То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи физического воспитания)
Рис. 22.2. Содержание основных понятий, используемых в ходе научных исследований
ки обучения студента в вузе и формы его аттестации. В нем же формулируется тема, выполнение которой осуществляется по отдельному, так называемому рабочему плану.
В дальнейшем научный руководитель помогает составить студенту рабочий план его научной работы. Кроме того, научный руководитель:
— рекомендует необходимую литера- ТУРУ» справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;
- проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;
- оценивает содержание выполненной научной работы как по частям, так и в целом;
- дает согласие на представление курсовой и дипломной работы к защите.
Таким образом, руководитель оказывает научную и методическую помощь студенту, систематически контролирует выполнение его работы, вносит определенные коррективы, дает реко-
Исследования |
11. Определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом |
2.Определение конкретного объекта изучения |
Определение целей исследования
Установление объекта изучения
Изучение известного об объекте изучения
9. Осуществление плана, корректируемого по ходу исследования |
4. Постановка проблемы 5. Определение предмета исследования |
Разработка методики анализа явления
Пробное исследование
Доработка программы и методики
Выдвижение гипотезы
i |
6. Сбор первичной информации |
7. Построение плана исследования |
К |
7. Обработка данных (качественная и количественная) |
8. Объяснение полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций
Рис. 22.3. Этапы исследования
мендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.
Рабочий план начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемой научной работы.
Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной. Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план включает в себя перечень работ, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя «эскизно» представить исследуемую проблему в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать отдельно.
На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, т. е. такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Студенту необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ.
Изучение литературы и отбор фактического материала (табл. 22.1). Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
- беглый просмотр всего содержания;
Работа с литературными источниками |
Таблица 22.1
|
- чтение в порядке последовательности расположения материала;
- выборочное чтение какой-либо части произведения;
- выписка представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей научной работы.
22.2. Требования к выполнению курсовых и дипломных работ
22.2.1. Требования к введению в текст научных работ понятий
1. Основные понятия определяются ясно, точно и четко до их использования при решении поставленных задач (разъясняются при первом упоминании).
2. Понятия вводятся с помощью определений через существенные и специфические признаки.
3. В качестве определений не следует применять суждения.
4. О тождестве при различии терминов следует судить только на основе их определения.
5. Одному термину должно соответствовать одно понятие.
22.2.2. Требования к результатам и выводам (табл. 22.2)
1. Результаты должны быть конкретными суждениями (о чем говорится и что утверждается).
2. Собственные результаты четко выделяются.
3. Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов.
4. Аргументированными и критическими оценками обосновывается новизна результата в сравнении с известными решениями по всем аспектам.
Таблица 22.2 Форма внедрения результатов научных исследований студентов
|
19—2180 |
5. Обосновывается истинность результата (исходя из принятых и сформулированных предпосылок и определений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики).
6. Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов.
22.2.3. Требования к итоговой квалификационной работе выпускника (рис. 22.4)
Квалификационная работа является обязательной формой аттестации выпускников вузов, предусмотренной действующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС- ВПО).
Уровень квалификационной работы должен соответствовать требованиям к подготовке выпускника по специальности и направлению. В работе выпускник должен продемонстрировать глубокое знание учебного материала, самостоятельное творческое мышление, способность к критическому анализу специальной литературы и владение научной методикой исследования. Квалификационная работа является завершающим этапом учебно-исследовательской самостоятельной работы студента, навыки которой приобретаются и развиваются поэтапно при изучении дисциплины специальности, написании курсовых работ и участии в работе научных студенческих обществ.
Написание квалификационной работы проводится под руководством научного руководителя. К этой форме деятельности привлекаются ведущие преподаватели кафедр, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью. Тематика квалификационных работ разрабатывается кафедрами, осуществляющими руководство их выполнением. Кафедры оказывают студентам помощь в выборе темы квалификационной работы посредством консультаций и могут рекомендовать выпускнику написание квалификационной работы по определенной тематике. Вместе с тем, студентам предоставляется право самим предлагать темы квалификационных работ с последующим утверждением их кафедрами.
При выборе темы необходимо обратить внимание на ее актуальность и научную значимость. Выбор темы квалификационной работы осуществляется не позднее двух последних лет обучения. Курсовая работа, выполняемая на предвыпускном курсе, содержит критический анализ источников по проблеме (отдельному аспекту проблемы), формирует основной теоретический аппарат исследования и включает практическую обработку определенной части фактического материала. По решению Ученого совета факультета допускается закрепление тем курсовых работ по проблематике квалификационных исследований на курсе, предшествующем предвыпускному.
Окончательное закрепление за студентами тем итоговых квалификационных работ производится кафедрами в конце предвыпускного курса и утверждается проректором по учебной работе в начале выпускного курса.
После выбора студентом темы и закрепления за ним руководителя последний выдает выпускнику задание по подготовке итоговой квалификационной работы.
Руководитель итоговой квалификационной работы:
• оказывает помощь в составлении графика работы выпускника по выполнению квалификационной работы;
• рекомендует необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме;
• проводит систематические консультации по квалификационному исследованию в установленные на кафедре дни и часы консультаций каждого преподавателя;
• проверяет выполнение работы по (частям или в целом).
Выпускающие кафедры должны обеспечивать студентов методическими указаниями, в которых устанавливается обязательный объем требований к квалификационной работе применительно к специальности.
Структура квалификационной работы включает следующие основные элементы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
7. Приложение.
Необходимо соблюдать соотношение основных частей работы: введение и заключение вместе составляют приблизительно 1/5-1/6 часть объема всей работы (примерный объем работы - 50-60 страниц рукописного текста).
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются цели и задачи работы, методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы. Введение также может содержать данные по структуре работы.
Главы квалификационной работы составляют ее основную часть, раскрывая содержание темы. Каждая глава должна начинаться с постановки проблемы, выявления ее органической связи с темой исследования. Глава завершается краткими выводами.
Содержание
Подготовка к защите | |
- | Получение положительного отзыва руководителя |
- | Прохождение предварительной защиты |
— | Сдача работы на рецензию |
Получение рецензии | |
- | Передача работы для прохождения открытой защиты в государственной аттестационной комиссии (ГАК) |
Утверждение критериев оценки выпускной квалификационной работы |
Время исполнения |
Этапы защиты квалификационной; работы "' ............... Л ' "........................ ' |
Ответственные Руководитель |
за 1 месяц до защиты |
Студент, руководитель, кафедра |
за 1 месяц до защиты |
Студент, руководитель |
за 10 дней до защиты |
Студент, рецензент |
за 5 дней до защиты |
Заведующий кафедрой |
за 2 дня до защиты На заседании Ученого совета, предшествующем процедуре защиты |
Ученый совет факультета, председатель ГАК |
Защита квалификационной работы на заседании ГАК | |
Доклад студента (10-15 минут) | |
Вопросы и ответы | |
Выступление рецензента | |
Ответ на замечания рецензента и заключительное слово |
ГАК
ГАК
Решение об оценке