Модельные характеристики физических качеств и физической подготовленности молодых атлетов
Модельные характеристики развития физических качеств разработаны на основе показателей ведущих спортсменов в различных возрастных группах в ручной, становой динамометрии и прыжках в длину с места (табл. 16.14).
Доверительный интервал модельных нормативов предусматривает использование их во всех весовых категориях в той или иной возрастной группе.
Физическая подготовленность тяжелоатлетов оценивалась по лучшим достижениям в классических и специально-вспомогательных упражнениях, т. е., как было показано выше, по относительному показателю мастерства тяжелоатлетов (ОПМТ). Данный показатель и был использован нами для разработки модельных нормативов специальной физической подготовленности (табл. 16.15 и 16.16).
Таблица 16.14
|
Модельные характеристики развития силы и скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов |
Модельные характеристики ОПТМ тяжелоатлетов различного возраста |
Модельные характеристики ОПТМ тяжелоатлетов различных весовых категорий |
Таблица 16.15
|
Таблица 16.16
|
Отношение | Отношение | Отношение | ||
Вес тела | Возраст | рывка к | толчка к | толчка к |
и спортивная | подъему | приседанию | приседанию | |
атлета, кг | квалификация | на грудь | со штангой | со штангой |
в полуподсед, | на плечах, % | на груди, % | ||
% | ||||
от 51 до 60 | 10-11 лет, новички | |||
12-13 лет, III р. | ||||
14-15 лет, II р. | ||||
16-17 лет, II-I р. | ||||
от 61 до 70 | 10-11 лет, новички | |||
12-13 лет, III р. | ||||
14-15 лет, II р. | ||||
16-17 лет, II-I р. | ||||
от 71 до 80 | 10-11 лет, новички | |||
12-13 лет, III р. | ||||
14-15 лет, II р. | ||||
16-17 лет, II-I р. | ||||
свыше 80 | 12-13 лет, III р. | |||
14-15 лет, II р. | ||||
16-17 лет, II-I р. |
16.7. Модельные характеристики силовой подготовленности учащихся общеобразовательных школ
В системе физического воспитания школьников урок является основной ее частью. Однако, по мнению ряда авторов, урок физической культуры в общеобразовательной школе не решает всех задач, которые ставятся перед физическим воспитанием школьников. Исследования Р.А'. Шабунина, Л.С. Двор- кина, С.В. Воробьева, А.А. Хабарова показали, что увеличение двигательной активности школьников как непосредственно на уроках физического воспитания, так и во внеклассной работе позволяет эффективнее воспитывать физически всесторонне развитых детей и подростков. Известно, что на уроках физкультуры в общеобразовательной школе значительное время отводится на развитие ловкости, гибкости, координации движений, меньше - выносливости и, как правило, совсем или очень незначительное время - силовой и скоростно-силовой подготовке. Это приводит к тому, что воспитание важных для жизни человека физических качеств сдерживается и не обеспечивает разносторонней физической подготовленности.
Целенаправленная силовая подготовка школьников, включая динамические и статические напряжения, способствует развитию мышечной силы, формированию правильной осанки, развитию силовой выносливости, которая необходима в трудовой деятельности и для службы в армии.
Ф.Г. Казарян предложил использовать комплексы силовых и скоростно- силовых динамических упражнений на уроках физкультуры во всех его частях, начиная с 1-го класса. В 1—3-м классах их объем может достигать 8- 10 мин, в 4-8-х классах - 10-12 мин. По мнению автора, эти комплексы повышают эффективность занятий, способствуют сохранению эмоциональности. Р.А. Шабунин использовал комплексы упражнений статического характера на уроках и во внеурочной и внешкольной работе с младшими школьниками (7-12 лет).
Более ранние исследования свидетельствует о том, что применение дозированных отягощений на уроках со школьниками 12-14 лет благоприятно отражается на физическом развитии и функциональных возможностях организма.
Таким образом, анализ некоторых литературных источников, касающихся данной проблемы, указывает на то, что в систему физического воспитания учащихся общеобразовательной школы целесообразно вводить упражнения на развитие силы как динамического, так и статического характера.
В данном разделе раскрываются базовые характеристики силовой подготовленности школьников 5—10-х классов (табл. 16.17 и 16.18).
Широкое использование в системе физического воспитания школьников различных средств из тяжелоатлетического спорта направлено на целенаправленное воспитание всесторонне физически развитых мальчиков школьного возраста. Ориентируя учащихся на достижение соответствующих их возрасту нормативных требований в силовой и скоростно-силовой подготовке, мы тем самым способствуем как повышению их двигательной активности, так и гармоническому, всестороннему физическому развитию.
Таблица 16.17
Модельные характеристики общесиловой подготовленности учащихся общеобразовательных школ
Упражнения | Классы | |||||
Жим лежа одновременно двумя руками: 1) гантелей (гири); 2) штанги (в % от собственного веса тела); 3) попеременно одной рукой (гири) | 6x5* 40 | 24x5 50 | 32x5 60 16x5 | 32x8 70 24x3 | 48x5 80 24x5 | 48x8 90 24x8 |
Жим гантели (гири) стоя одной рукой | 10x5 | 12x5 | 16x5 | 16x8 | 24x5 | 24x8 |
Жим штанги стоя от груди двумя руками (в % от собственного веса тела) | ||||||
Приседание: 1) с гантелями (гирями) на плечах; 2) со штангой на плечах (в % от собственного веса тела) | 32x5 70 | 32x8 90 | 48x5 100 | 48x8 110 | 32x5 120 | 32x8 130 |
Жим ногами лежа на спине (в % от собственного веса тела) | ||||||
Подъем на грудь в полуподседе: 1) гантели (гири); 2) штанги (в % от собственного веса тела) | 24x3 50 | 24x5 60 | 24x8 70 | 32x5 80 | 32x8 90 | 48x5 100 |
Статические напряжения. Удержание груза (в с) руками в положении лежа на спине (груз в 40-50% от максимального в жиме лежа) |
Упражнения | Классы | |||||
Удержание груза (в с) ногами в положении лежа на спине (груз в 70-80% от максимального в приседании со штангой на плечах) | ||||||
Удержание груза напряжением мышц спины и поясницы в течение 5-6 с (в % от собственного веса тела) | ||||||
Удержание груза напряжением мышц брюшного пресса в течение 5-6 с (в % от собственного веса тела) | Без груза |
Таблица 16.18 |
Примечание. *16х5, где 16 - вес гири или гантели в кг, 5 - количество подъемов в одном подходе. |
Модельные характеристики тяжелоатлетической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (в % от собственного веса тела)
Упражнения | Классы | |||||
Рывок в разножку (ножницами) | ||||||
Рывок в разножку (ножницами) с виса (с плинтов) | ||||||
Рывок с полуподседом | ||||||
Толчок в разножку (ножницами) | ||||||
Толчок со стоек | ||||||
Подъем на грудь в разножку (ножницами) с виса (с плинтов) | ||||||
Приседание со штангой на груди |
Таким образом, силовая подготовка в общеобразовательной школе должна осуществляться по определенной системе, в которой учитывались бы ее различные стороны. В данном случае нами разработаны базовые характеристики физического развития и физической подготовленности, а также формализованная модель системы силовой подготовки школьников, включающая в себя три этапа.
В спортивно-методической и научной литературе мы не обнаружили специальных работ, посвященных разработке базовых характеристик и педагогических оценок различных сторон силовой подготовки школьников с применением дозированных отягощений. Имеются лишь отдельные данные, касающиеся современного уровня физического развития и специальной подготовленности тяжелоатлетов. Такое положение сдерживает широкое применение доступных методов силовой подготовки школьников и учащейся молодежи в общеобразовательных школах и училищах.
Раскрывая вопросы базовой подготовки школьников, предлагая модельные характеристики физического развития, физических качеств и специальной физической подготовки школьников различных возрастов и спортивных квалификаций, мы тем самым решаем социальную проблему подготовки подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены нормативные педагогические оценки и модельные характеристики тяжелоатлетов различных возрастов и спортивных квалификаций, разработанные на основе многолетних исследований и рассчитанные на внедрение с целью массовой тяжелоатлетической подготовки учащейся молодежи различного возраста.
Темы семинарских занятий
Тема 1. Педагогическое моделирование - важнейший фактор тренировочного процесса атлетов
1. Что же понимается под термином «моделирование»?
2. Моделирование различных сторон тренировки спортсменов.
3. Количественные и качественные критерии моделирования.
Тема 2. Педагогические оценки интегральных показателей физического развития
1. Методы оценки интегральных показателей физического развития.
2. Весо-ростовые показатели молодых тяжелоатлетов.
3. Педагогические оценки мышечной силы молодых тяжелоатлетов по отношению к весу тела.
Тема 3. Педагогические оценки модельных показателей развития физических качеств
1. Модельные характеристики силовых качеств атлетов.
2. Модельные показатели силы кисти и предплечья тяжелоатлетов различного возраста и спортивной квалификации.
3. Базовые показатели становой силы тяжелоатлетов различного возраста и спортивной квалификации.
4. Модельные показатели скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов различного возраста и спортивной квалификации.
Тема 4. Модельные характеристики специальной физической подготовленности молодых атлетов
1. Относительный показатель мастерства тяжелоатлетов (ОПМТ).
2. Модельные характеристики ОПМТ.
Тема 5. Модельная характеристика интегральных показателей физического развития атлетов различного возраста
1. Модельные характеристики физического развития атлетов 10-11-летнего возраста.
2. Модельные характеристики физического развития атлетов 12-13-летнего возраста.
3. Модельные характеристики физического развития атлетов 14-15-летнего возраста.
4. Модельные характеристики физического развития атлетов 16-17-летнего возраста.
Тема 6. Модельные характеристики силовой подготовленности учащихся общеобразовательных школ
1. Модельные характеристики общесиловой подготовленности учащихся общеобразовательных школ.
2. Модельные характеристики тяжелоатлетической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.
Литература
1. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1968. - № 11. - С. 17-19.
2. Балъсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-27.
3. Балъсевич В.К., Лубышева Л.И. Социально-педагогический опыт подготовки олимпийцев и его использование в практике физического воспитания и детско-юношеского спорта//Дети и Олимпийское движение: Материалы симпозиума детской Сибириады-93 5-7 июля 1993 г. — Новосибирск, 1993. - С. 23.
4. Балъсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-22.
5. Балъсевич В. Онтокинезоология человека // Теория и практика физической культуры. - 2000. - 275 с.
6. Балъсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) //Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.
7. Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития силы у юных атлетов // Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КубГАФК (редакторы: доктор медицинских наук, профессор В.А. Якобашвили, доктор педагогических наук, профессор А.И. Погребной). Том 3. - 2000. - С. 32-36.
8. Долгов В А., Лысенко В.В. К оценке физического состояния учащихся средних школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. — Ж 4. - С. 17-18.
9. Евтушенко С.Ф. Силовая подготовка школьников 12-15 лет с учетом соматической зрелости 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Краснодар, 1999. - 24 с.
10. Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Л., 1958. - 48 с.
11. Коробов А.В. Исследование взаимосвязи развития физических качеств и обучения технике видов легкой атлетики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1964. - 22 с.
12. Локтев С А. Педагогический и медико-биологический контроль за юными бегунами на средние дистанции//Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 11-14.
13. Лубышева Л.И. Возрастное развитие движений ребенка (лекция) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 4. - 1997. - С. 56-60.
14. Маркосян А А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969. - С. 5-13.
15. Мотылянская Р.Е. Значение модельных характеристик спортсменов высокого класса для спортивного отбора и управления тренировочным процессом // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 4. - С. 21-23.
16. Мотылянская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения //Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 11. - С. 27-29.
17. Мотылянская Р.Е. Методологические подходы к проблеме повышения резистентности на примере реабилитации спортсменов // Теория и практика физической культуры. — № 11/12. - 1994. - С. 2-8.
18. Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. - 71 с.
19. Шабунин РА. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях: Авто- реф. дис. ... докт. мед. наук. - Свердловск, 1969. - 38 с.
Глава 17