Туристические походы как средство рекреации населения
В учебно-методической литературе под рекреацией понимается восстановление израсходованных в процессе труда и развитие физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности. Включение физических упражнений в рекреацию раскрывает такое понятие как «физическая рекреация», т.е. двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность [И.В. Зорин, 2003].
Рекреация напрямую связана с проблемой свободного времени, которое является частью внерабочего времени, остающейся у человека за вычетом разного рода непреложных необходимых затрат.
Свободное время расходуется на восстановление и развитие физических сил человека, всестороннего развития его духовных сил, для удовлетворения ряда социальных потребностей. До недавнего времени в качестве основной функции свободного времени рассматривалась функция восстановления физических сил человека. Поэтому именно она и определила наименование всей деятельности в свободное время, как деятельности рекреационной. Таким образом, свободное время расходуется на активную деятельность. В то же время, свободное время предназначено для отдыха. Здесь нет противоречия между понятиями «активная деятельность» и «отдых», поскольку смена одного вида деятельности другим является лучшим отдыхом.
Таким образом, рекреационная деятельность представляет собой деятельность человека в свободное время,осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.
Для осуществления рекреационной деятельности необходима организация специфической среды и сохранение ее в данном состоянии и последующим улучшением этого состояния среды в соответствии с современными требованиями. Считается, что эту специфическую среду создают рекреационные ресурсы и, прежде всего, природная обстановка. Наличие или отсутствие того или иного рекреационного ресурса уже само по себе определяет возможность возникновения рекреационных предприятий, а сам вид ресурсов – характер использования свободного времени. Однако опыт организации рекреационной деятельности и ее территориальных форм показал, что это справедливо лишь в условиях экстенсивного использования рекреационных ресурсов. В том случае, когда объем ресурсов превышает имеющиеся потребности, а возможности для их использования различны, выбор среды, необходимой для рекреации, обусловливается рекреационными потребностями. Более того, определить баланс «рекреационные потребности – рекреационные ресурсы» можно только при знании характера и объема потребностей [Ю.Ф. Безруков, 1998].
Каждый человек стремиться быть счастливым и здоровым, что является основой рекреационных потребностей. Потребности в самовыражении, сочувствии, самоутверждении, в получении новых впечатлений, любопытстве – все это можно отнести к рекреационным потребностям личности. Практически все духовные и социокультурные потребности личности можно отнести к категории рекреационных.
В процессе развития общества потребности изменяются, это связано с развитием производства, научно-техническим прогрессом. Раньше потребности носили больше биологическую направленность (потребность во сне, пище), но с развитием и появлением социума потребности стали изменяться. Сейчас на первый план выходят потребности, связанные с самовыражением, сочувствием, получением новых впечатлений.
Рекреационные потребности можно объединить в 3 большие группы. К первой группе будут относиться потребности, направленные на восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности. Вторая группа рекреационных потребностей направлена на развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми, т.е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием. И к третьей группе относятся потребности, связанные с формированием новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формированием и развитием навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей [И.В. Зорин, 2003].
Одним из средств удовлетворения рекреационных потребностей студентов может послужить туристический поход. Его важность отражается в сохранении здоровья и предусматривает использование средств физической культуры при коллективной организации отдыха, культурного досуга в выходные дни, в период каникул в целях восстановления и укрепления здоровья [Д.А. Анес, 2013].
Смена места пребывания, условий деятельности, нахождение на природе, знакомство с новыми людьми, отречение хотя бы на время от суеты города и различных гаджетов, – все это благотворно влияет на организм человека.
Туристический поход, как составляющее туризма улучшает кровообращение, насыщает организм кислородом, укрепляет мышцы ног, туловища, сухожилия и связки. Также туристический поход является средством закаливания организма, что в дальнейшем повышает сопротивляемость его к заболеваниям дыхательной системы, вирусным заболеваниям.
Адаптация к нагрузке во время похода проходит намного легче, чем при занятиях другими видами спорта. Туристический поход, осуществляемый с целью рекреации, не предъявляет высоких требований к участникам. Скорость и длительность прохождения маршрута зависит от физических возможностей туристов. Во время передвижения по маршруту, неся за плечами рюкзак, все мышцы организма человека получают достаточно большую физическую нагрузку. Поэтому время передвижения по местности и время отдыха должны быть хорошо подобраны. Нельзя допускать переутомления, так как оно негативно сказывается, как на концентрации внимания, так и на настроении человека. Вовремя организованный отдых (привал), способствует ликвидации утомления, оптимизации двигательной деятельности, а также позволяет избежать различных травм.
Подводя итог, нужно сказать, что оздоровительный эффект в походе достигается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания [Ю.С. Константинов, 2006].