Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов ФВ. Виды нагрузок и интервалов отдыха.

Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм и ответная реакция организма на это воздействие. Это мера или величина воздействия ФУ на организм занимающихся при котором происходят изменения функционального характера во всех органах и системах всего организма.

Внешняя сторона нагрузки: интенсивность и объем; внутренняя сторона: функциональные изменения.

Объем нагрузки - количество выполненной работы; выражается в показателях: количество повторений упражнений (число подъемов штанги, число элементов в гимнастической комбинации, число атакующих и за­щитных действий в спортивных играх и единоборствах); количество заня­тий и время, затраченное на них; суммарный вес отягощений; суммарный километраж и другие показатели. При оценке внутренней стороны нагруз­ки показателями объема может быть, например, суммарный расход энер­гии за время упражнений или суммарные величины пульса в отдельных упражнениях за определенный период времени.

Интенсивность - характеризует силу воздействия конкретного упражнения на организм; измеряется величиной мышечных усилий, скоростью и темпом движений; определяет величину и направленность тренировочного воздействия на организм. Показатели интенсивности: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения, мощность работы, амплитуда движений и т.д.

В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических уп­ражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем на­грузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ееинтенсивность, и наоборот, чем больше ин­тенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Физическая нагрузка с соответственной интенсивностью становится эффективной лишь тогда, когда она достигает необходимого объема.

Нагрузка по характеру мышечной работы бывает:

стандартной — в процессе выполнения упражнения сохраняется постоянная интенсивность мышечной работы т.е. практически одинаковой по своим внешним парамет­рам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый мо­мент воздействия;

переменной (вариативной), изменяющейся в ходе выполнения упражнения (интенсивность мышечной работы изменяется):­

· прогрессирующая

· убывающая

· варьирующая

Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме челове­ка, на базе которых происходит развитие физических способностей, закреп­ление и совершенствование двигательных навыков. Однако длительное применение однообразных нагрузок может тормозить рост физических спо­собностей, привести к переутомлению занимающихся, вызвать у них по­терю интереса к занятиям.

Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный (интервальный), когда между по­вторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня ра­ботоспособности человека, снизившегося в результате работы. В зависи­мости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществ­ляется очередное выполнение упражнения, различают следующие типы интервалов отдыха:

Ординарный (полный) – фаза начала работы совпадает с фазой полного восстановления. Используется для развития мышечной силы, быстроты и ловкости.

Напряженный (жесткий) - фаза начала работы приходится на фазу недовосстановления. Развитие выносливости.

Суперкомпенссационный – очередная фаза нагрузки приходится на фазу повышенной работоспособности (фаза сверхвосстановления). Развитие мышечной силы, быстроты и ловкости.

По своему характеру отдых может быть:

пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности);

активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление, — в беге, например, это будет спокой­ная ходьба, в плавании — неторопливые движения в воде и т.п.).

комбинированный

Для эффективной организации тренировочного процесса по развитию двигательных качеств необходимо учитывать: характер и величину нагрузки, продолжительность и характер отдыха.

Классификация методов, основу которой составляет различный порядок сочетания и регулирования нагрузки и отдыха:

Методы воспитания физических качеств:

1.Методы стандартного упражнения

· Стандартно-непрерывного упражнения - представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной) (равномерный метод). Развитие общей и специальной выносливости.

· Стандартно-интервального (прерывного) упражнения - это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха (повторный метод). Развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости.

2.Методы вариативного (переменного) упражнения - эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

· Вариативно-непрерывного упражнения - характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью (переменный метод). Развитие скоростных возможностей и выносливости.

· Вариативно-интервального упражнения - характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками( интервальный метод).

3. Круговой метод

Наши рекомендации