Индикаторы и типы социального самочувствия.
Основными фундаментальными подходами к изучению социального самочувствия являются социологический и психологический подходы.
Социологический подход - здесь в первую очередь рассматриваются такие аспекты, как социальное благополучие, возможность реализации жизненных планов, удовлетворенность уровнем жизни. Обычно в социологических исследованиях изучаются внешние детерминанты социального самочувствия, различные особенности жизнедеятельности людей – социальные, экономические, политические и социокультурные.
Психологический подход - рассматривает социальное самочувствие как социально-психологическое состояние, возникающее у человека под воздействием объективных факторов жизнедеятельности, как макромасштабных, так и личностных. Центральное место в рамках данного подхода отводится изучению переживаний субъекта социального самочувствия, его эмоциональной и когнитивной сфер,
социальной активности. Социальная активность рассматривает как объективный фактор жизнедеятельности, так и индивидуальные характеристики личности.
В отечественной психологии одним из основоположников изучения проблемы социального самочувствия является А. А. Русалинова. Главным показателем социального самочувствия она выделяет удовлетворенность человека жизнью, своим положением, перспективами, уверенностью в завтрашнем дне – отдельными сферами общества.
Итак, социальное самочувствие – комплексное явление, включающее в себя разные уровни отношений: макроуровень (целостная система социальных отношений, включающая в себя особенности социального, экономического, политического развития), мезоуровень (характеристика отношений в этнических, профессиональных, возрастных социальных группах) и микроуровень (отношение человека к себе, своему статусу в обществе).
Можно выстроить следующую факторную последовательность, которая определят и характеризует социальное самочувствие личности:
-мотивация, которая формируется из потребностей и интересов
- идентификация, которая зависит от направленности мотивации
- коммуникация
- жизненная стратегия, которая зависит от коммуникации
- ее практическая реализация
- сравнение результатов практической реализации с идентификацией личности
- социальное самочувствие.
Для понятия "социальное самочувствие" необходимо построить систему эмпирических показателей (индексов).
Индекс самочувствия молодежи является величиной, основанной на фактических данных тенденций в течение длительного промежутка времени, измеряющей качество жизни и благосостояния молодежи.
Компонентами индекса социального самочувствия молодежи выступают семь показателей качества жизни: экономическое благосостояние семьи; социальные отношения с семьей и сверстниками; здоровье; отношение к здоровью и безопасности; достижения в образовании; общественная деятельность (участие в школьных, институтских, рабочих мероприятиях); эмоциональное (духовное) самочувствие.
Социальное самочувствие – индикатор сознания, отражающий отношение взаимосвязи между личностными ожиданиями (содержание и характер жизненной стратегии) и степенью удовлетворенности потребностей материальных, биологических, социальных, духовных, этических, эстетических (т.е. реализованность или возможность реализации жизненной стратегии). Как мы видим из определения, социальное самочувствие затрагивает все сферы социальной жизни субъекта – семейную, профессиональную, общественную и др. Ниже показаны понятийные индикаторы, описывающие содержание понятия "социальное самочувствие" (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Понятийные индикаторы социального самочувствия
Показатели | Понятийные индикаторы |
Уровень притязаний | Жизненная ориентация. Ценностные ориентации трудовой деятельности. Ценности учебной деятельности. Ценности семьи. Ценности общения и досуговой деятельности. Субъективная оценка характеристик успеха |
Характеристики активности субъекта | Трудоспособность. Адаптивная деятельность. Конкретные шаги по реализации жизненной программы |
Идентификационная стратегия | Характеристики референтной группы. Характеристика возможностей в сравнении с представителями своей возрастной когорты. Степень доверия социальным институтам. Институт помощи |
Удовлетворенность реализацией жизненной стратегии | Удовлетворенность работой. Удовлетворенность семейной карьерой. Удовлетворенность вещной средой |
Временные характеристики | Отношение к изменениям. Планирование важнейших событий |
Объективные детерминирующие факторы | Среда выхода. Статус субъекта социального самочувствия |
В результате разных эмпирических данных исследований социального самочувствия молодых взрослых, факторного и корреляционного анализов была произведена следующая типология жизненной реализации: "карьера", "мобилизация", "стабильность", "негативные ожидания", "альтернативная реализация". В семейной сфере были выделены четыре типа социального самочувствия: "критический", "проблемный", "стабильный", "позитивный".
Первый тип социального самочувствия – карьера – связан с социально-трудовой сферой. К этому типу относятся молодые люди, которые стремятся к продвижению по карьерной лестнице и ожидают скорого продвижения по службе. Здесь можно проследить интенсивность перемен, активных действий, преобразование окружения и имеющихся ресурсов; оценка своего будущего как стабильность и благополучие.
Следующий тип – мобилизация – связан с ожиданием перемен. В этот тип включены молодые люди с четким представлением путей решения проблем, которые возникли на данном этапе их жизни: поиск нового рабочего места, гибкость в выборе нового места работы и т.п. Будущие ожидаемые перемены не так интенсивны, как в типе "карьера", но присутствует позитивная оценка своего прошлого опыта, настоящего и будущих перспектив.
Типы самочувствия "карьера" и "мобилизация" являются позитивными. К этим группам относятся молодые люди, чьи родители имеют высокий образовательный и профессиональный статусы, они тоже имеют высокий уровень образования и стоят на высоких ступенях служебной лестницы. Доход у этих групп социального самочувствия превышает средний уровень и им присущ высокий уровень самооценки жизненного успеха.
Тип "стабильность" относится к среднему типу, молодые люди этого типа имеют постоянное место работы со стабильным заработком, они не ожидают быстрого карьерного роста и им не свойственна предпринимательская деятельность. Уровень ожидания перемен – минимальный. При возникновении проблем с работой возможна смена работы или специальности. Этому типу не свойственны резкие изменения и негативное самочувствие. В этот тип включены молодые люди из рабочего класса, малых городов, сел, со средним доходом и низкой мобильностью. Уровень самооценки – средний, что означает ожидание материального успеха без профессиональной реализации.
К типу "негативные ожидания" относят молодежь с возможностью потерять работу, со сложностями в поисках новой работы, с возможным желанием заняться бизнесом, существует факт ожидаемой или реальной безработицы. В ближайшем будущем нет позитивных изменений. К этому типу относятся те, кто боится любых перемен, их страх происходит из неуверенности в себе и в своих силах справиться с предстоящими трудностями. В данном типе самочувствия присутствуют следующие виды занятости: наемный труд, работа по специальности, не требующей квалификации, со средним или низким доходом. Представители этой группы живут в основном в небольших городах.
Альтернативная реализация – тип, объединяющий молодежь с направленностью к семейной сфере как в настоящее время, так и на будущие перспективы. Если молодой человек, который относится к данному типу, теряет работу, то с большой долей вероятности он может отказаться от профессиональной и трудовой деятельности. В данную группу вошли те, чьи родители имеют высокий образовательный и профессиональный статусы (в основном женщины, имеющие супруга и детей), работают по специальности, не требующей образования, как правило, со средним профессиональным статусом (служащие, работники сферы услуг, государственных бюджетных организаций). Доход – средний. Ожидание максимальных перемен означает ориентацию на перемену статуса – смену занятия, места работы, вообще отказ от профессиональной реализации.
Наибольшее влияние на тип социального самочувствия оказывает достижимость таких позиций, как уровень образования, уровень дохода, положение на рынке труда (включающее тип занятия, профессиональный статус, отрасль).
По значимости дальше идут факторы, характеризующие идентификационную стратегию человека и его активность: соотношение профессии и полученного образования; профессиональная мобильность; самооценка жизненного успеха; ожидание перемен в жизни.
Факторы жизненного цикла, такие как семейный статус, наличие детей, местожительство, оказываются значимыми только во взаимодействии с субъективными самооценками (удовлетворенность жизнью в целом, семейной жизнью, жизненная стратегия).
Аскриптивные характеристики, прежде всего – среда выхода (образование и профессиональный статус родителей, наличие собственности в родительской семье, пол, состояние здоровья и пр.), непосредственно не влияют на тип самочувствия. Отсутствие прямой связи свидетельствует о том, что в конкретном типе социального самочувствия мы обнаруживаем влияние ролевого комплекса, т.е. сочетания разных характеристик, которые в результате дают определенный эффект, положительный или отрицательный, в силу чего человек удовлетворен своей жизненной карьерой или оценивает жизнь негативно.