Гражданское самоопределение.
Современный период общественного развития, связанный с переосмыслением, преобразованием общественных связей и отношений, ценностей, идеалов и других социальных ориентиров, делает особо актуальной проблему гражданского самоопределения, особенно молодежи.
Гражданское самоопределение занимает важнейшее место в структуре личности, являясь одним из механизмов социальной регуляции поведения личности.
Гражданское становление личности, формирование патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории.
Для выяснения содержания понятия «гражданское самоопределение», обратимся к философскому, социально-психологическому и педагогическому знанию. Отправной точкой для изучения проблемы гражданского самоопределения является понятие «самоопределение, которое, так или иначе, связывают с самоопределением человека с процессом выбора им собственной позиции, своего жизненного пути.
Самоопределение является одной из составных частей социализации и индивидуализации молодежи, так как оно имеет в своей основе общение с другими членами сообщества: первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении), а затем во всем многообразии проявлений культурного поля. Самоопределение само по себе является как результатом взаимодействия участников коммуникации, так и толчком к новым формам социального взаимодействия.
Самоопределение предполагает формирование у молодежи определенных индивидуальных качеств, направленных на возможность самоопределения в различных социальных процессах, в том числе:
– потребности построения собственного поведения и деятельности на основе имеющихся культурных норм;
– убежденности в ценности воспринимаемых проявлений культуры для своей личности, для саморазвития, что порождает ощущение адекватности своих чувств, мыслей, желаний с представлениями окружающих его людей;
– способности осознать то, как окружающие (и адекватно ли) воспринимают его место в культурном пространстве, действия по самоопределению и особенности субкультурного поведения с целью последующей коррекции межличностных взаимодействий;
– способности к самооценке культурной активности (собственной и другой) и постоянной коррекции взаимодействий с окружением, что порождает способность к самореализации;
– потребности к селективному восприятию окружающей действительности, сознательному выбору и обоснованию подростком своего жизненного пути, принятию или отторжению им определенных ценностей культуры в зависимости от собственного гуманитарного опыта
В качестве показателей самоопределения мы выбираем те, которые вытекают из его сущности:
– наличие целей в жизни;
– развитие самоинтереса и эмоциональной насыщенности жизни, ее осмысленность;
– стремление к самопознанию, увеличение самосознания личности;
– удовлетворенность самореализацией;
– развитие умения выходить из конфликтной ситуации с помощью компромисса и взаимоуважения интересов;
– наличие правовой культуры.
Гражданское самоопределение есть составляющая процесса воспитания, характерной особенностью которого является направленность на формирование гражданских качеств. Гражданское воспитание представляет собой систему, находящуюся во взаимодействии с другими, сохраняя при этом определенную целостность.
По мнению П.И. Чернецова, гражданское самоопределение - «это целенаправленный процесс формирования гражданского облика человека, Человека - Гражданина своего Отечества. Оно предполагает усвоение определенной суммы гражданских знаний и осознание себя, своих прав и обязанностей, как человека и гражданина России, осознание причастности к большой и малой Родине: ее языку, истории, традиции, культуре».
Гражданское самоопределение зависит от возможностей общества и от условий, в которых оно протекает. Под возможностями следует понимать, прежде всего, материальное, учебно-методическое обеспечение процесса воспитания. Для повышения эффективности гражданского самоопределения необходимо, чтобы оно стало приоритетным, т.е. нужна иерархичность в декларируемых целях и задачах воспитания.
Закономерностью гражданского самоопределения является определяющая роль деятельности в его содержании. Помимо общепринятых видов мы выделяем специфическую гражданскую деятельность молодежи, включающую общественно-политическую, разнообразную лично-семейную и другие формы деятельности. Именно в них личность осознает себя субъектом гражданских действий, входит в различные отношения с обществом и государством.
Закономерностью гражданского самоопределения является то, что активность гражданской деятельности находится в зависимости от наличного уровня у подростков соответствующих мотивов, потребностей и от используемой системы их стимулирования.
Основные характеристики сущности гражданского самоопределения исходят из специфики морали гражданина Отечества, которая раскрывается во взаимодействии ее основных функций - регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной и др. В гражданском освоении человеком действительности органически сливаются оценка и поведение. Гражданское самоопределение регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной и личной жизни - в труде, быту, политике, науке, семейных, личных отношениях.
Сущность характеризует жизнедеятельность человека как процесс удовлетворения потребностей, а гражданское самоопределение - как процесс формирования человека в качестве носителя потребностей и деятельности. Сущность характеризует жизнедеятельность человека как материальный труд, а гражданское самоопределение как процесс и результат деятельности, формирующую человека в качестве субъекта труда, его потребности и способности к труду, в результате чего человек научается овладевать функциями вещей и технологическими способами использования и производства вещей. Сущность раскрывает особенности жизнедеятельности человека в системе социальных связей, общественных отношений. Соответственно, гражданское самоопределение характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта общественных отношений. В связи с тем, что сознание формируется под воздействием и в процессе труда и общения, сущность раскрывает жизнедеятельность человека как сознательную, направленную деятельность, а гражданское самоопределение - как деятельность, реализующую определенные идеалы человека и формирующую индивида как субъекта духовного труда, практически-научного овладения миром. Сущность раскрывает особенности жизнедеятельности человека в системе семейных и личных отношений. Соответственно, гражданское самоопределение характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта семейных и личных отношений.
Поэтому мы понимаем гражданское самоопределение как сочетание нравственного, правового и политического становления личности. В условиях разрушения традиционных для советского периода ценностей и идеалов у подростков необходимо воспитывать умение жить в демократическом правовом государстве, быть «цивилизованными индивидуалистами». В этой ситуации особенно важно определиться в содержании основных понятий гражданского самоопределения - «гражданин», «гражданственность», «гражданские качества».
Гражданское самоопределение - это устойчивое, избирательное отношение индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия, выражающееся в принятии им одних и отвержении других в зависимости от опосредствующих факторов - оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. Гражданское самоопределение в детских общественных организациях отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Это, в конечном итоге, интегрируясь в сознании человека, присваивается личностью из окружающей действительности и проявляется в реальных способах общения и деятельности, которые вырабатываются на основе социокультурной жизненной ситуации.