Воспитательная работа и психологическая

подготовка атлетов


 


Воспитательная работа

Многолетняя спортивная подготов­ка юных тяжелоатлетов направлена не только на достижение высоких спортивных результатов. Ее цель значи­тельно шире. Совместный труд тренера- преподавателя и спортсмена должен привести прежде всего к воспитанию высоких моральных и волевых ка­честв. Увлеченность спортом, где при­ходится проявлять порой максималь­ные физические и волевые усилия, помогает выработать необходимые чер­ты характера, удовлетворить стремле­ние подростков и юношей проверить свои силы и возможности.

Воспитательная работа с тяжелоатле­тами рассматривается как спортивно- педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физиче­ски и духовно совершенного, морально стойкого атлета высокого класса (рис. 20.1). В этом процессе можно выделить следующие блоки: образование в обла­сти спортивной тренировки (процесс формирования у молодых атлетов двигательных умений и навыков, пере­дачи специальных знаний в области тя­желоатлетических видов спорта), раз­витие физических качеств (целенаправ­ленное развитие физических качеств спортсмена, посредством использова­ния разнообразных дозированных на­грузок).

Спортивные тренировки и участие в соревнованиях уже сами по себе вос­питывают нужные черты спортивного характера. Однако для воспитания нравственных качеств работа особен­но с юными тяжелоатлетами должна проводиться систематически и целе­направленно на всех этапах многолет­ней спортивной подготовки - от нович­ка до спортсмена высокого класса.

В процессе воспитательной работы можно выделить следующие задачи:

воспитание высоких моральных ка­честв: любви к своей Родине, предан­ности своему народу, уважение к спортивному обществу в котором воспи­тан спортсмен, городу, селу и др.;

воспитание волевых качеств: целе­устремленности, настойчивости и упор­ства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания, дисциплинированности и трудолюбия;

воспитание сознательного отноше­ния к тренировкам: стремления к совер­шенствованию в технике тяжелоатле­тических упражнений, к преодолению

Образование в области спортивной тренировки

Процесс формирования у молодых атлетов двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний в области тяжелоатлетических видов спорта

Воспитательная работа и психологическая - student2.ru

Воспитательная работа спортивно-педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого атлета высокого класса щг

Развитие физических качеств

Целеноправленное развитие физических качеств спортсмена посредством использования разнообразных дозированных нагрузок


 


Формирование жизненно важных

(в том числе и естественных) двигательных умений и навыков

Кондиционные способности

Развитие силы и силовых способностей


 


Формирование спортивных двигательных умений и навыков

Передача специальных знаний в области физической культуры и спорта

Развитие быстроты и скоростных способностей

Развитие специальной и общей выносливости


 


Развитие гибкости и подвижности в суставах

Координационные способности

Развитие ловкости и других координационных способностей


 


Рис. 20.1. Спортивно-педагогическое воспитание тяжелоатлетов как педагогический процесс


 


трудностей во время тренировок и сорев­нований, систематическому выполнению тренировочных заданий, соблюдению требований оптимальности нагрузок с учетом возраста и т. д.

Юные штангисты всегда с интересом слушают беседы о выдающихся отече­ственных тяжелоатлетах, которые не только прославляли нашу Родину на международных соревнованиях, но и смело защищали ее в годы Великой Отечественной войны. Среди них - пер­вый чемпион страны в тяжелом весе, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик СССР, профессор Михаил Ми­хайлович Громов; доктор медицин­ских наук, профессор, Заслуженный мастер спорта, двукратный олимпий­ский чемпион и неоднократный чем­пион мира и Европы Аркадий Ники­тович Воробьев; Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион, чемпи­он мира и Европы Иван Васильевич Удодов и многие другие.

В настоящее время свой патриоти­ческий долг российские тяжелоатлеты видят в прославлении нашего спорта выдающимися спортивными достиже­ниями.

Огромное значение в воспитатель­ной работе с детьми и подростками имеет личный пример тренера. Юный спортсмен хочет видеть в своем трене­ре не только сильного человека, обра­зованного, хорошо знающего свое дело специалиста, но и выдержанного, куль­турного человека, готового помочь сво­ему воспитаннику в любой ситуации не только на тренировке, но и вне ее. Тре­нер должен быть по отношению к сво­им воспитанникам честным, объектив­ным и доброжелательным. Слово у него не должно расходиться с делом. Напри­мер, говоря в беседе с юными спортсме­нами о вреде курения для организма, тренер не должен курить сам.

Успех в воспитательной работе во многом зависит от взаимного доверия и теплоты отношений, установивших­ся между тренером и спортсменами. Многие тренеры периодически органи­зуют совместные туристические по­ходы, коллективные выезды на экскур­сии, посещение театров и музеев. В это время тренер более тесно общается со своими воспитанниками, имеет воз­можность глубже изучить их интересы, характер. Но во взаимоотношениях воспитателя и учеников должны соблю­даться определенные границы. Было бы ошибкой искать доверие у своих учеников различного рода поблажками и заигрыванием. Немаловажное значе­ние имеет внешний вид тренера. Эле­гантная повседневная одежда, аккурат­ная и красивая спортивная форма у тренера обязывают учеников следить за своим внешним видом. К такому тре­неру ни один ученик не придет на за­нятия неопрятным. Единая трениро­вочная форма, опрятный внешний вид юных спортсменов и самого тренера значительно повышают эффект трени­ровки.

Тренер обязан постоянно следить за своей профессиональной подготовкой, совершенствовать педагогическое мас­терство, интересоваться новинками методической, научной и художествен­ной литературы, не бояться вводить новые методы в тренировочный про­цесс. При работе с детьми и подростка­ми, учитывая их возрастные особенно­сти, лучше пользоваться больше мето­дом совета, нежели методом беспрекос­ловных указаний, тем самым предостав­ляя юному спортсмену возможность больше проявлять самостоятельность. Такой подход полезен, например, при обучении детей и подростков технике классических упражнений, когда они не только осваивают новое для себя дви­жение, но и ищут наиболее оптималь­ный вариант его выполнения с учетом индивидуальных морфологических и физических особенностей, т. е. совмес­тно с тренером занимаются творческим поиском рациональной техники выпол­нения классических упражнений.

Тренер точными краткими замеча­ниями поправляет ошибки, объясняет своему воспитаннику причины неудач­ных попыток при выполнении упраж­нений, радуется вместе с ним, если получается хорошо, поощряет за ус­пешное выполнение задания. Автори­тет тренера позволяет успешно приме­нять в воспитательной работе метод убеждения. Его особенно важно ис­пользовать в период начальной подго­товки юных штангистов. Известно, что дети и подростки в силу возрастных особенностей стремятся как можно быстрее узнать свои максимальные фи­зические возможности. Но если при выполнении упражнений из арсенала средств общей физической подготовки можно позволить юным спортсменам проверить себя без специальной подго­товки (в прыжках в длину с места, с разбега, в беге на 60-100 м, толкании ядра, подтягивании и т. д.), то при подъеме штанги требуется определенная техническая и физическая подготовка. Подростки не всегда могут объективно оценить свои физические возможности и нередко пытаются поднимать штангу такого веса, к которому еще не готовы. Уже на первом году обучения тренер проводит беседу о возрастных особенно­стях организма подростков, убеждает их в необходимости сдерживать же­лание тренироваться со штангой пре­дельного веса до достижения соответ­ствующего уровня спортивной подго­товленности. Как правило, такие беседы способствуют воспитанию сознательно­го отношения к тренировочным заняти­ям и к выполнению тренировочных на­грузок.

Метод убеждения должен опирать­ся на интеллектуальное воспитание юных спортсменов, в задачи которого входят:

— овладение спортсменами специ­альными знаниями в области теории и методики тяжелоатлетического спорта, ознакомление с анатомо-физиологичес- кими особенностями развития организ­ма детей, подростков и юношей и осно­вами самоконтроля и гигиены;

— воспитание умения объективно анализировать результаты своей трени­ровки и выступления на соревнованиях, делать правильные выводы;

— развитие творческой активности в спортивной деятельности, стремления к познанию.

Характерной чертой спортсмена вы­сокого класса является большая сила воли. Воспитанию воли в детском, подростковом и юношеском возрасте в значительной мере способствует пре­вращение нравственных убеждений в привычные нормы поведения: готов­ность к преодолению трудностей, свя­занных с тренировкой со штангой максимального или субмаксимального веса; мобилизация сил для выполне­ния заданий тренера, даже когда нет желания тренироваться, и др.

Один из путей воспитания волевых качеств — постепенное усложнение за­дач, решаемых в процессе тренировки и на соревнованиях. Например, если на первом году обучения юных штангистов главной задачей являются освоение тех­ники тяжелоатлетических упражнений и всестороннее физическое развитие, то в последующие годы - закрепление тех­нической подготовленности и повыше­ние результатов в соревновательных уп­ражнениях.

Волевого спортсмена характеризуют целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка и самообладание, дисциплинированность и трудолюбие.

Для воспитания целеустремленнос­ти у юных тяжелоатлетов тренер дол­жен ясно определить ближайшие и пер­спективные задачи, средства и методы их достижения. Цели и задачи он пла­нирует совместно с молодым спорт­сменом в перспективных (этапных), го­довых, месячных и недельных планах тренировки. Достижение заплани­рованных результатов происходит лишь при творческой работе тренера и спорт­смена. Это стимулирует последнего к выполнению поставленных перед ним задач тренировки и соревнований, со­блюдению строгого режима, посещению всех тренировочных занятий, способст­вует воспитанию трудолюбия.

Характерной чертой проявления упор­ства и настойчивости в тяжелой ат­летике является умение мобилизовать силы для достижения высоких резуль­татов. Эта способность может воспиты­ваться следующими методами:

— постепенным усложнением задач обучения в технике классических уп­ражнений;

- повышением веса штанги при оди­наковом количестве повторений в кон­це выполнения упражнения;

— выполнением прыжков на «козла» с постепенным увеличением его высоты;

- включением в тренировку таких упражнений, где каждому спортсмену необходимо проявлять значительные волевые усилия (соревнования в беге на 15-20 м, подтягивание на переклади­не и др.);

— применением в тренировочных условиях соревновательного метода. В группе не равных по силам или воз­расту спортсменов полезно вводить ган­дикап. Например, более подготовлен­ные штангисты должны поднять в рывке штангу, вес которой на 15-20 кг больше, чем у менее подготовленных их соперников, подтянуться 12-15 раз при норме для менее подготовленных 8-10 раз;

- повышением эмоциональности за­нятий, что дает большой эффект в вос­питании умения мобилизоваться при выполнении трудных упражнений. Например, в одной тренировке прове­дение конкурса на лучшую технику выполнения рывка со штангой весом в 80% от максимального результата; в другой - соревнования на лучшего прыгуна в высоту с места. С целью по­вышения эмоциональности занятий полезно использовать наглядную аги­тацию (лозунги, плакаты, девизы). Например, в зале можно повесить ло­зунг «Преодолей себя - и ты добьешь­ся своей цели» и т. п. Некоторые юные спортсмены на своих штангистских ремнях пишут результаты, к которым стремятся, девизы, имена своих куми­ров. Подобная символика также явля­ется дополнительным стимулятором для мобилизации воли.

Тренер обязан с первых занятий воспитывать у спортсменов самостоя­тельность и инициативность. Эти во­левые качества предполагают умение контролировать свое физическое раз­витие, функциональное состояние организма и физическую подготовлен­ность, анализировать выполненную на тренировке работу, без помощи трене­ра тактически грамотно построить свое выступление на соревнованиях, самостоятельно составить план трени­ровки. Постоянная, в некоторых слу­чаях излишняя опека тренером спорт­сменов, особенно на соревнованиях, вредна. Ведь нередко спортсменам приходится выступать на соревновани­ях без своего тренера, и они должны уметь принять правильное решение са­мостоятельно.

Решительность и смелость - это готовность действовать без колебаний и активно для достижения постав­ленной цели. Эти качества воспитыва­ются у юных спортсменов при система­тическом участии в соревнованиях, создании на тренировках таких усло­вий, в которых они должны проявлять смелость и решительность. Для этой цели полезно включать в тренировку спортивные игры (регби по упрощен­ным правилам, гандбол, футбол, хок­кей и др.), упражнения из акробатики и гимнастики, прыжки в воду и в вы­соту с разбега. Лучших тяжелоатлетов отличают смелость, решительность при выполнении подъема штанги рекордно­го веса.

В тяжелоатлетическом спорте нельзя добиться высоких результатов, если не хватает выдержки и самообладания, нет умения сконцентрировать все свои силы на выполнении упражнения. Эти каче­ства воспитываются у юных штангистов как в процессе тренировки, так и на со­ревнованиях. Тренеру необходимо сдер­живать излишнюю эмоциональность молодых спортсменов. Опытный тренер создает на спортивных занятиях такую обстановку, которая способствует выра­ботке у юных тяжелоатлетов сдержан­ности в проявлении своих чувств при удачах и неудачах, уравновешенности характера. Как правило, эти качества закрепляются на соревнованиях.

Одна из важнейших задач воспита­тельной работы с юными спортсмена­ми - воспитание трудолюбия. На кон­кретных примерах нужно показывать, что успехов в современном спорте дос­тигают лишь те спортсмены, которые на протяжении многих лет выполня­ют огромную тренировочную работу. Какими бы способностями ни обладал атлет, без кропотливой работы над совершенствованием своей спортивной подготовки ему не добиться результа­тов высокого класса. Современные тя­желоатлеты тренируются значительно больше, чем это было 20-25 лет назад. Но для этого уже с юного возраста у них воспитывалось трудолюбие.

Воспитание дисциплинированности начинается с требования систематичес­ки посещать спортивные занятия, со­блюдать тренировочный режим, строго выполнять правила поведения во время тренировки и указания тренера. Особен­но большое значение придается дисцип­линированности на соревнованиях. Из­вестны случаи, когда даже выдающиеся тяжелоатлеты терпели поражение из-за своей неорганизованности и нарушения дисциплины, игнорирования мнения тренера и коллектива.

Дисциплинированность юных спорт­сменов на соревнованиях заключается в точном соблюдении указаний трене­ра, плана выступления, выполнения всех зачетных подходов к штанге. Име­ющиеся недостатки в поведении неко­торых молодых штангистов, зазнайство и недисциплинированность следует от­нести прежде всего к плохой воспита­тельной работе тренера, низкой требо­вательности с его стороны. Случается и так: выдвинулся своими результата­ми среди сверстников юный штангист, показал себя более способным, чем дру­гие, и тренер начинает прощать ему нарушения режима, опоздания на за­нятия, невыполнение плана трениров­ки и другое. И у такого спортсмена постепенно возникает чувство своей исключительности, вседозволенности. Его уже не интересует мнение тренера и коллектива. Как правило, такие спорт­смены в конце концов не вырастают в спортсменов высокого класса.

Воспитательная работа осуществля­ется не только посредством воздей­ствия тренера на своего воспитанника, но и посредством влияния сплоченно­го и дружного коллектива. Опираясь на этот коллектив, тренеру легче форми­ровать личность подростка, воспиты­вать у него стремление стать сильным, ловким и смелым. В мечтах многие юные тяжелоатлеты хотят стать таки­ми, как Власов, Жаботинский, Алек­сеев, Ригерт, Попова, и другие не менее знаменитые спортсмены. Это стремле­ние следует поддерживать, поощрять и использовать в воспитательной работе.

Существуют разные мнения относи­тельно того, можно ли тренеру самому тренироваться вместе со своими воспи­танниками. Мы знаем немало приме­ров, когда учитель и его ученик вместе тренировались и добивались успехов в спорте. Например, Рудольф Плюкфель- дер долгое время сам выступал на со­ревнованиях, завоевывал звания чем­пиона мира и Европы и одновременно тренировал, готовил спортсменов высо­кого класса. В 1964 г., когда ему было уже 36 лет, он стал олимпийским чем­пионом, а несколькими днями ранее его ученик Алексей Вахонин также завоевал золотую олимпийскую ме­даль.

Эффект воспитательного воздействия значительно возрастет, если тренер ув­лекает своих учеников собственным примером. Здесь уместно вспомнить слова «отца русской атлетики» Влади­мира Францевича Краевского: «...Не голос мой, не советы, не авторитет, а живой пример имел воздействие на лиц, окружающих меня. Это - общий закон. Пример увлекает. Действие примера выше всяких слов. И теперь, когда я являюсь в общество молодых людей и вижу их бездействие, я не уговариваю к «работе» - я беру гири в руки, и этого довольно. Вместо разговоров начинает­ся «работа». Застучали гири, и пошло веселье».

20.2. Психологическая подготовка

Педагогический процесс воспитания личности тяжелоатлета базируется на правильном индивидуальном подходе и предполагает знание индивидуальных психологических особенностей спортсме­на. С этой целью составляется психоло­гическая характеристика - психоло­гическая карта личности. В этой карте должны найти отражение следующие вопросы:

- типологические особенности лич­ности (особенности свойств нервной системы и темперамента);

- характерологические черты лич­ности (моральные, волевые черты);

- эмоциональные проявления лич­ности (общая эмоциональность, интен­сивность эмоциональных пережива­ний).

Эти основные разделы характерис­тики личности спортсмена должны быть представлены как в общем виде, так и в связи с занятиями тяжелой атлетикой. Знание индивидуальных психологических особенностей лично­сти позволит тренеру эффективно осу­ществлять индивидуальный подход при решении всех вопросов подготовки и особенно воспитания личности.

Воспитание моральных качеств личности приобретает особую важ­ность в настоящее время в связи с рез­ким омоложением основного контин­гента спортсменов. У молодого атлета, достигшего высоких спортивных ре­зультатов, появляется повышенное чувство собственной значимости. По­рой спортсмен не осознает, что для достижения последующих побед необ­ходимо еще больше трудиться. Забве­ние этого приводит к замедлению рос­та спортивного мастерства.

Большую роль в моральном воспи­тании играет правильное соотношение индивидуального подхода с методами коллективного воспитания личности. Спортивный коллектив является мощ­ным орудием в руках тренера в прове­дении всей воспитательной работы. Поэтому тренеру необходимо знать пси­хологические основы индивидуального и коллективного управления в процес­се воспитания личности.

Большая роль в воспитании лично­сти должна отводиться волевой подго­товке. Воспитание волевых качеств личности - важнейшая составная часть психологической подготовки тяжелоат­летов. Для них в порядке значимости среди волевых качеств особо выделены: целеустремленность, выдержка и само­обладание, смелость и решительность, настойчивость и упорство инициатив­ность и самостоятельность. В основе волевой подготовки лежит постоянное преодоление субъективных и объектив­ных трудностей.

Воспитание моральных и волевых качеств личности предполагает, с од­ной стороны, активную позицию тре­нера, с другой - правильно организо­ванный процесс самовоспитания.

В настоящее время все большее значение приобретает знание инди­видуальных психофизиологических особенностей личности спортсменов. Изучение этих особенностей личности должно осуществляться с помощью специалиста (психолога), который при­зван оказывать соответствующую по­мощь тренеру.

Процесс обучения двигательным дей­ствиям в тяжелоатлетических видах спорта связан с преодолением суще­ственных психологических трудностей, прежде всего при подъеме максималь­ных весов. Основным условием в обу­чении с целью преодоления этих труд­ностей является систематическое совершенствование волевых качеств спортсменов. Особую группу трудностей представляют такие упражнения, кото­рые требуют от спортсмена проявлять высокий уровень технической подготов­ленности (например, рывок и толчок). При обучении таким упражнениям спортсмен встречается с чрезмерной психической напряженностью, которая выражается в виде страха, боязни. Пси­хическая напряженность - необходи­мый фактор готовности к выполнению сложного действия. Однако она имеет предел, за которым наступает снижение психической и двигательной активнос­ти спортсмена. В целях профилактики напряженных психических состояний целесообразно широкое применение комплекса подготовительных и подво­дящих упражнений.

Многообразие двигательных дей­ствий, с одной стороны, и высокие тре­бования к точности выполнения движе­ний - с другой, обусловливают важность формирования и развития у тяжелоат­летов соответствующих мышечно-дви- гательных представлений. Поэтому применение находит методика так на­зываемой идеомоторной тренировки. Суть последней состоит в целенаправ­ленном развитии у спортсменов способ­ности активно представлять (в мышечно- двигательных ощущениях) выполняемое движение.

Наконец, самый сложный вопрос психологии обучения соревновательным упражнениям связан с учетом фактора осознанного понимания спортивных движений. Педагогические указания тренера в процессе обучения должны в первую очередь базироваться на знании того, каким должно быть соотношение сознательной и неосознаваемой форм регуляции движений, выполняемых на разных фазах обучения и тренировки. Современные представления об органи­зации целенаправленного поведения (деятельности) свидетельствует о том, что сознательная регуляция всегда пре­рывиста, а неосознаваемая- непрерыв­на. Поэтому обе формы регуляции всегда присутствуют в управлении дви­жениями. Но управлять тренер в про­цессе воздействия на спортсмена может лишь на основе осознанной формы ре­гуляции.

Готовность к соревнованию форми­руется в процессе непосредственной предсоревновательной подготовки к конкретному соревнованию. Цель пос­ледней состоит в том, чтобы обеспе­чить условия для успешной реализа­ции потенциальных возможностей спортсмена.

В сложных условиях соревнования, порой приближающихся к экстремаль­ным, побеждает при прочих равных ус­ловиях тот спортсмен, который сможет наиболее полно мобилизовать свои пси­хофизические возможности как на со­ревновательную деятельность в целом, так и на выполнение изолированных спортивных соревновательных дей­ствий (попыток).

Готовность к конкретному соревно­ванию зависит от установки, т. е. от того, какого результата хочет добить­ся спортсмен в данном соревновании. Педагогическая задача тренера состо­ит в том, чтобы сформировать у своего ученика верную установку, предпола­гающую самооценку, адекватную его возможностям.

Установка как готовность определен­ным образом выступить в соревновании наиболее полно реализуется при пра­вильном соотношении психической на­пряженности и устойчивости.

Психическая напряженность как фак­тор мобилизации личности является непременным условием успешной со­ревновательной деятельности. Уровень ее определяется «высотой» соревнова­тельной установки. Однако в силу различных обстоятельств психическая напряженность может быть либо чрез­мерной (что бывает чаще всего), либо недостаточной. В обоих случаях необ­ходима соответствующая коррекция уровня психической напряженности за счет регуляции психического состоя­ния спортсмена. Здесь требуется уме­ние спортсменов пользоваться метода­ми регуляции состояний (самовнуше­ние, регуляция внимания, дыхания, специальные формы разминки и т. п.). Большую помощь в этом может оказать метод аутогенной тренировки, который описан в специальной литературе. Вто­рым фактором, необходимым для эф­фективной реализации сформированной установки, является фактор психичес­кой устойчивости. Психическая устой­чивость — это способность успешно вы­полнять соревновательные действия в условиях повышенной психической на­пряженности. Здесь также ведущую роль играет умение спортсмена регули­ровать свое психическое состояние.

Таким образом, подготовка к конк­ретному соревнованию должна предпо­лагать решение трех психолого-педаго­гических задач:

- формирование установки, адекват­ной возможностям спортсмена;

- обеспечение необходимого уровня психической напряженности (мобили­зованности);

- создание необходимого уровня психической устойчивости.

Решение этих трех взаимосвязан­ных задач осуществляется в процессе непосредственной подготовки и учас­тия в соревновании.

Предсоревновательная подготовка в основном направлена на совершен­ствование упражнений, стереотипное их выполнение и доработку слабых мест. Однако с точки зрения психоло­гии готовность — это не есть решение основной проблемы, связанной с подго­товкой к данному соревнованию. Не ре­шают проблему готовности и так назы­ваемые прикидки. Последние скорее служат для проверки уровня подготов­ленности спортсмена, а не готовности его к данному соревнованию. Для реше­ния проблемы готовности целесообраз­но в предсоревновательной подготовке предусмотреть определенную систему мероприятий, направленных на реше­ние задач, сформулированных в преды­дущем разделе. В основе такой системы лежит применение одиночных конт­рольных соревновательных действий или их частей в варьируемых услови­ях. На протяжении всего периода пред­соревновательной подготовки (в каждой тренировке) могут применяться следу­ющие приемы:

- ограничение специальной раз­минки;

- оценка технического действия при выполнении соревновательного упраж­нения и его частей без специальной разминки (вес штанги не более 50% от максимального);

- предоставление одной попытки для оценки эффективности всего тре­нировочного занятия;

- создание соревновательных усло­вий;

- создание ситуации «присутствия зрителей»;

- выполнение упражнений в небла­гоприятных условиях;

- «игра» на лучшее выполнение;

- выполнение упражнений на оцен­ку в состоянии утомления.

Применение этих приемов в систе­ме контрольных испытаний в процессе предсоревновательной подготовки дол­жно сопровождаться «внушающей» информацией спортсмену о его возмож­ностях в данном соревновании. Причем возможности спортсмена должны оце­ниваться в соответствии с условиями этого соревнования. Таким образом, решается вопрос целенаправленного формирования соревновательной уста­новки. Варьирование условий конт­рольных требований в одном случае позволяет развивать способность к мо­билизации (способность к повышению психической напряженности), в другом - повышать психическую устойчивость.

В ответственные моменты соревно­вательной борьбы особое значение при­обретает умение тяжелоатлетов пра­вильно готовиться непосредственно перед выполнением соревновательных попыток. Помочь в этом случае может только определенная система непосред­ственной предсоревновательной подго­товки.

Под системой непосредственной под­готовки следует понимать специально разработанный и усвоенный спортсме­ном план действий, предусматривающий применение психотехнических приемов (методы идеомоторной настройки, регу­ляции состояний) в период после окон­чания специальной разминки в данном соревновательном упражнении до нача­ла его выполнения.

Весь период непосредственной под­готовки к выходу для выполнения со­ревновательного упражнения целесооб­разно разбить на три этапа:

этап «до вызова» - с момента окон­чания разминки до вызова судьи для выполнения упражнения;

этап «после вызова» - с момента вызова для выполнения упражнения до принятия исходного положения;

этап «в исходном положении» - с момента принятия исходного положения до начала действия.

Такое разделение целесообразно ис­пользовать в методических целях. Ана­лиз выступлений на соревнованиях сильнейших тяжелоатлетов показал, что принципиально содержание непос­редственной подготовки определяется следующими задачами. До вызова ре­шаются две основные задачи: идеомотор- ная подготовка и подготовка оптималь­ного стартового состояния; после вызова - обеспечение условий для последующего перехода в «малый круг внимания»; в исходном положении - сосредоточение на начале действия. Система непосред­ственной подготовки к выполнению упражнений может быть эффективной при решении всех трех задач во взаи­мосвязи. В непосредственной подготов­ке могут применяться отдельно и в комплексе следующие приемы: идеомо- торная тренировка, различные вариан­ты аутогенной тренировки, метод отвлечения, метод самоприказа, метод сосредоточения внимания и др. Овла­дение данными приемами, применение их в определенной системе в процессе непосредственной подготовки и зак­репление в процессе тренировочных занятий являются важными психоло­гическими задачами. Решение ее во многом предопределяет надежность выступления тяжелоатлетов в ответ­ственных соревнованиях.

Под соревновательной надежностью спортсмена следует понимать безот­казную, безошибочную деятельность в условиях соревнований, соответствую­щую по результативности предшеству­ющей тренировочной деятельности. Все случаи снижения результативнос­ти в условиях соревнований следует рассматривать как отказы в работе, характеризующие ненадежную дея­тельность спортсмена. Такое понима­ние надежности позволяет отличать это понятие от «устойчивости» (ста­бильности) деятельности. Устойчивость нужно рассматривать как одну из предпосылок надежности, т. е. спо­собности выполнять безотказно работу в усложненных условиях соревнований. Проблема соревновательной надежности чрезвычайно важна в тяжелоатлетичес­ких видах спорта, прежде всего в силу выраженности психологического факто­ра. Изучение надежности следует начи­нать с выяснения основных причин не­надежной деятельности спортсменов. Для этого тренеру необходимо вести учет всех неудачных соревновательных попыток. Затем по определенной схеме производится психологический анализ каждой неудачи: вскрываются осо­бенности переживаний спортсмена перед соревнованием, в процессе соревнований, непосредственно перед выполнением не­удачной попытки, особенности психичес­кой регуляции в процессе выполнения упражнений и т. д. На основе результа­тов опроса и собственных наблюдений делается заключение о характере и при­чинах неудачи.

Результаты психологического ана­лиза неудач в соревнованиях следует заносить в специальную карту, являю­щуюся рабочим документом тренера. Каждый случай важно анализировать с позиций психологии надежности. Тре­неру следует выяснить, была ли данная неудачная попытка случайной или за­кономерной. При этом нужно исходить из понимания случайного или малове­роятного, непредвиденного, но причин­но обусловленного. В соответствии с этим все неудачи надо разделить на две группы. В каждой из этих двух групп выделяются три подгруппы: неудачи, связанные с нарушением собственно психической регуляции; неудачи, свя­занные с временным снижением рабо­тоспособности по причинам психологи­ческого порядка; неудачи по принципу «точность в ущерб устойчивости».

Систематическое проведение анализа неудач по приведенной схеме позволяет вскрывать наиболее характерные их причины и соответственно разрабаты­вать и осуществлять профилактические мероприятия по повышению соревнова­тельной надежности тяжелоатлетов.

Обязанности тренера

В разных сферах человеческой дея­тельности процессом обучения руково­дят: воспитатели, учителя, препода­ватели, инструкторы и другие лица.

В спорте укоренилось иностранное слово - тренер (от английского train - воспитывать, обучать, trainer — специ­алист в каком-либо спорте, руководя­щий подготовкой спортсменов). Для этого имелись и имеются свои причи­ны. У преподавателей спорта круг действий, объем и характер работы отличаются от обязанностей обычных педагогов, направленность и содержа­ние учебного процесса совершенно иные. Для подготовки высококвали­фицированных тяжелоатлетов тренер- преподаватель нуждается в развитии и совершенствовании весьма разносто­ронних способностей. Он должен быть хорошим воспитателем, уметь гото­вить из своих учеников не только от­личных спортсменов, способных по­беждать на разных соревнованиях, но прежде всего стойких патриотов и защитников своей Родины. Большую работу следует проводить за утвер­ждение в сознании и поведении спорт­сменов сознательного отношения к тру­довой деятельности, к неприятию вредных привычек (наркомании, алко­голизму, табакокурению и др.).

Уровень спортивных результатов постоянно повышается благодаря при­менению в учебно-тренировочном процессе всех новейших достижений спортивной науки, передовой практики и высокого педагогического мастерства многих тренеров. Поэтому сегодняшний наставник тяжелоатлетов должен быть отличным учителем и преподавателем, уметь показывать образцовую технику общеразвивающих и специальных уп­ражнений, иметь хорошо развитые педагогические способности и владеть методами, позволяющими успешно про­водить тренировочные занятия с деть­ми, подростками и юношами, с нович­ками и высококвалифицированными спортсменами. Для этого тренеру необ­ходимо обладать разными знаниями, умениями и навыками не только в об­ласти тяжелоатлетических видов спорта и педагогических дисциплин, но и иметь обширные познания в спортивной медицине и фармакологии, умело ис­пользовать их для рационального доти­рования тренировочной нагрузки и применения разных эффективных средств восстановления без вреда для здоровья человека. Немаловажную роль играет и умение тренера правильно пла­нировать учебно-тренировочный про­цесс, применять в цикле спортивной тренировки в определенные периоды и этапы наиболее подходящие (ра­циональные и эффективные) средства и методы в соответствии с возрастом, фи­зической подготовленностью, психиче­скими и другими особенностями лично­сти занимающегося. Следовательно, тренер должен быть и психологом, об­ладать не только соответствующими этому званию знаниями, но и необходи­мыми умениями и навыками, позволя­ющими определить психические сво

Наши рекомендации