Структура тренировочных занятий

Учебно-тренировочные занятия по тяжелой атлетике, как и в других ви­дах спорта, включают в себя три (или четыре) части.

Общая структура тренировочного занятия базируется на определенных физиологических, психологических и педагогических принципах. Длитель­ность тренировочного занятия опреде­ляется поставленной задачей, периодом спортивной подготовки, возрастом, спортивным стажем и другими трени­ровочными факторами, а также инди­видуальными особенностями занимаю­щихся (рис. 10.1 и 10.3).

В тренировочном занятии целесооб­разно выделить следующие части: под­готовительную, основную и заключи­тельную (рис. 10.2).

Подготовительная часть

В подготовительной части следует сформировать оптимальную установку спортсмена на решение определенных задач с помощью физических уцражне- ний, а также психологической и педаго­гической настройки. Организм должен постепенно быть подведен к выполнению тренировочной нагрузки, так как вне­запное выполнение высоких требований к двигательному и функциональному аппарату может привести к травмам, снизить эффект действия основного уп­ражнения. В подготовительной части тренировки штангиста решаются следу­ющие задачи:

- раскрепощение — необходимо осво­бодить атлета во время разминки от элементов закрепощенности, скованно­сти, обеспечив оптимальное функцио­нирование мышечной системы за счет эластичности и подвижности звеньев всего двигательного аппарата;

- разогревание и подведение к основ­ной нагрузке - для атлета очень важно в этой части занятия добиться увели­чения ударного и минутного объемов крови, усиления вентиляции легких, повышения температуры тела (по вне­шним признакам - покраснение тела) и частоты пульса;

- «двигательная настройка» — во время разминки происходит врабаты- вание в режим специализированных актов, достижение оптимума двига­тельных реакций;

- «психическая настройка» - в тя­желоатлетическом спорте очень важно обеспечить во время занятий оптималь­ную возбудимость, сосредоточенность на главной задаче, создание психичес­кой готовности к тренировке с тяжес­тями различной интенсивности и вели­чины объемов.

Обычно разделяют общую и специ­альную разминку. Общая разминка предшествует специальной.

В тяжелоатлетическом спорте, отли­чающемся от других своей ярко выра­женной специфичностью, индивиду-

Элементы содержания занятий

Физические упражнения и порядок их выполнения Подготовка к выполнению физических упражнений щттттг'-- Условия обеспечения отдыха Ы|
Целевая установка применения упражнений Порядок выполнения упражнений Соотношение частей Ч занятия я
Способы организации размещения и деятельности занимающихся Порядок взаимед и участников пе,г 1ействия занимающихся Я 1агогического процесса JJ

 




Структура тренировочных занятий - student2.ru

вви I * ...................... п____________________________________________ »_____________ •»*- Ч_____ *_____ Г."_________________________________ Л._____ - _____________________________ *____ >" _________________________________________ ^ ......................... д* *.1>.31111^МЯ||
- Работоспособность V ' ' - ' г> ' *
Зоны
i.*, i

■■■■■■■


 


I

' : Л


 


ЯИИВННМ

«аЯЯВиКЖКЩ

г Л - , - « А II

ИШВНЖШи. НИИнИН

РШШЯЯаЯ


 


Исходный уровень работоспособности


 


fliMii ЩШШШШъ


 


Педагогический аспект структуры занятия

Заключи­тельная часть
Основная часть

Подготовительная часть


 


.■ft**»»*»

Структура тренировочных занятий - student2.ru


 


Содержание занятий, цель занятий и др.

Изменение работоспособности на тренировочных занятиях

Названия зон: 1 - зона предрабочих сдвигов; 2 - зона врабатывания; 3 - зона относительно устойчивого состояния; 4 - зона снижения работоспособности

Рис. 10.2. Общие черты структуры занятий

альностью, именно во время разминки необходимо обеспечить разносторон­ность и эмоциональность. Для этого в программу подготовительной части реко­мендуется включать обязательно беговые (в умеренном темпе и с короткими уско­рениями) упражнения, гимнастические движения на раскрепощение и растяги­вание. В разминку не следует включать сложные в техническом отношении упражнения. Подбираются преимуще­ственно простые и знакомые упражне­ния, что позволяет избежать нецеле­сообразных перерывов и вовлечь в работу одновременно всех занимаю­щихся атлетов. В общей разминке ин­тенсивность упражнений постепенно возрастает.

Специальная разминка направлена на непосредственную подготовку атле­та к выполнению тяжелоатлетических упражнений. Это осуществляется с по­мощью специально-подготовительных упражнений, а в отдельных случаях - и соревновательных упражнений (ими­тированных с помощью гимнастичес­кой палки).

Общая длительность подготовитель­ной части зависит прежде всего от условий подготовки к выполнению главной задачи основной части, от температуры воздуха в помещении, ин­дивидуальной реактивности занимаю­щихся, от их настроения и других фак­торов. Обычно она продолжается от 15 до 20 мин. Однако на этапе начальной подготовки разминка может быть дли­тельностью и до 30 минут, поскольку в ней решаются задачи общефизической подготовки юных атлетов.

Основная часть

Сразу же после подготовительной части включаются упражнения, на­правленные на изучение и совершен­ствование техники соревновательных упражнений. Почему это делается именно в начале основной части? Дело в том, что изучение или совершенство­вание технических элементов предъяв­ляет предельно большие требования к концентрации внимания и полной го­товности двигательного аппарата к выполнению сложных в координацион­ном отношении движений, т. е. когда нервная система еще не утомлена.

Не менее важно и то, что формиро­вание и дифференцировка новых дви­гательных условных рефлексов прохо­дят на фоне оптимального возбуждения нервной системы. Это условие опять- таки создается непосредственно после подготовительной части. Во многих случаях в тяжелоатлетическом спорте обучение технике выполнения упраж­нения происходит в сочетании в пер­вой половине основной части занятий с развитием быстроты и скоростно-си- ловых возможностей. Уверенное вы­полнение соревновательных упражне­ний позволяет постепенно увеличивать поднимаемый вес штанги, и, следова­тельно, одновременно тренируются и специальные физические качества ат­лета.

Наряду с отмеченными выше факто­рами необходимо учесть и то обстоя­тельство, что скоростно-силовые упраж­нения, выполняемые после нагрузки большого объема, не будут способство­вать развитию этого качества в полной мере. Во второй половине основной час­ти занятий уместно использовать уп­ражнения силового характера и силовой выносливости (тяга, приседания, жимы и т.п.).

Вместе с тем следует отметить, что в тяжелоатлетическом спорте пробле­ма оптимальной последовательности тренировочных средств основной части занятия, особенно для различных воз­растных групп атлетов, по-настоящему еще не решена и ожидает своего углуб­ленного исследования.

Заключительная часть

В заключительной части трениро­вочного занятия необходимо стремить­ся привести организм в нормальное послерабочее состояние. Для этого надо постепенно снижать нагрузку и менять средства тренировки. При этом следует помнить о том, что не рекомендуется в последнем упражнении основной части занятия делать «ударную» нагрузку с большими отягощениями. Итак, в зак­лючительной части тренировочного за­нятия наиболее эффективны такие уп­ражнения, которые приводят в действие механизмы активного отдыха. Если в основной части тренировки функцио­нальное состояние организма и в особен­ности сердечно-сосудистой системы подвергалось повышенной нагрузке, то в заключительной части происходит ее постепенное снижение. Здесь умес­тны упражнения эмоционального ха­рактера (игра в волейбол, настольный теннис и т.п.), которые хотя и усили­вают функционирование сердечно-сосу-


т

Классификация тренировочных занятий

По основной направленности L. J . J Тренировка общей физической подготовки
  Л : 'F. Тренировка специальной физической подготовки
''Г.: ' . " Тренировка с акцентом на техническую подготовку
  Тренировка реабилитационного характера
       

Комплексные тренировки

По предметному содержанию

Узконаправленные тренировки (например, тренировка рывка или толчка)

По преобладанию одной из сторон физической подготовки Тренировка общеобразовательной направленности  
Тренировка соревновательной направленности  
   
Тренировка воспитательной направленности  
Комбинированные тренировки (одновременное решение задач двух и более перечисленных сторон физической подготовки)  

 


Наши рекомендации