Цель: Научиться оказывать психологическую помощь самому себе.
Программа дополнительного
психологического образования взрослых
«Лучший психолог - ты сам»
I. Помоги себе. Цель: Научиться оказывать психологическую помощь самому себе. |
II. Помог себе – помоги близким. Цель: Научиться оказывать помощь близким. |
III. Помог близким – помоги Родине. Цель: Научиться оказывать помощь Родине. |
Составил: Шевченко Г.С. психолог |
г.Тюмень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Вся человеческая жизнь есть сплошное усилие, направленное на то, чтобы изменить себя, приспосабливаясь то к самым низменным требованиям быта, то к самым возвышенным нравственным идеалам». А.А. Шевцов «Сила» с.466. |
Программа адресована любому взрослому человеку, желающему улучшить собственную жизнь, жизнь своих детей и близких.
Цели программы:
Научиться оказывать психологическую помощь самому себе с помощью очищения от всего, что мешает мне жить здесь и сейчас.
Научиться оказывать помощь детям и близким.
Научиться воспитывать детей в Народной традиции , в любви к Родине.
Актуальность программы:
Любой человек, желающий сделать свою жизнь счастливей, может исправить то, чем он недоволен в себе, чтобы помочь своим близким и Родине.
Для этого ему нужны инструменты для работы над собой.
Существует много способов очищения сознания. Русский народ исконно знал, как очищаться. Наш народ считал, что своё горе можно поведать даже камню, а по воде послать весточку тем, с кем расстался навечно.
Эта программа познакомит учащихся с доступными способами очищения своего сознания и воспитания.
Новизна и отличительная особенность данной программы:
Заключается в том, что она представляет школу Культурно – исторической психологии как самую перспективную из действительно психологических школ, прикладной и объяснительной.
КИ - психология действенный инструмент, который помогает человеку жить лучше, меняя себя и своё психологическое окружение в соответствии с его представлением о счастье.
Цель человека – жизнь и счастье, поэтому язык описания в культурно – исторической - психологии не искусственный, а живой, общедоступный, понятный бытовой язык, на котором любой русский или русскоязычный человек описывает свои действия и мысли, то есть «психологию».
Лучшим учебником по общей культурной психологии до сих пор остаётся книга К.Д. Кавелина «Задачи психологии», написанная в 1872 году. В ней дано обоснование возможности исследовать психику по предметам и явлениям культуры, по артефактам. А также проделано исследование способности сознания и мышления человека хранить, перерабатывать и использовать эти артефакты, а точнее, образы предметов и явлений.
Только в начале этого века появились первые утверждения русских психологов, считающих что предметом Психологии, то есть науки о душе, должна быть Душа. Напрямую эта задача была поставлена петербургским психологом И.П.Волковым.
В.П.Зинченко сделал несколько красивых исследований этого предмета, являющихся описанием души, как некой среды, позволяющей существовать в культуре.
Самое полное исследование в ключе культурно – исторической психологии, провёл А.А.Шевцов в книге Очищение. Том 2. Душа. Автор рассматривает не просто представления философов, психологов, богословов, мистиков о душе, но то, как это легло в собственные его представления и представления взрастившей его, а значит, и нас, культуры.
Сегодняшнее состояние психологии показывает, что естественнонаучные методы, построенные на количественных приборных измерениях, не в состоянии ухватить чего-то очень важного, сущностного в такой тонкой материи, как человеческое сознание.
Накопление общетеоретических знаний об устройстве мышления, постоянное экспериментальное исследование описанных этнографией и этнографической психологией традиционных народных методов воздействия на сознание привели к возникновению прикладной КИ – психологии, по материалам которой составлена данная программа.
Особую благодарность хочу выразить А,А. Шевцову - доктору психологических наук, профессору БПА, автору книг, которые помогли мне в составлении данной программы:
- Введение в общую культурно-историческую психологию;
- Общая культурно-историческая психология;
- Введение в прикладную культурно-историческую психологию;
- Прикладная культурно-историческая психология и др.
Педагогическая целесообразность:
Психология – точная наука, но действенной она становится лишь тогда, когда вы хотите действовать. Без человека и его усилий психология не работает. Настоящая прикладная психология работает только с теми, кто сам избрал действовать и менять свою жизнь.
За психологическими знаниями надо идти, когда понял, что пора менять жизнь и чувствуешь, что не хватает этих знаний.
Предмет КИ психологии:
Психическая среда (сознание), хранящая все те образы, которые мы создаём и накапливаем за жизнь.
Задачи:
- познакомить с предметами Общей и Культурно-исторической психологий;
- познакомить с археологией сознания;
- познакомить с практическими способами очищения сознания;
- познакомить со способами воспитания детей в Народной традиции.
Условия реализации программы:
- предназначена для взрослых и их детей;
- носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому желающему, выбравшему путь работы над собой через очищение;
- формирование психологического профессионального образования;
- обязательно наличие компьютера и интернета.
Режим организации учебных занятий:
- обучение с помощью интернет – технологий;
- проведение мастер-классов;
Форма проведения занятий:
1. Самостоятельная работа по материалам, выложенным в интернете.
2. Беседа в онлайн - режиме.
3. Мастер-классы в группах не менее 5 человек.
Итоги программы:
- программа является началом самостоятельной работы над собой;
- программа является ступенькой для знакомства с другими способам очищения сознания;
- программа является начальным звеном психологического профессионального образования;
- данная программа не предусматривает подведение итогов, это личное дело каждого учащегося;
- отклики, вопросы, пожелания и замечания учащихся по программе приветствуются.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
«Если миру суждено быть обновлённым, то это может совершиться изнутри нас». К.Д. Кавелин «Задачи психологии». |
Предметы Общей психологии и КИ – психологии.
Если предмет науки о душе – душа, то перед нами встаёт вопрос о методе, то есть о том, как её изучать. Методов или способов два.
Прямой, то есть прямое наблюдение и описывание души. Но это дело сложное на том уровне владения самонаблюдением, который у нас имеется.
Проще использовать опосредованный способ, наблюдая душу по её проявлениям. А проявляется она через две среды.
Через тело. И это прямой предмет психофизиологии или, что было бы точнее, телесной психологии.
И через сознание. Сознание же внутри себя воплощается в образы, а снаружи – в вещи и поведение людей, которое складывается в обычаи или культуру. И это предмет КИ – психологии.
Обе эти среды и обе соответствующие им науки, являются дополнительны-ми друг другу в деле познания истины о человеке и входят в Общую психологию.
Душа является предметом Общей психологии, как науки о душе.
Телесная психология и психология сознания, - являются вспомогательными орудиями, обеспечивающими Общую науку о душе дополнительными знаниями
о том, как душа проявляет себя в двух разных средах: тело и сознание.
Как бы мы ни стремились утвердить власть тел, душа всё же правит нами. Правит тем, что осуществляет выборы, которые управляют нашими действиями.
В обычной жизни мы исходим из целей, которые поставили себе. И если вопрос, который ставит перед нами жизнь, привычен, выбор осуществляется через цель, то есть разумом или мышлением. Но стоит только нам оказаться на пограничье исхоженного мира, как выбор отходит душе, и нужно приложить очень большое усилие, чтобы пройти не по ней, а по уму.
Кавелин делает очень важное психологическое описание человека:
«Он имеет власть над собой, над своими мыслями, чувствами, действиями и над тем, что кажется ему внешним миром, в том числе и над своим телом; но в тоже время он сознаёт, что они действуют непреложно, роковым образом, независимо от него, и что он, напротив, кругом зависим от них» (Кавелин, с.14 - 1872).
Эта мысль является основанием для всей прикладной психологии. Здесь поставлен вопрос о том, что определяет поведение, а значит, выборы и поступки людей. И вытекает этот разговор из описания среды, в которой подобные выборы рождаются – из впечатлений, которые какими-то душевными действиями превращаются во всё, что мы обнаруживаем в себе при самонаблюдении.
Пока нам не доступно прямое созерцание души, мы вынуждены будем считать предметом КИ – психологии как науки то,что Константин Кавелин называл психической средой и что на деле называется нашим сознанием, хранящим все те образы, которые мы создаём и накапливаем за жизнь.
Археология сознания.
Прикладная КИ – психологическая работа строится на том, что сознание человека состоит из множества культурных слоев, каждый из которых приходит исторически в своё время. Слои эти бывают крупные и мелкие.
Для работы над собой необходимо знать основные слои. Но ещё важней понять, что причина вашего определенного поведения может жить в одном слое вашего сознания, а проявляться она будет во всех, и все слои будут как-то искажаться ею. И при этом они сами будут искажать это поведение, так что его причина может совсем пропадать из восприятия.
Вот эти культурные слои: внизу – воспитание, над ним – ученичество, затем образование, а выше этого – та битва, которую мы называем жизнью.
Но это именно то пространство, в которое мы вступаем, когда посчитали, что достаточно подготовлены для главного. Чаще всего это будет выглядеть как самый обычный быт, который является полем битвы за совершенство души.
Наше сознание имеет множество содержаний, в них легко себя запутать, все они по своей природе есть образы. Ничего, кроме образов, в сознании нет и быть не может. Все сложности – это сложности сочетаний образов разных видов. И поэтому, какой бы предмет мы не взяли для своего рассмотрения – воспитание ли, образование, - первый вопрос: какие образы лежат в основе этих понятий и чем они отличаются от образов других предметов?
А отличаться они могут либо по содержанию, либо по способу сочетаться, либо по сложности этих сочетаний. Но это всё культура, в которую и складываются образы. Иными словами, все различия подобных образований – культурные. Моя культура определяет отличия того, что правит моим поведением.
Значит, вопрос в том, как я обретал свою культуру.
А обретал я её постепенно, изучая этот мир, подражая другим, принимая те образы поведения, что насаждало взрастившее меня общество. Постепенно – значит поступательно, шаг за шагом, слой за слоем, и это уже история.
Так рождается предмет культурно-исторической психологии. Он путь к познанию моей души, путь, впечатавшийся в моё сознание, вынужденное приспосабливаться к миру, который я обнаружил, воплотившись. Следовательно, он – в помехах моему прямому познанию себя, и это очень важно понять: предмет психологии – не культура и не история, а помехи, которые они создают для наших душ и для нашего познания этих душ.
Помехи эти лежат слоями, в которые их уложила наша культура, а точнее, творящее её общество, взрастившее, воспитавшее и давшее мне образ.
Это мировоззрение позволяет понять путь души к своей цели. Путь сквозь мир.
Но как понять мир?
И тут начинаются культурно-исторические археологические раскопки. Начинаются они с верхних слоёв, с культурной пены. Сверху лежит то, что пришло последним…
I. Помоги себе.
Разговор по душам
Разговоры по душам льются из форточек квартир и слышны на лестничных площадках. Разговоры по душам ведутся дома за чашкой чая или сидя на скамейке в саду. И не нужно специально напрягаться, чтобы услышать своих близких. Они всё время говорят тебе о том, что их беспокоит или радует. Они делятся своими победами и неудачами, и чутко отзываются на твои победы. Иногда они хотят просто выговориться, иногда просят совета, иногда пытаются управлять тобой.
Такие разговоры облегчают душу, ослабляют внутреннюю напряженность, но не очищают сознание, потому что не убирают корни тех болей, которые поселились в сознании.
Эти корни убираются с помощью душевной беседы, лажения.
Есть и другие приемы очищения сознания, которыми нужно обязательно овладеть.
Лажение
Твои близкие нуждаются в помощи тогда, когда сами не могут справиться с жизненными трудностями, с болью.
Боли бывают разные. Если это телесная боль, лечится тело. Если это боль душевная, они либо высказывают её, либо ищут справедливости или любви.
Боли сознания проявляются не просто как определенное поведение, они становятся привычным поведением и так создают личность, которой было принято гордиться. В действительности, личность – это всего лишь своеобразие отдельного человека.
Личность вырастает на узлах боли в виде напряжений, которые разливают-ся по телу. В этих узлах боли есть телесный корень – вход в место ушиба. Ушиб – это боль. В ней и объяснение силы наших личностей.
Напряжения живут в теле постоянно, заставляя нас как-то выглядеть. Они сгибают и искривляют нас определенным образом, в точности, как если бы по телу тянулись пряди более жесткой ткани, которые стягивают его. Каким образом надо согнуться, определяет боль. Она выражается и в способе двигаться, и в способе общаться с другими людьми.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля слово
ЛАДИТЬ - это прилаживать, приноравливать, пригонять, поправлять, изготовлять, чинить, приводить в порядок и запросто делать.
Ладить – настраивать на лад. Налаживать можно жизнь, чтобы она была радостной и счастливой. Ладить можно тело, освобождая его от комков, зажимов и напряжений.
Лажение - целительский способ работы с телом и сознанием, позволяющий наладить тело и вернуть в него душу. Вот простой пример: ребенок разбил коленку, прибегает к взрослому и плачет. Лажение – это не только обработать ранку, чем полагается, но и подуть на неё, по головке погладить.
Как это работает? Мать гладит ребенка, который ушибся, и из места ушиба уходит боль. Она гладит его не только телом, она ему и душой сочувствует. Здесь происходит взаимодействие сознаний. Боль уходит при прикосновении в руку матери.
Лажение тела можно производить разными способами. Самый распростра-ненный – это лажение руками, а точнее ладонями. Ладони должны быть мягкими, расслабленными и теплыми, их необходимо хорошо растереть и разогреть. Лажение начинается с больного места. Сначала выполняются мягкие поглаживания по самой поверхности тела. Это делается для того, чтобы тело привыкло к рукам, доверилось и начало расслабляться. Затем поглаживания постепенно переходят к разглаживанию и растрясыванию.
Необходимо полностью отпустить руки, и дать им возможность самим найти нужное место. Руки очень хорошо чувствуют напряжения в теле, особенно кончики пальцев, которыми обычно и выполняется поиск узлов боли.
И если ты попал в него, можете спросить у своего близкого, что он здесь чувствует, и что напоминает ему эту боль? Когда эта боль появилась? Обычно происходит воспоминание того случая, когда боль вошла в тело. В момент воспоминания ушиба, напряжение в теле начинает распускаться, а руки, разминая, растрясая и разглаживая, помогают напряжению выйти наружу. Заканчивается лажение так же как и начиналось, мягкими и легкими поглаживаниями.
Корень боли, поселившейся в сознании убран, очищение произошло.
Чтение Сказок
«Мы живем сложно, слишком сложно. Сказки стали недопустимо просты для нас, когда мы повзрослели. При этом Истоты, самые Начала, на которых строится разум, просты. Но мы не имеем больше времени и возможностей перепроверять их - жизнь слишком тороплива. Надо успевать, некогда!
В итоге, наш разум стоит порой на плохих основаниях, Начала неточны.
Читая сказку, мы очаровываемся, и пока мы в этом состоянии, мы обретаем время пересмотреть Начала».
Из журнала «Сказочный мир».
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Когда мы используем намеки? В двух случаях: когда прямо говорить нельзя или опасно, и когда нужно добиться от человека, чтобы он дошел до отгадки сам. Намеками, загадками и сказками учат детей. Дети почему-то очень любят сказки, дети почему-то верят в сказки. Пребывание в слоях воображаемых образов чем-то очень важно для детей.
Сказка учит различать мир воображения от мира действительного.
Народ рассказывает детям сказки и загадки затем, чтобы научить их видеть сквозь образы своего воображения устройство настоящего мира.
Cказки и песня о девке-семилетке показывает инициацию, переход, который девочки проходили в семь лет. Это такой экзамен на зрелость разума, экзамен на человека. Если ты научился вырываться из того мира, в котором живет твоя душа, ты готов для жизни в этом мире. И тебя можно отпускать в самостоятельную жизнь.
По улице (Девка – семилетка) | Колыбельная | |
По улице, по улице широкой Ладу, ладу, по широкой, По муравице, по муравице по зеленой, Ладу, ладу по зеленой, Бежит девка, бежит девка семилетка, Ладу, ладу, семилетка, А за нею, а за нею старый дедка, Ладу, ладу, старый дедка. - Постой девка, постой девка-семилетка, Ладу, ладу, семилетка. Загадаю три загадки, Ладу, ладу, три загадки, Отгадаешь, умной будешь, Ладу, ладу, умной будешь. Не сгадаешь – дурой будешь, Ладу, ладу, дурой будешь. А что свищет, а что свищет без голосу? Ладу, ладу, без голосу? Ветер свищет, ветер свищет без голосу, А что бежит, а что бежит без поводу, Ладу, ладу, без поводу? Вода бежит, вода бежит без поводу, Ладу, ладу без поводу, А что растет, а что растет без кореньев, Ладу, ладу, без кореньев? Камень растет, камень растет без кореньев, Ладу, ладу, без кореньев. | На улице дождик с ведра поливает, С ведра поливает, землю прибивает. Ой, люшеньки, люли, землю прибивает. Землю прибивает, брат сестру качает, Брат сестру качает, еще величает, Ой, люшеньки, люли, еще величает. - Сестрица родная, расти поскорее, Расти поскорее, да будь поумнее, Ой, люшеньки, люли, да будь поумнее. Вырастешь большая, отдадут тя замуж Во чужу деревню, в семью несогласну, Ой, люшеньки, люли, в семью несогласну. На улице дождик с ведра поливает, С ведра поливает, брат сестру качает, Ой, люшеньки, люли, брат сестру качает. Это песня о бабьей доле и готовая сказка, в которой девочке надо победить. |
Колыбельные являются прекрасным снотворным, они еще способны оказать огромное влияние на развитие человека, на его память, языковое чутье, красноречие. Ученые считают, что те, кто засыпал под колыбельные, в жизни более успешны. О чем же пелось в русских колыбельных?
О сереньком волчке.
Помните, «придет серенький волчок и укусит за бочок»? Волк во все времена был олицетворением жестокости и коварства, но одновременно являлся символом мужества и отваги. Однако в этой песенке речь идет вовсе не о звере, а о древнем священном предмете, который символизировал вечный круговорот жизни и постоянство мира в этой неустанно движущейся жизни. Позднее этот предмет стал детской игрушкой – «волчком», за вращением которого можно следить часами. Его размеренный и тихий «танец» подобен успокаивающему ритму колыбельной, которая несет магическое умиротворение. Кстати, хорошо петь колыбельные мог не каждый. На Руси даже была пословица: «Не всякий байкать умеет». Маленькие девочки лет с 6–7 начинали обучаться этому искусству, выступая в роли нянек у младших братьев и сестер.
Котики.
Кот, пожалуй, главный персонаж детских колыбельных. И это не случайно. В сознании народа кошка олицетворяла огненную стихию, иначе – душу. Во многих народных поверьях она представала как созерцатель того, что не дано увидеть человеку. Например, именно кошки, по мнению наших предков, общались с домовыми и всячески наставляли их на добрый путь, не давали шалить и вредить хозяевам. Кошка была способна не только общаться с духами, но и изгонять их, если нужно. Отсюда и хорошо известная примета о необходимости пускать в новый дом кота, который до появления хозяев должен изгнать из дома различную нечисть. Животных ценили и за их умение уничтожать грызунов, которые постоянно угрожали запасам зерна. Опустошение амбара приводило к одному из самых страшных испытаний – голоду. Кошку, кстати, сажали и в новую колыбель, перед тем как опустить в нее младенца. Вот в такие «дезинфекционные свойства» животного верили наши предки.
Прилетели гуленьки.
Голуби – еще один частый гость русских колыбельных. Птица всегда считалась символом странствующей души, которая, несмотря ни на что, обязательно возвращается обратно. В одном голубь схож с кошкой. Оба они умеют издавать удивительно умиротворенные звуки – воркование и мурлыканье, звуки, которые рождаются словно где-то в глубине души, сливаются с колыбельной песней и доходят до самого Господа – в это, по крайней мере, очень хотелось верить нашим предкам.
Благополучная жизнь.
Ряд колыбельных повествовали о достатке и изобилии, несли пожелание будущей счастливой жизни ребенку. Конечно, ведь благим пожеланиям так легко сбываться во сне. Зачастую в таких песенках рисовалась в кратком виде вся жизнь пока еще крошечного человечка. Появлялась здесь и атрибутика, которая всегда была священна для русского человека – хлеб, каши, пряники, калачи, блины, а также зерно, которое символизировало воскресение. «Похороненное» в земле, оно давало росток – начало новой жизни.
Добрая Дрема и Злой Бука.
Эти существа присутствовали в жизни малыша с самых ранних времен. Рогатое существо Бука, готовое унести ребенка за непослушание в мир злых духов, упоминалось в колыбельных, но весьма своеобразно – его посылали, например, в сарай или поручали выполнять какую-то работу. При этом мать всегда выступала защитником дитятки от Буки. Способы защиты были просты и понятны ребенку – веник в маминых руках мог творить чудеса. Такие колыбельные скорее призывали отгонять невидимых существ в отличие от тех, которые привлекали добрую сущность – покровительницу Дрему. Интересно, что чуть позже загадочный Бука был заменен заморской птицей – попугаем, который способен был, видимо, нагнать не меньший ужас на ребенка, чем рогатый дух.
Пожелание смерти.
Встречаются среди колыбельных и очень необычные песни, которые современному человеку кажутся кощунственными и ужасными. В них ребенку желают смерти или во всех красках описывают малышу, как его будут хоронить. Чтобы сегодня успокоить нервы, следует вспомнить, что наши предки совсем иначе относились к смерти – для них она была делом привычным. «Даст Бог, будем живы, а даст Бог, помрем», – так они рассуждали. Зная о том, что Смерть приходит туда, где ее меньше всего ждут, мать пыталась обмануть Старуху – ведь туда, где о ней постоянно говорят, она приходить повременит. Пожелание смерти здесь является способом отогнать или обмануть Смерть.
Маленькое путешествие.
Колыбельные являлись не только способом убаюкать малыша, но и прекрасным вариантом рассказать ему о мире, которого он пока не видел. Отсюда часто в русских колыбельных появляется мотив путешествия, а также упоминание стихий – ветра, дождика. Часто песня имела кольцевую структуру. Ветер начинал путешествие от порога родной избы, пролетал по всему миру и возвращался в люльку к малышу. К тому же ветер связывает землю и небеса, и он способен в этом случае донести песню-молитву до Бога. Нередко ветер выступал в образе няньки, которая помогает укачивать младенца. И это неудивительно – под завывание ветра и метели за окном рядом с теплой печкой так сладко спать.
Сказки, загадки, пословицы, речения подбирались согласно возрастной веже ребёнка.
Кот, петух и лиса.
Куры клюют,
Петухам не дают!
— Как не дают!? – закричал петух, скочил на лавку, лиса его в зубы и была такова.
Петух ту же песню запел; но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали:
— Вот каково не слушаться!
Посвящение во взрослые женщины шло с семи до четырнадцати лет.
Мальчиков посвящали во взрослые мужчины в возрасте четырнадцати лет, то есть с двенадцати до семнадцати.
В сказках для взрослых рассказывается не только об устройстве мира.
В них сохранилось то, что собрал народ за тысячелетия своих наблюдений над собой и своей жизнью.
В сказках идет рассказ о самой Ткани жизни и о том, как прядется она нитью Судьбы русского человека на станке земной жизни. Сказка говорит наблюдатель-ному человеку о самих основах русской души.
Сказки надо уметь понимать. В них надо вчитываться вдумчиво, прикладывая все сказанное не просто к себе, а к самым основам своего поведения, к тому, что лежит в глубине и определяет все ваши действия.
Мы совсем разучились видеть намеки сказок и извлекать из них уроки. Мудрость уходит из нашего мира, и старики так и не взрослеют достаточно, чтобы дорасти до подсказок, скрытых в сказках. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Две Доли.
Жили–были два брата. Были они крестьянами, пахали землю. Старший был богатый, и все-то у него ладилось. И дом ломился, и жена ходила на праздники каждый раз в новом сарафане. И пиры он устраивал постоянно, и жил весело.
А младший совсем обнищал. И дела-то у него не ладились, и пшеница не росла, и дом разваливается, и детей баба каждый год рожает, не думая, как их прокормить!
Попробовал было младший брат у старшего в долг брать. Старший раз дал, два, а в третий раз пришел младший к старшему во время пира, и тот его взашей вытолкал: иди, трудись, нечего побираться!
Вот и побрел младший брат на свою полоску. Идет мимо братней и видит, что ее какой-то мужик пашет. Подивился: как так, брат гуляет, а кто-то его полосу пашет!
- Ты кто такой, - спрашивает. - И почему братнюю полосу пашешь?!
- Так я его доля, - отвечает мужик. - Вот и пашу.
- Брат гуляет, а доля за него пашет?! – подивился младший брат.
- На то и доля, - отвечает мужик, и вновь за соху.
- А что же у меня доли нет?! – кричит ему младший брат.
- Как нет?! Есть!
- Да где же она?
- Так вон, под кустом спит.
Мужик ему в ухо.
- Чего дерешься? – обиделся парень.
- А как не драться?! У брата доля пашет, а ты спишь, прохлаждаешься, вся полоса чертополохом заросла!
- Так у него же доля крестьянская. Я пахать не могу, у меня хоть крестьянское дело, хоть рабочее, из рук валятся, и душа к ним не лежит. Вот как бы ты купецким делом занялся, уж тут бы я!..
- Да как же я им займусь, я же не умею!..
- Да чего тут уметь? Ты только попробуй!
- Да мне и начать-то не с чего, все проели. Один женин свадебный сарафан остался.
- Так его и продай. Поверь своей доле, я не подведу.
Игра «Остров Буян»
«Остров Буян» - это детская развивающая игра, которая когда-то использо-валась как вариант Кресения* с детьми до 7 лет.
Основная задача игры – сделать ребенка хозяином в «собственном доме», царем в царстве, имя которому – он сам.
Для этого из сознания ребенка убиралось все лишнее, чужеродное, привнесенное в его сознание извне, помимо его воли.
Ты не уничтожаешь личность ребенка, ты просто перестраиваешь эту самую личность в соответствии с требованиями Жизни, в которой ей приходится существовать.
Некогда эта игра была величайшей тайной Руси.
Именно она определяла то, что русских называли игрецами, то, что игра была одной из составных частей русского национального характера.
… а потом она сохранялась только у хранителей Старины, в нее играли только посвященные.
Они всегда знали, что когда-то придет время, когда в Буян будут снова играть все. Но никто из них не знал когда. Я тоже не знаю этого времени, но я знаю, что если я не верну ее людям сейчас, то, скорей всего этого не будет никогда. Поэтому я считаю, что время пришло.
Если люди будут в нее играть, значит, я все сделал правильно. Да будет так!
Пусть вас не смущает, что это хранится в форме игры – большинство настоящих игр сакрально.
Боги играли в них, Боги и создавали их, чтобы мы могли понимать жизнь».
А.Андреев
Со слов: Елены Сычевой
Записано: Яной Занковой
Июль 2001 г., Екатеринбург
Ход игры и методические моменты
«Остров Буян» - игра-аллегория, построенная на двух важнейших архетипах мышления (культуры): очищение и возвращение к истокам.
В крестьянской среде бабушки играли с внуками на деревянной стене избы или на камне. Поверхность стены и камня – это поле игры, созданное самой природой, оно неоднородно: пятна мха, разводы деревянные, другие пятна, напоминающие какие-то образы. Эти образы рождают у ребенка воспоминания из его жизни.
Начинается игра с обряда согласия на жизнь и очищения.
Перед началом игры необходимо дать мифологическую основу из сказок, чтобы легче было играть, вспомнить знакомые сюжеты.
1 этап. Делаются два Острова Мечты и два Острова Блаженства. Они делаются на гладкой бумаге (примерно формата А5). Лист бумаги складывается пополам и на одной половинке рисуется цветное пятно, клякса.
После складывания листа, получается два одинаковых пятна – два Острова. Чтобы получить Острова Блаженства, нужно вспомнить реальное место, где тебе
хорошо, спокойно. Острова Мечты рисуются, вспоминая свои мечты, то есть, то, чего хочется достичь или хотелось в детстве.
2 этап (после перерыва). В лесу нужно найти природный материал и сделать из него:
- | Ольшанку-куклу, которая будет играть за тебя. Ребенок переносит на нее все, что с ним будет происходить, сам он никогда не проигрывает. Это может быть веточка, напоминающая человечка (с пятью окончаниями); |
- | Коника, Птицу или Волка – помощников Ольшанки в игре, которые переносят в любую точку, в любое время, когда их позовешь; |
- | Оружие или средства защиты: сабли, пики, мечи, пистолеты (можно придумать самим); |
- | Волшебные предметы: гребень, полотенце (сказочные предметы). Найти то, что их напоминает; |
- | Острая шишечка – стрелка (или может быть кость со стрелкой); |
- | Две веточки со столбовой дорожкой и дорожками с росстанями, примерно одинаковые (больше распятой руки) и достаточно плоские, чтобы прилегать к полю игры. |
3 этап. Обряд обжига Ольшанки. На костре, в молчании нужно подойти
и прижечь пять окончаний Ольшанки – это будет защитой для нее, оберегом.
При этом проговорить заговор: «Ольшанка, Ольшанка, пой меня, стой меня». «Пой меня» - значит, говори за меня, «стой меня» - значит, стой за меня, бейся
за меня.
4 этап. Участники игры разбиваются на пары, с тем, кому доверяешь.
Дети играют в парах (до 10 лет), маленькие дети играют со взрослыми, владеющими кресением.
Берется большой лист на двоих (формата А2), делится пополам. Вместе рисуем остров Буян. Сначала обводим Остров красной полосой – Огненной рекой.
Это поле игры.
Каждый рисует свою землю на своей половинке (пятнами, кляксами, как хочет). Быстро, пока краска не высохла, лист складывается пополам и разворачивается.
Получается общий остров – Земля, где смешиваются две жизни, миры разных людей. (Перерыв на время, для осознавания того, что получилось в результате соединения этих миров. Общая картина должна за это время высохнуть).
5 этап. Начало игры. В центр Острова Буяна, на границу втыкается палочка – капь, ось, столб или стол. Это место трона, которое должен занять герой и стать Царем. В этом месте сходятся столбовые дорожки – веточки. Концы веточек скрепляются и надеваются на ось. Кто доберется до трона, тот победил, стал Царем.
За границей Огненной реки, кладутся Острова Блаженства и Мечты (по одному).
Остров Мечты ближе к Огненной реке, дальше – Остров Блаженства.
Стрелка – шишка раскручивается и показывает на того, кому начинать. Путь начинается с Острова Блаженства на Остров Мечты, затем – через Огненную реку – на место, примыкающее к началу одной из дорожек на Острове Буяне, которое должно быть светлым, вызывающим приятные воспоминания, а не пугающим пятном. Выход с островов – это выход за крепостную стену, которой мы закрываемся от внешнего мира. Должна быть охота познать себя, вернуть свою землю.
Дальше первый участник начинает движение по дорожке и двигается до тех пор, пока не встречает на своем пути какое-нибудь пятно. Ольшанка становится головой в это пятно и говорит, что она видит. Нужно рассказать, что напоминает это пятно, кого или какую ситуацию, в которой есть что-то неприятное или пугающее, что-то, от чего хотелось бы освободиться, что-то победить в себе.
Второй участник помогает как кресный, задает вопросы, помогающие выйти из ситуации (что напоминает пятно? что можно сделать?).
Чтобы победить, нужно вступить в битву, (сойти с дорожки), воспользоваться оружием, позвать помощников, что-то сделать.
Есть возможность на помощниках вернуться обратно, за Огненную реку на Острова Блаженства и Мечты, там набраться сил для следующей битвы и идти дальше.
Если победил, идешь дальше по дорожке и останавливаешься на росстани.
Ход переходит ко второму участнику. Первый теперь помогает ему справиться со своей проблемой. Освобожденные тобой земли, прилегающие к дорожкам, становятся надежными тылами, через которые ты всегда можешь вернуться. Продолжается путь к себе, битва за свою землю.
Важно желание ребенка очистить свою землю, чтобы он не проскочил сразу до трона. Если не вспоминается реальная ситуация, связанная с пятном, то нужно придумывать, фантазировать, а то потеряешь ход.
За одну игру можно не добраться до конца, если получится глубокая работа со страхами. Может быть, достаточно сделать 1 - 2 хода, сделать перерыв, а потом продолжать игру. Ольшанка не должна оставаться одна на Острове Буяне без хозяина. Она должна выйти за огненную реку, если игра откладывается.
По окончании игры делимся своими открытиями и победами. III. Помог близким – помоги Родине. | ||
|