Теоретические основы спортивной тренировки и обучения
В тяжелой атлетике, как в никаком другом виде спорта, наиболее ярко были выражены связи науки и практики, особенно в послевоенные годы. Такие ученые, как Аркадий Никитович Воробьев, Алексей Сидорович Медведев, Роберт Ансович Роман, Леонид Николаевич Соколов, Алексей Иванович Фаламеев, Александр Александрович Лукашов, и многие другие внесли огромный вклад в развитие тяжелоатлетического спорта в нашей стране. Многие положения отечественных ученых вошли в содержание как данной главы, так и других глав.
Профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР Воробьев Аркадий Никитович — на фотографии 4 слева, справа — Саксонов Николай Николаевич, кандидат медицинских наук, Заслуженный мастер спорта
7.1. Основные понятия
Что такое спорт? Дать обобщенный анализ спорта очень непросто. Социологи рассматривают спортивную деятельность как одно из общественных явлений в жизни человека; физиологи - как средство сильнейшего влияния на организм человека в экстремальных условиях; педагоги - как процесс воспитания подрастающего поколения и, главным образом, двигательных качеств и т.п.
Вся история спортивной науки связана с познанием законов о спортивной деятельности человека, закономерностей роста мастерства атлетов, направленных в конечном итоге на создание системы тренировочного процесса как постоянно развивающегося объекта и - на разработку эффективных способов управления этой деятельностью.
Спорт можно рассматривать как совокупность достигнутых на тот или иной исторический период жизни общества материально-духовных ценностей, которые позволяют направить их на развитие специализированной деятельности людей: двигательных и функциональных способностей. Причем эта деятельность имеет четко направленный характер - на интенсификацию двигательных, морфофункцио- нальных, психических и интеллектуальных возможностей человека с целью реализации их в соревновательной деятельности.
Следовательно, спорт необходимо связывать прежде всего с соревнованиями, демонстрацией достижений в специализированной спортивной деятельности в условиях обязательной регламентации поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистического соперничества и стандартизации правил соревнований. Кроме этого, к данной характеристике спорта следует добавить черты, которые позволяют отделить эту деятельность человека от другой его деятельности:
— спорт непосредственно не связан с производством (однако это в полной мере можно отнести только к спорту высших достижений);
- спорт без интенсивной специальной подготовки не может существовать;
- занимающиеся спортом нацелены на достижение максимальных результатов, реализацию на этом же уровне своих двигательных, психических и интеллектуальных способностей;
—максимальные спортивные достижения сопоставляются только в сравнимых формах соревнований (единых правил, спортивной квалификации, одинаковых условий состязаний, материально-технической базы и др.).
Спортивные соревнования являются ведущей функцией спортивной деятельности и обеспечивают выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, распределяют всех участников соревнований по рангу их спортивного мастерства. Только соревнования могут быть объективным критерием творческой работы тренера и спортсмена, достижений науки и практики. Соревнования позволяют в полной мере выявить резервные возможности человека.
Спортивная деятельность - это регламентированные с учетом определенных правил соревнований действия атлета. Она включает в себя не только характер индивидуальных действий в условиях тренировки и соревнований, но и поведение в рамках норм спортивной этики. Спортивная деятельность всегда направлена на достижение высоких спортивных результатов.
Спортивная тренировка - это управляемый научно-педагогический процесс подготовки спортсменов, направленный на спортивное совершенствование через планомерное и целеустремленное воздействие на физические, морфофункциональные и психические возможности спортсмена с целью достижения высоких результатов.
Спортивная подготовка в узком смысле слова понимается как тесно взаимосвязанные между собой физическая, морально-волевая, психическая, техническая и тактическая подготовки, осуществляемые посредством физических упражнений.
Остановимся на данных компонентах спортивной подготовки более подробно.
Физическая подготовка - это уровень развития физических возможностей (способностей) человека, особенно основных его двйгательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации. Показатели развития этих качеств и составляют основу спортивной работоспособности. Как правило, физическая подготовка направлена в том или ином виде спорта на преимущественное развитие двигательных качеств, составляющих основу избранной спортивной специализации. Например, в тяжелой атлетике - скоростно-силовые качества, а гиревом спорте - силовая выносливость и т.д. Физическая подготовка подразделяется на общую (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Спортивно-техническая подготовка - достижение рациональной, экономной и оптимальной техники выполнения специальных и специально-вспомогатель- ных упражнений. При этом особенно большое значение имеет характеристика технической подготовки атлета в условиях его выступлений на соревнованиях.
Тактическая подготовка - это в определенной степени уровень проявления теоретических и интеллекту^игёлшх знаний в области данного вида спорта. Тактическая подготовка направлена на освоение и совершенствование тактики в избранном виде спорта, эффективного применения всего набора умений и навыков с учетом тех или иных условий соревнований, а также других объективных факторов. Эта подготовка делится на общую тактическую и специальную тактическую подготовку. В первом случае спортсмен учится использовать тактику ведения спортивной борьбы из опыта других видов спорта, а во втором - используются тактические приемы избранного вида спорта.
Психическая подготовка - это спортивно-педагогический процесс, направленный на воспитание личности атлета, его морально-волевых качеств, психологической устойчивости и готовности к напряженной борьбе с целью победы над соперником. Эта подготовка осуществляется на всем протяжении многолетнего тренировочного процесса.
Спортивная форма - это такое состояние атлета, когда достигается оптимальный уровень взаимоотношения физических, психических и технических возможностей на том или ином этапе подготовки и реализованное в условиях соревнований. Как правило, такое оптимальное соотношение различных компонентов тренировки достигается путем специальной подготовки в течение длительного времени.
В этот период организм спортсмена постепенно подводится к ответственным соревнованиям. Еще более сложный процесс - это поддержание высокой спортивной формы в течение длительного периода, особенно для членов сборной команды страны. Однако надо знать, что сохранение высокого состояния спортивной формы не только крайне сложно, но и нежелательно, так как приводит к быстрому истощению нервных и физических возможностей спортсменов.
Спортивные достижения. В тяжелоатлетических видах спорта они представляют собой демонстрацию индивидуальных возможностей атлетов и рассматриваются как признанный критерий успехов. Спортивные достижения - исторически обусловленный этап человеческих возможностей, реализованных в спортивной деятельности. Они оцениваются, прежде всего, в выигрыше у соперника, а критерий этих достижений в тяжелоатлетических видах спорта (кроме бодибилдинга) выражен килограммах при подъеме штанги или в количестве подъемов гири в одной попытке.
Спортивные достижения могут быть обусловлены следующими факторами:
- индивидуальной спортивной одаренностью и степенью подготовленности к достижению высоких результатов;
- образом жизни;
- условиями окружающей среды;
- материальными предпосылками;
- научно-методическим обеспечением подготовки спортсменов и степенью внедрения передовых научных разработок в практику спорта;
- размахом спортивного движения в данном обществе.
Спортивный результат. Он отличается от понятия «спортивное достижение», так как характеризует только лишь количественный и качественный показатель, достигнутый на тот или иной период тренировки и показанный в условиях соревнования. Рост спортивного результата находится в тесной зависимости от методики тренировки, применения тех или иных объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, особенно на первых этапах многолетнего тренировочного процесса.
Спортивная квалификация спортсмена - количественный и качественный уровень подготовленности спортсмена в данном виде спорта. Этот показатель имеет относительный характер и изменяется в зависимости от уровня спортивных достижений на том или ином этапе жизни общества.
Подготовка атлетов в тяжелоатлетических видах спорта рассматривается как интегральный процесс, включающий в себя систему обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей организма занимающихся. Принято различать отдельные виды тренировки, которые направлены на технику выполнения соревновательных и специально-подготовительных упражнений, физических и психических способностей, тактических и теоретических навыков.
Основной формой подготовки атлета являются тренировочные занятия. К другим формам подготовки относятся участие в соревнованиях, гигиенические и восстановительные мероприятия, теоретические занятия и т.п.
Целью подготовки атлетов является достижение высоких результатов на различных соревнованиях. Эта цель достигается на основе использования такой формы подготовки, как тренировка. Отсюда и исходят такие понятия, как тренировочное занятие или тренировочный урок.
Понятие «тренировка» весьма емкое. В общепринятом понимании это4 специализированный процесс, основанный на системном применении специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки атлетов. В процессе тренировки атлеты в соответствии со своим уровнем спортивной подготовки, возрастом и полом повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма.
В узком смысле слова под спортивной тренировкой в тяжелоатлетических видах спорта понимается одна из форм занятий, направленная на совершенствование спортивного мастерства с целью соревновательной деятельности. Для начинающих атлетов и тех, кто находится на пути роста спортивного мастерства, когда тренировка включает в себя главным образом разучивание нового и совершенствование уже освоенного, применяется термин «учебно- тренировочное занятие». Атлеты, достигшие уровня высшего спортивного мастерства и участвующие в соревнованиях республиканского и международного масштаба, осуществляют тренировочный процесс на уровне профессиональной подготовки. Следовательно, под тренировкой понимаются как многолетний процесс, так и отдельные занятия.
Термин (занятие) имеет более точный смысл. В словаре С.И. Ожегова под «занятием» определяют то, что кто- нибудь занят делом, трудом, работой. Поэтому часто можно услышать и такой термин — «тренировочная работа» (например: «спортсмен проделал большую тренировочную работу»). Место, где происходят занятия тяжелой атлетикой или другими видами спорта, называется тренировочным залом. Костюм, который используется для выполнения физических упражнений, называется тренировочным костюмом. Термин «тренировка» - специализированное понятие, которое точно говорит о характере деятельности человека: обучается, упражняется в каком-нибудь деле.
В свою очередь упражнение приучает к чему-нибудь, совершенствует навыки и умения1.