Структура тренировочных занятий
Учебно-тренировочные занятия по тяжелой атлетике, как и в других видах спорта, включают в себя три (или четыре) части.
Общая структура тренировочного занятия базируется на определенных физиологических, психологических и педагогических принципах. Длительность тренировочного занятия определяется поставленной задачей, периодом спортивной подготовки, возрастом, спортивным стажем и другими тренировочными факторами, а также индивидуальными особенностями занимающихся (рис. 10.1 и 10.3).
В тренировочном занятии целесообразно выделить следующие части: подготовительную, основную и заключительную (рис. 10.2).
Подготовительная часть
В подготовительной части следует сформировать оптимальную установку спортсмена на решение определенных задач с помощью физических уцражне- ний, а также психологической и педагогической настройки. Организм должен постепенно быть подведен к выполнению тренировочной нагрузки, так как внезапное выполнение высоких требований к двигательному и функциональному аппарату может привести к травмам, снизить эффект действия основного упражнения. В подготовительной части тренировки штангиста решаются следующие задачи:
- раскрепощение — необходимо освободить атлета во время разминки от элементов закрепощенности, скованности, обеспечив оптимальное функционирование мышечной системы за счет эластичности и подвижности звеньев всего двигательного аппарата;
- разогревание и подведение к основной нагрузке - для атлета очень важно в этой части занятия добиться увеличения ударного и минутного объемов крови, усиления вентиляции легких, повышения температуры тела (по внешним признакам - покраснение тела) и частоты пульса;
- «двигательная настройка» — во время разминки происходит врабаты- вание в режим специализированных актов, достижение оптимума двигательных реакций;
- «психическая настройка» - в тяжелоатлетическом спорте очень важно обеспечить во время занятий оптимальную возбудимость, сосредоточенность на главной задаче, создание психической готовности к тренировке с тяжестями различной интенсивности и величины объемов.
Обычно разделяют общую и специальную разминку. Общая разминка предшествует специальной.
В тяжелоатлетическом спорте, отличающемся от других своей ярко выраженной специфичностью, индивиду-
Элементы содержания занятий
Физические упражнения и порядок их выполнения | Подготовка к выполнению физических упражнений | щттттг'-- Условия обеспечения отдыха Ы| |
Целевая установка применения упражнений | Порядок выполнения упражнений | Соотношение частей Ч занятия я |
Способы организации размещения и деятельности занимающихся | Порядок взаимед и участников пе,г | 1ействия занимающихся Я 1агогического процесса JJ |
вви I * ...................... п____________________________________________ »_____________ •»*- Ч_____ *_____ Г."_________________________________ Л._____ - _____________________________ *____ >" _________________________________________ ^ ......................... д* *.1>.31111^МЯ|| |
- Работоспособность V ' ' - ' г> ' * |
Зоны |
i.*, i |
■■■■■■■
I
' : Л
ЯИИВННМ
«аЯЯВиКЖКЩ
г Л - , - « А II
ИШВНЖШи. НИИнИН
РШШЯЯаЯ
■
Исходный уровень работоспособности
fliMii ЩШШШШъ
Педагогический аспект структуры занятия
Заключительная часть |
Основная часть |
Подготовительная часть
.■ft**»»*»
Содержание занятий, цель занятий и др.
Изменение работоспособности на тренировочных занятиях
Названия зон: 1 - зона предрабочих сдвигов; 2 - зона врабатывания; 3 - зона относительно устойчивого состояния; 4 - зона снижения работоспособности
Рис. 10.2. Общие черты структуры занятий
альностью, именно во время разминки необходимо обеспечить разносторонность и эмоциональность. Для этого в программу подготовительной части рекомендуется включать обязательно беговые (в умеренном темпе и с короткими ускорениями) упражнения, гимнастические движения на раскрепощение и растягивание. В разминку не следует включать сложные в техническом отношении упражнения. Подбираются преимущественно простые и знакомые упражнения, что позволяет избежать нецелесообразных перерывов и вовлечь в работу одновременно всех занимающихся атлетов. В общей разминке интенсивность упражнений постепенно возрастает.
Специальная разминка направлена на непосредственную подготовку атлета к выполнению тяжелоатлетических упражнений. Это осуществляется с помощью специально-подготовительных упражнений, а в отдельных случаях - и соревновательных упражнений (имитированных с помощью гимнастической палки).
Общая длительность подготовительной части зависит прежде всего от условий подготовки к выполнению главной задачи основной части, от температуры воздуха в помещении, индивидуальной реактивности занимающихся, от их настроения и других факторов. Обычно она продолжается от 15 до 20 мин. Однако на этапе начальной подготовки разминка может быть длительностью и до 30 минут, поскольку в ней решаются задачи общефизической подготовки юных атлетов.
Основная часть
Сразу же после подготовительной части включаются упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники соревновательных упражнений. Почему это делается именно в начале основной части? Дело в том, что изучение или совершенствование технических элементов предъявляет предельно большие требования к концентрации внимания и полной готовности двигательного аппарата к выполнению сложных в координационном отношении движений, т. е. когда нервная система еще не утомлена.
Не менее важно и то, что формирование и дифференцировка новых двигательных условных рефлексов проходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы. Это условие опять- таки создается непосредственно после подготовительной части. Во многих случаях в тяжелоатлетическом спорте обучение технике выполнения упражнения происходит в сочетании в первой половине основной части занятий с развитием быстроты и скоростно-си- ловых возможностей. Уверенное выполнение соревновательных упражнений позволяет постепенно увеличивать поднимаемый вес штанги, и, следовательно, одновременно тренируются и специальные физические качества атлета.
Наряду с отмеченными выше факторами необходимо учесть и то обстоятельство, что скоростно-силовые упражнения, выполняемые после нагрузки большого объема, не будут способствовать развитию этого качества в полной мере. Во второй половине основной части занятий уместно использовать упражнения силового характера и силовой выносливости (тяга, приседания, жимы и т.п.).
Вместе с тем следует отметить, что в тяжелоатлетическом спорте проблема оптимальной последовательности тренировочных средств основной части занятия, особенно для различных возрастных групп атлетов, по-настоящему еще не решена и ожидает своего углубленного исследования.
Заключительная часть
В заключительной части тренировочного занятия необходимо стремиться привести организм в нормальное послерабочее состояние. Для этого надо постепенно снижать нагрузку и менять средства тренировки. При этом следует помнить о том, что не рекомендуется в последнем упражнении основной части занятия делать «ударную» нагрузку с большими отягощениями. Итак, в заключительной части тренировочного занятия наиболее эффективны такие упражнения, которые приводят в действие механизмы активного отдыха. Если в основной части тренировки функциональное состояние организма и в особенности сердечно-сосудистой системы подвергалось повышенной нагрузке, то в заключительной части происходит ее постепенное снижение. Здесь уместны упражнения эмоционального характера (игра в волейбол, настольный теннис и т.п.), которые хотя и усиливают функционирование сердечно-сосу-
т |
Классификация тренировочных занятий
По основной направленности L. J | . J | Тренировка общей физической подготовки | |
Л : | 'F. | Тренировка специальной физической подготовки | |
''Г.: ' . " | Тренировка с акцентом на техническую подготовку | ||
Тренировка реабилитационного характера | |||
Комплексные тренировки
По предметному содержанию
Узконаправленные тренировки (например, тренировка рывка или толчка)
По преобладанию одной из сторон физической подготовки | Тренировка общеобразовательной направленности | |
Тренировка соревновательной направленности | ||
Тренировка воспитательной направленности | ||
Комбинированные тренировки (одновременное решение задач двух и более перечисленных сторон физической подготовки) |