
Городища обычно располагались гнездами по 2…4 вблизи водоемов на высоких естественно укрепленных местах, часто на отдельных моренных холмах посреди болот. Размеры их, как правило, невелики. Форма площадки треугольная или овальная. Городища дополнительно укреплялись валами и рвами, иногда в несколько рядов. Специальной обработкой склонам придавалась большая крутизна. В качестве интересной детали можно отметить тот факт, что валы и рвы почти всегда сооружались либо вдоль основания городища, либо на его склонах, т. е. ниже площадки поселения. Раскопками на некоторых городищах прослежены остатки деревянных стен, сооруженных по гребню валов. По своей конструкции городища очень напоминают литовские пилькальнисы. Селища тоже располагались вблизи воды, но они совсем не изучены.
Жилища обитателей днепро-двинских городищ были наземными или немного углубленными в землю, столбовой конструкции.
Керамика лепная, плоскодонная, слабо профилированная, со слегка отогнутым наружу венчиком. Имеются также сосуды баночной формы с краем, вогнутым внутрь. Орнаментированной посуды встречается сравнительно мало.
Изделия из поселений днепро-двинской культуры. (Раскопки К. Шута.)
В отличие от своих южных и западных соседей обитатели городищ широко использовали кость в качестве материала для изготовления различных предметов. На некоторых поселениях изделия из кости представлены значительно обильнее, чем из глины, или тем более из металла. Эта особенность сближает днепро-двинскую культуру с соседней с ней на востоке дьяковской. Можно также указать на находки типичных дьяковских глиняных грузиков.
Некоторые ранние металлические изделия, в частности бронзовые украшения, весьма напоминают
~ 39 ~
милоградские.
С появлением на южных границах культуры зарубинецких племен наблюдаются, как уже говорилось, значительные перемены в общем облике днепро-двинской культуры: появляется близкая по форме к зарубинецкой керамика, распространяются фибулы зарубинецкого типа и т. д. Но в целом местный характер культуры сохраняется
[28].
В хозяйстве обитателей городищ долгое время прочно сохраняли свои позиции скотоводство и охота. Только на позднем этапе заметно возрастает роль земледелия.
Раскопанных поселений описываемой культуры на территории Белоруссии мало. Наиболее раннее городище, относящееся ко второй половине I тысячелетия до н. э., было частично раскопано А. Г. Митрофановым в 1956 г. возле д. Поддубники Дисненского района Витебской области. Возникло оно на конце очень высокого мыса, обращенного с одной стороны к долине р. Ауты, с другой — к оврагу. С напольной стороны городища был сооружен вал. Площадка имеет неправильную овальную форму размером 28х55 м. Состав находок придает культуре поселения очень архаичный облик. Преобладают изделия из кости: стрелы, иглы, проколки, какие-то долотообразные орудия и т. д. Найдены два клиновидных каменных топора. Железные изделия почти отсутствуют. Только в самых верхних слоях найден железный серп. Керамики немного. Представлена она двумя типами: слабо профилированными горшками и сосудами баночной формы. Основным занятием обитателей городища были скотоводство и охота, дополняемые собирательством речных моллюсков. Только на последнем этапе жизни получило развитие земледелие.
Небольшие по объему раскопки были произведены Л. В. Алексеевым [2] на городище Девичья гора в Мстиславле. Городище занимает мыс правого берега р. Вихры и имеет эллипсовидную форму 103х48 м. Площадка окружена валом, достигающим высоты 2…2,5 м. Как показали раскопки, первоначально поселение не имело земляных укреплений.
Находки с городища представлены железным серповидным ножом с горбатой спинкой, бронзовой фибулой среднелатенской схемы, двумя грузиками дьяковского типа, костяным гарпуном, тремя костяными бусинами и керамикой. Среди последней имеются фрагменты от малопрофилированных сосудов с бугристой поверхностью, а также от сосудов с защипами или насечкой по краю венчика, отдаленно напоминающих зарубинецкие.
Синхронистическая таблица археологических культур железного века.
Восстановить не удалось
Сходство керамики, обнаруженной под валом, с керамикой из нижнего слоя полностью раскопанного городища Тушемли в Смоленской области позволяет относить начало жизни на городище ко второй половине I
~ 40 ~
тысячелетия до н. э. Просуществовало оно, как можно судить по находкам фибулы и некоторых типов керамики, до
I в. н. э.
О более позднем этапе культуры дает представление городище около Язно в Дисненском районе Витебской области, изучавшееся А. Г. Митрофановым в 1955 и 1961 гг. (Материалы раскопок Поддубников и Язно не опубликованы.)
Поселение основано на холме вблизи озера. Площадка имеет удлиненную форму размером 42х90 м. Остатки укреплений сохранились теперь в виде террасы, опоясывающей городище приблизительно на половине его высоты. Имеется небольшой вал и на узком краю городища. Как показал его разрез, вал был сооружен не сразу. Первоначально городище было укреплено деревянной стеной.
Судя по составу находок, на городище имеется два разных слоя. Нижний относится к культуре днепро-двинских городищ, верхний — к культуре длинных курганов VI…VIII вв., но стратиграфически слои не разделяются.
Как и на других памятниках этой культуры, керамики найдено сравнительно мало. Вся она гладкостенная и в основном слабо профилированная. Иногда встречается орнамент в виде нарезных изломанных линий и ямочных вдавлений. Изделий из железа уже значительно больше. Найдены миниатюрные серпы со слабым изгибом лезвия, ножи с изогнутой спинкой, булавки с 5-видным завитком, наконечник копья. По-прежнему очень много изделий из кости. Жилища проследить не удалось. Вероятно, это были наземные постройки столбовой конструкции. Обнаружено несколько больших ям. Очень интересный объект был выявлен в центре площадки городища. Он представляет собой сооружение из обожженной глины, круглое в плане, диаметром около 1 м, с вертикальными стенами, сохранившимися до высоты 35…40 см, и с небольшим углублением в центре. Вокруг него найдено много шлаков и кусков необработанных криц. Несомненно, сооружение это связано с обработкой железа. Не вполне ясно только, была ли это домница или кузнечный горн.
Днепро-двинская культура, безусловно, нуждается в дальнейшем изучении. Можно надеяться, что будут открыты и погребальные памятники. Еще не поставлен по существу вопрос об истоках этой культуры. О по-следующих судьбах можно только догадываться. Определеннее решается вопрос об этнической принадлежности носителей днепро-двинской культуры. Данные гидронимики свидетельствуют о том, что население Верхнего Поднепровья, значительной части Подвинья и западных районов Волго-Окского междуречья принадлежало к балтийской языковой группе. Это как раз та территория, на которой в эпоху железного века обитали племена, оставившие и днепро-двинскую культуру [25].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Л. В. Археологические памятники эпохи железа в среднем течении Западной Двины. Тр. Прибалтийской объединенной комплексной экспедиции. М., 1959, т. 1.
2. Алексеев Л. В. Городище Девичья гора в г. Мстиславле. КСИА, 1963, вып. 94.
3. Амброз А. К. Фибулы зарубинецкой культуры. МИА, 1959, № 70.
4. Гуревич Ф. Д. Древности Белорусского Понеманья. М.—Л., 1962.
5. Кухаренко Ю. В. Зарубинецкая культура. М., 1964.
6.Кухаренко Ю.В.К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры. СА, 1960, № 1.
7. Кухаренко Ю. В. Могильник Брест-Гришин (к вопросу о так называемой готско-гепидской культуре на территории Полесья и Волыни). Тез. докл. на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований 1962 г. М.,
1963.
8. Кухаренко Ю. В. Могильники полей погребений в Верхнем Поднепровье. КСИИМК, 1954, вып. 53.
9. Кухаренко Ю. В. Памятники железного века на территории Полесья. М., 1961.
10. Кухаренко Ю. В. Чаплинский могильник. МИА, 1959, № 70.
11. Мельниковская О. Н. Древнейшие городища южной Белоруссии. КСИИМК, 1957, вып. 70.
12. Мельниковская О. Н. История племен раннего железного века южной Белоруссии. Автореферат диссертации М., 1964.
13. Мельниковская О. Н. Клад латенского времени из юго-восточной Белоруссии. Материалы по археологии БССР, т. 1. Минск, 1957.
14. Мельниковская О. Н. Могильник милоградской культуры в д. Горошков в южной Белоруссии. СА, 1962,
№ 1.
15. Мельниковская О. Н. О взаимосвязи милоградской и зарубинецкой культур в южной Белоруссии. СА,
1963, № 1.
16. Мельниковская О. Н. Памятники раннего железного века юго-восточной Белоруссии. (Милоградская культура.) КСИА, 1963, вып. 94.
17. Митрофанов А. Г. Городище в Вязынке. Материалы по археологии БССР, т. 1. Минск, 1957.
18. Митрофанов А. Г. К истории населения Средней Белоруссии в эпоху раннего железа. Автореферат диссертации. Л., 1955.
19. Митрофанов А. Г., Тарасенко В.Р. Типы жилищ на территории БССР эпохи раннего железа и раннего средневековья. Вопросы этнографии Белоруссии. Минск, 1964.
20. Никитина В. Б. Памятники поморской культуры в Белоруссии и на Украине. СА, 1965, № 1.
21. Поболь Л. Д. Поселение и могильник зарубинецкой культуры в Чаплине. Автореферат диссертации. М.,
1960.^
22. Поболь Л. Д. Пасяленне i магiльнiк зарубiнецкай культуры y Чаплiне. Весцi АН БССР, серыя грам. навук, 1959, № 3.
23. Поболь Л. Д. Фiбулы з раскопак у Чаплiне. Весцi АН БССР, серыя грам. навук, 1958, № 2.
~ 41 ~
24. Пронина И. Г., Гаррут В. Е. Остатки животных из поселений III в. до н. э. — V в. н. э. на территории Минской области БССР. Материалы по археологии БССР, т. 1. Минск, 1957.
25. Седов В. В. Гидронимика и археология средней полосы Восточной Европы. Тезисы..., М., 1963.
26. Седов В. В. Славянские курганные черепа Верхнего Поднепровья. СЭ, 1954, № 3.
27. Третьяков П. Н., Шмидт Е. А. Древние городища Смоленщины. М.—Л., 1963.
28. Третьяков П. Н. Локальные группы верхнеднепровских городищ и зарубинецкая культура. СА, 1960, № 1.
29. Третьяков П. Н. Чаплинское городище. МИА, 1959, № 70.
30. Третьяков П. Н. Этногенический процесс и археология. СА, 1962, № 4.
~ 42 ~