ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ (значение, функции, задачи, основные формы).
Цель – формирование социально-личностных качеств студента, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств ф/к и спорта, для сохранения и укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта выпускник должен знать:
- роль ф/к в развитии человека и подготовке специалиста;
- основы государственной политики РБ в области ф/к;
- теоретико-методологические основы ф/к и ЗОЖ;
- основные достижения РБ в области ф/к и спорта;
- гигиенические и организационные основы занятий ф/к и спорта.
Студент долен уметь:
- использовать в жизни практические У и Н, обеспечивать укрепление и сохранение здоровья;
- использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
- применять правила безопасного проведения занятий ф/видами и спортом.
В начале учебного года исходя из мед. заключения формируются отделения:
1 – основное – студенты, не имеющие отклонения в состоянии здоровья
2 – подготовительное
3 – спец. мед. группа
4 – спортивно-учебное отделение.
Академические (аудиторные занятия в сетке учебного расписания) Теоретические занятия (лекции, методические уроки, консультации)
Практические (учебные занятия, зачетные соревнования, контрольные тестирования и соревнования по избранному виду спорта)
Внутри вузовские спортивно-массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия о спортивные соревнования по календарю спортивного клуба Туристические походы
Спортивные праздники, вечера, дни здоровья, внутри вузовские спартакиады, студенческие игры
Чемпионаты РБ
Универсиады и т.п. проводимые республиканским центром ф/восп-ия и спорта учащихся и студентов, администрацией ВУЗа, спортивными клубами
Самостоятельные занятия для студентов с низким уровнем ф/состояния и студентов спец мед групп
Оздоровительные (групповые, индивидуальные) занятия при методическом руководстве руководителя кафедры ф/восп-ия.
Содержание практических занятий:
1.общая и специальная ф/подготовка
2.виды спорта – гимнастика, атлетическая гимнастика, сп/игры (б/б, в/б, ф/б), легкая атлетика, лажный спорт, плавание, подвижные игры и эстафеты
3.профессионально-прикладная ф/подготовка.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО, ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЙ И ОТЕЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Основное учебное отделение – предназначено для студентов основной мед группы, имеющих высокий или средний уровень физ-го и функционального состояния организма.
Задачи:
- формирование позитивного отношения, интереса и потребности в занятиях ф/к и спортом.
- повышение физ-го здоровья студента на основе увеличения арсенала двигательных способностей, профессионально-прикладной и методической подготовленности.
- подготовка и участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях по видам спорта.
Обязательным условием допуска студентов к выполнению зачетов – выполнение теоретического раздела программы, регулярность посещения учебных занятий, прохождение тестирования ф/подготовленности и уровня ф/здоровья, формирование У и Н в ППФП.
Подготовительное учебное отделение – формирование из числа студентов, имеющих низкий уровень ф/состояния (ф/развития, ф/подготовленности)
Задачи:
- комплексное использование средств ф/к и спорта по типу ОФП
- повышение уровня физ-го и функционального состояния
- профилактическое использование средств ф/к в оздоровительных целях
- приобретение студентами дополнительных, необходимых знаний по основам психологического и врачебного контроля по методике организации самостоятельных занятий.
Зачет сдают, как и основное отделение.
Спортивное учебное отделение – формируется из числа студентов, показывающих хорошую ф/подготовку к занятиям в избранных видах спорта. При распределении в спортивном отделении учитывается наличие у студента спортивного разряда и желание заниматься.
Группы спортивного совершенствования:
• КМС – 6-8 человек; 14-16 учебных часов, индивидуальный график
• Учебно-тренировочные группы – КМС, I разряд, 8-9 человек, 12-14 часов в неделю
• Учеб-тренир-ая группа – II разряд, 10-12 человек, 10-12 ч/нед
• Учеб-тренир-ая группа – II-III разряд, 12-15 человек, 6-8 ч/нед
• Группы спортивной специализации – до 15 человек, 6ч/нед
• Игровые виды спорта – 2-ой игровой состав, 6-8 ч/нед (функционирует на всех курсах и факультетах)
Учебный процесс направлен на:
Соблюдение принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, непрерывность, индивидуальность, единство ОФП и СФП)
Повышение уровня спортивного мастерства
Приобретение теоретико-методических знаний и практического опыта, необходимого для тренировки соревновательной деятельности.
Подготовка к соревнованиям.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ.
Специальные учебные отделения – формируются из студентов, отнесенных по состоянию здоровья в спец мед группы, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья, либо походят реабилитацию после перенесенных заболеваний.
Группы комплектуются по заболеваниям:
• Группа А – студенты с заболеваниями ССС и ДС, нарушениями функции НС и эндокринной системы. Основным содержанием занятий явл-ся дых-ые упр, строго индивидуально дозируемые ходьба, легкий бег, плавание, передвижение на лыжах и тому подобные виды, позволяющие поддерживать и соверш-ть аэробные возможности человека.
• Группа Б – студенты с заболеваниями органов брюшной полости (хрон-ий холецистит, гастрит, язвенная болезнь, колит) и малого таза (гинекологические дисфункции), НЖО, заболевания почек, а также слабовидящие. Используются упр основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.
• Группа В – студенты с нарушениями ОДА и снижением двигательной функции. Здесь преобладают упр, совершенствующие осанку, ОДА, а также ОРУ и направленно корригирующие ф/упр.
• Группа ЛФК – студенты с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия проводятся искл по индивид –ым лечебным программам и методикам. Занятие проводит специалист по ЛФК, имеющий допол-ое мед-ое образование. Студенты осваивают на занятиях доступные им разделы учеб программы.
Учебный процесс в специальном отделении направлен на:
- избирательность средств с учетом показаний и противопоказаний.
- формирование у студентов волевых компонентов, интереса, потребности в регулярных занятиях.
- усвоение знаний по методике использования средств ф/к в профилактике заболеваний и по контролю за состоянием своего организма.
- укрепление здоровья, коррекция осанки и телосложения, повышение функциональных возможностей организма, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды.