Выводы о взаимодействии в культурно-просветительской сфере
Одним из значимых совместным проектом церковных и общественных сил в сфере культуры стало создание в 2005 году в Санкт-Петербурге Общественно-экспертного совета по рекламе и культуре. Публичная работа этого совета в «Святодуховском» центре Александро-Невской лавры послужила началом широкой общественной дискуссии, как в Санкт-Петербурге, так и Москве и в других городах России, в которой приняли участие властные органы, депутаты Государственной Думы, руководители региональных и федеральных СМИ. Итогом этой дискуссии было полное или частичное снятие и запрет на улицах городов и в транспорте, в СМИ неэтичной, агрессивной и развратной рекламы. Это еще один пример положительного влияния взаимодействия общественных организаций, сформулировавших острую проблему, Церкви, духовно поддержавшей общественность, и соответствующих властных структур, разработавших и принявших необходимые решения.
Для дальнейшей борьбы с незаконной, агрессивной, неэтичной рекламой нужны новые формы борьбы общества – пародия, интернет, информационные листки, молодежный уличные акции, создание общественных советов против рекламы насилия и разврата в обществе. Проводимые в Санкт-Петербурге Студенческие акции-митинги «За нравственность на российском телевидении», были одной из таких эффективных форм и они достигли запланированного результата. Но это не значит, что такие или другие формы общественной активности не понадобятся в будущем. Подобные общественные экспертные советы должны работать в регионах и в федеральном центре постоянно, собирая, анализирую и доводя до общества, Церкви и власти примеры неэтичной, незаконной рекламы.
Другой значимой культурно-просветительской программой в Санкт-Петербурге стали Православно-просветительские выставки на Рождество, Масленицу и Троицу, которые уже шестой год проводит Творческое объединение «Духовное наследие». Концерты духовного, народного, хорового и авторского пения, выступления православных поэтов, детских коллективов посещают на выставках сотни зрителей, это заметно помогает развитию православного музыкального и поэтического творчества в Санкт-Петербурге.
Одним из итогов православно-просветительских выставок, стало очень важное в наше время развитие трезвеннического движения в Санкт-Петербурге и области. Примером тому могут являться множество страждущих, приходящих на выставки к Иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и другим святыням с просьбой о молитвенной помощи в преодолении тяжких недугов. А также Крестный ход трезвеннических православных объединений, который уже третий год проходит по парку Победы и завершается молебном на выставке перед иконой «Неупиваемая чаша», собирая около тысячи участников.
Проведение культурно-просветительских и миссионерских программ для студентов и молодежи, как, впрочем, и для других слоев населения, не должно быть навязчивым и излишне настойчивым, такое отношение приведет скорее к обратному результату. Отношения должны быть уважительные, с учетом пожеланий представителей молодежных и студенческих структур. Примером тому может служить проведенные Духовно-просветительские встречи, беседы и праздники в Межвузовском студенческом городке, которые за 4-5 месяцев прошли во всех двенадцати корпусах, в концертном зале и в часовне святой Татьяны Студгородка, по приглашению руководства Студгородка и самих корпусов, и везде были встречены с интересом и благожелательностью.
Особая миссия для культурно-просветительской деятельности в школе лежит на курсе Основы православной культуры. Сегодня особенно важно, чтобы отдельные уроки, дополнительные занятия, творческие конкурсы, экскурсии по этому курсу проходили не только в одном 4 классе, а потом забывались бы в текучке и суете обыденной жизни, а во всех классах начальной и средней школы. Одним из решений этой сложной государственной и церковно-общественной задачи является проведения в школах уроков и праздничных мероприятий, посвященных церковно-государственным праздникам и Дням воинской славы России. Это возможно решить, только объединив усилия Церкви, государства и общества.
Помочь в этом решении может, разрабатываемый Творческим объединением «Духовное наследие» на основе материалов, проведенных семинаров и мастер-классов по курсу ОПК, Сборник с методиками уроков и праздничных встреч, посвященных основным церковно-государственным праздникам России, по следующим направлениям: основы православной культуры, история, литература и традиционные ремесла.
ГЛАВА 3.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
Рассматривая тему развития Социально концепции Православия и взаимодействия государства, Церкви и общества в различных сферах, мы будем опираться на решения наиболее крупных общественно-церковных форумов России, которые уже много лет собирают на свои заседания и круглые столы самый широкий круг церковных, общественных и государственных деятелей из ближнего и дальнего Зарубежья. Это в первую очередь Международные Рождественские образовательные чтения, которые в этом году отметили свой 25-летний юбилей. Это Всемирный Русский Народный Собор, который провел уже свой 20 форум. И это Межсоборное присутствие, созданное Церковью с целью общественно-церковного рассмотрения наиболее важных вопросов церковной жизни и развития Основ Социальной концепции Церкви.
В разработке Социальной концепции Православия и в ее дальнейшем развитии также активное участие принимает ученые ряда направлений и специализаций, которые ведут эту работу на церковных и научных форумах, а также самостоятельно разрабатывая и защищая научные работы. Так можно привести пример кандидатской работы по философии Марии Юрьевны Денисенко по теме «Социальная концепция Православия в жизни современной России», защищенной в 2009 году. В работе рассматривалось развитие социальных идей Православия с дореволюционного времени до наших дней, а также влияние идей социальной концепции на современную Россию, как важного фактора сохранения российской цивилизации, развития милосердия, благотворительности и возрождения духовной культуры. (137) (см. Доп. источники, № 35, стр. 3)
Международные Рождественские образовательные чтения
Международные Рождественские образовательные чтения являются старейшим и крупнейшим церковно-общественным форумом в России. Так, в 2017 году они прошли на 70 площадках Москвы и, в них приняло участие более 10 000 докладчиков и слушателей.
Поздравление на XXV Международные Рождественские чтения направил Президент России Путин Владимир Владимирович, в котором он отметил, что за прошедшие годы этот форум «заслужил высокий авторитет и признание, стал большим событием в общественной, культурной, духовной жизни страны». В центре Рождественских чтений внимания всегда стоят «вопросы совершенствования системы образования, просвещения, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, уважения к истории нашего Отечества». Решения Чтений служат «консолидации нашего общества, сбережению непреходящих духовных, нравственных ценностей, которые нас объединяют», - завершил президент свое поздравление. (138) (см. Доп. источники, № 37)
Рассмотрим доклады и решения XXV Международные Рождественские чтения и предложения, которые в них прозвучали о взаимодействии государства, Церкви и общества в сфере образования и культуры.
В докладе Патриарха Кирилла на открытии Чтений говорилось, что этот форум сегодня стал «площадкой для обсуждения вопросов не только религиозного образования, но и многих направлений церковной и общественной жизни». «Дай Бог, чтобы Международные Рождественские чтения, помимо их образовательной и общественной функции, также служили местом для серьезного диалога о жизни нашей Церкви, о нашем настоящем и будущем». (139) (см. Осн. источники, № 28)
В докладе митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии Чтений, также прозвучали слова о возрастающем год от года участии Церкви в обсуждении важнейших общественных проблем и признание этого факта со стороны государства». «Если самые первые Чтения, - продолжил владыка Меркурий, - организовывались для обмена опытом и координации взаимодействия между педагогами, то последующие преследовали необходимость создания и отлаживания эффективного рабочего взаимодействия между … Церковью, государственной властью и общественными организациями на всех уровнях». (140) (см. Осн. источники, № 29)
В выступлении министра иностранных дел России Сергея Лаврова, также на открытии Рождественских чтений, представлена позиция государства по вопросу взаимодействия с Церковью и научным сообществом, которая практически совпадает с позицией Церкви. «За четверть века, - сказал Лавров, - Чтения стали неотъемлемой частью общественной жизни России, важной дискуссионной площадкой, объединяющей представителей Русской Церкви, органов государственной власти, экспертных и научных кругов. Здесь обсуждаются наиболее актуальные проблемы, стоящие перед нашей страной, предлагаются пути их решения». «В своей работе, - продолжил министр, - министерство иностранных дел будет и впредь наращивать плодотворное взаимодействие с Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями России». (141) (см. Доп. источники, № 43)
Подобные мысли высказал в своем приветствии и председатель Государственной Думы В.В.Володин, «цель Рождественских Парламентских встреч заключается в выстраивании эффективного диалога между Русской Православной Церковью, Государственной Думой, различными конфессиями и обществом в целом». (142) (см. Доп. источники, № 44)
Митрополит Меркурий в своем выступлении на Чтениях отдельно рассмотрел вопрос преподавания религиозных культур «Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам». Владыка также отметил рост «процента выбора курса Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе». В настоящее время очень важно подготовить переход «на преподавание Основ православной культуры со 2-го по 10-й классы с адекватной учебной нагрузкой», такая концепция была разработана еще в 2012 году, но в том виде она не была принята Министерством образования России. Это серьезно затрудняет усилия Церкви, государства и общества по духовно-нравственному воспитанию школьников, как и позиция части СМИ по этому вопросу, которая ведет «дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу», — подчеркнул митрополит Меркурий. (143) (см. Осн. источники, № 26)
На наш взгляд, преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» во всех классах школы, в рамках которого около 30 - 40 % школьников будут изучать Основы православной культуры, а более половины Основы светской этики, достаточно атеистический предмет, кроме мусульманских регионов, где основная часть будет изучать мусульманскую культуру, сегодня достаточно сложное и неоднозначное решение. И с точки зрения подготовки необходимого числа преподавателей, их будет нужно подготовить примерно в 10 раз больше чем сегодня, что нереалистично в краткие сроки, и с точки зрения готовности программ, не только ОПК, но и других модулей.
К этому решению надо подходить постепенно, возможно какой-то небольшой регион России, где давно преподаются уроки ОПК и есть достаточное количество подготовленных учителей, в качестве эксперимента введет у себя такое обучение и за несколько лет, при поддержке Церкви и традиционных конфессий, отработает программы всех модулей. А в остальных регионах России, как предлагалось выше, необходимо готовить и проводить регулярные уроки и дополнительные занятия по церковно-государственным праздникам и Дням воинской славы России. Такой подход снимет напряженность в СМИ, о которой говорит митрополит Меркурий, и поможет постепенному введению курса ОРКСЭ и ОПК в школу, в те классы, где это будет подготовлено.
Касаясь темы культуры и ее представления на Рождественских чтений, можно отметить, что на семинаре руководителей епархиальных отделов по культуре доклады были посвящены только внутрицерковным музеям. К сожалению, достаточно острая сегодня тема, передачи Церкви государственных музеев, таких как Исаакиевский собор или Херсонес, которая сейчас бурно обсуждается в обществе и в СМИ, не вошла в программу семинара по культуре. Несомненно, подобные темы нуждаются в совместном обсуждении церковной и музейной общественности на подобных форумах и выработки взаимоприемлемых решений, где ни одна сторона не будет себя чувствовать ущемленной. (144) (см. Доп. источники, № 45)
В итоговом документе XXV Рождественских чтений говорится, что в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, «государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии». Но и во время государственного атеизма, кроме Церкви, лучшие произведения культуры, литературы, кинематографа, свидетельствовали о Боге, как и русская литература XIX века. Искусство «доносило до людей богозаповеданные идеалы». (145) (см. Осн. источники, № 25)
В итоговом решении также говорится, что на Русской Православной Церкви, как продолжательницы дореволюционной традиции исторической России, лежит особая роль в объединении общества и сохранении в нем мира. В этом ключе Церкви и ее приходам и общинам необходимо вести диалог с «государственной властью и общественными организациями, в деле укрепления духовных основ жизни народа». (146) (см. Осн. источники, № 25)