Философские проблемы социальные проблемы политические проблемы
– Проблема смысла жизни. (В чем состоит смыл жизни?)
– Проблема добра и зла. (Проблема противоборства добра и зла)
– Проблема счастья. (В чем состоит счастье? Что такое истинное счастье? Какого человека можно назвать счастливым?)
– Проблема свободы и ответственности человека
– Проблема таланта. (Что такое талант?)
– Проблема роли личности в истории. (Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким может быть человек, способный повлиять на ход истории? Каким может быть человек, способный повлиять на ход истории?)
– Проблема отношения человека и мира. (Может ли человек изменить мир?)
– Проблема физических и духовных возможностей человека. (Безграничны ли эти возможности?)
– Проблема сущности науки как вида человеческой деятельности
Цитаты
1) Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я» (Г.Гегель).
2) Человек таков, каково его представление о счастье (В.А.Сухомлинский).
3) Счастье – в предчувствии счастья (А.Вампилов).
4) Человек создан для счастья, как птица для полёта (В.Г.Короленко).
5) Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней (К.Г.Паустовский).
6) Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (Грузинская пословица).
7) Что же такое счастье? Ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении (А.Н.Толстой).
8) Сеешь зло – жди кровавой жатвы (Жан Расин).
9) Зло порождает зло (М.Ю.Лермонтов)
10) Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности (А.Швейцер)
11) Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием (Спиноза).
12) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе ( Л. Н.Толстой)
13) Добро – не наука, оно действие (Р.Роллан).
14) Доброта лучше красоты (Г.Гейне).
15) Каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза (Г. Гейне).
16) Когда переведутся Дон-Кихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать (И.С.Тургенев).
17) Жалость к палачам становится жестокостью по отношению к жертвам (Р.Роллан).
18) Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для её достижения (А.Эйнштейн).
19) Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившегося (Амирэджеби).
Аргументы
1) Поиск смысла жизни – ключевая проблема романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Главный герой произведения Пьер Безухов проходит трудный путь духовных исканий: пытается жить светской жизнью, ищет истину в учении масонов, принимает личное участие в Бородинском сражении. При этом ощущение полноты бытия приходит к нему после знакомства с Платоном Каратаевым – простым русским крестьянином. В основе мировоззрения Каратаева лежит любовь к человеку и принятие его, умение даже в самых сложных жизненных ситуациях видеть светлое начало. Именно такое мудрое отношение к миру позволило Пьеру понять, что смысл жизни заключается в самой жизни, если она наполнена любовью к людям и служением им.
2) Умение жить в соответствии со своими нравственными убеждениями, способность ценить жизнь, понять другого человека и принять его со всеми достоинствами и недостатками присущи Матрене – героине рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Это мудрая женщина, смысл жизни которой – бескорыстное служение людям. По мнению самого писателя, именно в образе Матрены воплощен идеал русского праведника.
3) Способность найти прекрасное в повседневном – одна из важнейших особенностей поэзии И. А. Бунина. Подтверждение этой мысли находим в стихотворении «Вечер»:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
С поэтом нельзя не согласиться, ведь, по словам Б. Шоу, «способность видеть чудесное в обыкновенном – неизменный признак мудрости». Поэтому воспитание в себе умения радоваться каждому моменту бытия – задача каждого из нас.
4) Помочь нуждающемуся, улыбнуться прохожему, сказать доброе слово огорченному, похвалить человека – все это так легко сделать. Нужно не скупиться на добро, ведь, по словам Д.Голсуорси, «доброта – качество, излишек которого не вредит». И чем больше мы отпускаем в мир добрых дел, тем светлее и радостнее он становится, тем меньше места остается для дурного.
5) В произведениях русской литературы нравственная состоятельность героя определяется его душевными качествами. В произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» злонравие является «достойным» плодом зла. Это худшие качества, присущие человеческой душе: невежество, жестокость и самодурство, которые ярко воплощаются в мире Простаковых и Скотининых, стремящихся подчинить всю жизнь своей воле. Однако этому злу противостоит сила добра, главными представителями которой являются Стародум, Софья и Правдин. Д.И.Фонвизин утверждает в пьесе победу добра над злом: Простакова наказана и порядок восстановлен в ее имении.
6) Французский писатель О.Бальзак сказал: «Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры». Я думаю, что такие люди не способны оставить заметный след в жизни, повлиять на судьбу эпохи. Личность, вошедшая в историю, – это человек, думающий не о сиюминутной славе, а тот, кто смотрит вперед через время. Его не могут сломить трудности, клевета недоброжелателей и недовольство соратников. К великим людям могут быть отнесены слова А.С.Пушкина: «…хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца».
Социальные проблемы (проблемы устройства и жизни общества).
– Проблема социальной справедливости /несправедливости, социального неравенства
– Проблема соблюдения прав человека в обществе.
– Проблема создания правового государства
– Проблема НТР и развития общества
– Проблема влияния современных средств массовой коммуникации (телевидения, Интернета и др.) на развитие современного общества (Какую роль играют телевидение и Интернет в жизни современного общества и современного человека?)
– Проблема отношения к человеческому труду (Всякая ли работа хороша?)
– Проблема отношения общества к знаменитостям
– Проблема отношения общества к его выдающимся представителям
– Проблема взаимоотношений науки и нравственности в современном обществе (Должно ли развитие науки контролироваться нравственными нормами?)
– Проблема допустимости/недопустимости вмешательства в естественный ход вещей.