Краткие итоги молодежного служения в Церкви с 1990 по 2000 год
Рассмотрим взаимодействие государства, Церкви и общества в молодежной сфере на основе материалов Концепции молодежного служения РПЦ, доклада архиепископа Александра на Юбилейном Архиерейском соборе и других документов.
Владыка Александр в своем докладе определил, что необходимость развития «церковной работы с детьми и молодежью, объединения и координации деятельности групп молодых православных христиан для участия в жизни Церкви» возникла из-за перемен, «переживаемых на протяжении последнего десятилетия, и духовного возрождения Православия в России». (56) (см. Осн. источники, № 18)
Уже в конце 80-х годов в России стали развиваться общественные православные проекты, в которых активное участие принимала молодежь. В частности можно сказать о проектах в области восстановления храмов и монастырей, которые проводились при участии автора. Это движение «Мир», помогающее восстанавливать здания и сады в Валаамском монастыре в 1988 – 1989 годах еще до его открытия, здания и монастыри Ростова Великого летом 1988 года. Это движения «Друзья Ропши», работающее во дворце и храме Ропши в 1988-89 годах, и движение «Старая Ладога», помогающее восстанавливать первую столицу Руси – Старую Ладогу в 1989 – 1990-х годах.
Наиболее крупным православным проектом конца 80-х начала 90-х годов и одним из первых, в котором участвовали Церковная иерархия в лице патриарха, государственные органы, еще советского состава, на уровне руководства трех регионов, и общественные и молодежные организации во главе с «Фондом культуры», можно назвать «Год Александра Невского и 750-летия Невской битвы». Он проходил с 6 декабря 1989 года (День памяти св. Александра Невского) по 15 июля 1990 года (День Невской битвы).
Успешное и массовое проведение Года Александра Невского показало, какой большой потенциал заложен, когда государство, Церковь и общество действуют в согласованном ключе, дополняя и помогая друг другу. Именно в этой программе, одним из руководителей которой был автор, проявилось и получило дальнейшую опору и основание положение о взаимодействии Церкви, государства и общества, которое представлено в данной работе.
Таким образом, активное участие православной молодежи в проведении и развитие церковных и общественных программ, помогающих становлению новой посткоммунистической России, привело к подготовке и принятию в декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви решения «о создании общецерковной молодежной организации». В Татьянин день 25 января 1991 года, «на проходившем в стенах Московского Государственного университета Съезде православной молодежи было образовано Всецерковное Православное молодежное движение (ВПМД), объединяющее ныне представителей православных братств и молодежных организаций». (57) (см. Осн. источники, № 18)
Как участник этого съезда, могу добавить, что на съезд приехали представители большинства епархий РПЦ из России, тогда еще РСФСР, и других республик СССР и стран. Достаточно заметные молодежные православные группы в то время существовали при приходах только в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому на съезд приехали несколько сотен священников, мирян и мирянок, по 3 человека от епархии, большинство из которых еще не вели молодежных программ. Но все они хотели разобраться, в том, как можно работать с молодежью, и, какая поддержка в этом может быть оказаны со стороны создаваемого Движения.
В дальнейшем в ВПМД вошли, созданные самостоятельно или при его поддержке, православные молодежные организации, братства, сестричества и скаутские группы, «впоследствии отделения ВПМД были при поддержке Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и правящих епархиальных архиереев были созданы в целом ряде епархий РПЦ Московского Патриархата». (58) (см. Осн. источники, № 19)
Перечисляя основные направления работы ВПМД в 90-е годы, архиепископ Александр, который был избран на съезде ВПМД руководителем этого Движения, в своем докладе называет следующие: «создание епархиальных молодежных центров для реализации церковных молодежных программ; проведение семинаров по вопросам молодежной деятельности Церкви; духовное окормление детских и скаутских организаций; информационная и издательская деятельность; развитие сотрудничества с христианскими и светскими молодежными организациями; взаимодействие с Комитетом по делам молодежи и др. органами». (59) (см. Осн. источники, № 18)
Наиболее известными и массовыми программами ВПМД в 90-е годы, нашедшими свое место и в «Концепции молодежного служения РПЦ» были программы молодежных лагерей при восстанавливаемых храмах и монастырях, которые под эгидой ВПМД в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном регионе России проводил автор, а в Москве и в Центральном регионе общество «Реставрос». (60) (см. Доп. источники, № 30, стр. 64)
О лагерях «Реставроса» говорит в своем докладе Архиепископа Александра: «в молодежных лагерях «Реставроса» … группы детей и молодежи направляются во вновь открытые, требующие восстановительных и ремонтных работ храмы и монастыри Русской Православной Церкви для участия в возрождении святынь». (61) (см. Осн. источники, № 18)
Второй, достаточно массовой программой ВПМД, также отмеченной в Концепции молодежного служения, являлось поддержка, координация и духовное окормление детских скаутских организаций. «Особое внимание, - говорит владыка Александр в своем докладе, - ВПМД уделяет духовному окормлению детских организаций, в той или иной степени использующих положительно зарекомендовавший себя во всем мире скаутский метод. При Патриаршем Крутицком подворье в Москве действует штаб-квартира Федерации православных следопытов — детской организации, созданной в канонических рамках Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». (62) (см. Осн. источники, № 18)
В России в 90-е годы существовало и ныне существует несколько православных скаутских организаций. ВПМД на своих встречах постаралась сблизить позиции представителей всех этих организаций и «помогла сформировать идею Православного Братства Скаутов, в котором могут духовно объединиться все скауты России». Такое братство было создано и оно помогло сблизить скаутские организации, совместно вести программы по обучению, летним лагерям, восстановлению храмов и иным под духовным окормлением региональных отделений и штаб-квартиры ВПМД. Решением Священного Синода «ответственным за работу со скаутами был назначен председатель ВПМД, Епископ Костромской и Галичский Александр». (63) (см. Доп. источники, № 31, стр. 58)
Другими важными направлениями работы, проводимыми ВПМД, и вошедшими в Концепцию Молодежного служения, являлись информационно-издательская деятельность, ежегодное проведение секции о молодежном служении на Рождественских чтениях и учебных семинаров в штаб-квартире ВПМД «в ходе которых представители различных епархий получают специальную подготовку для организации работы в молодежной среде». (64) (см. Осн. источники, № 18)
Еще одним важным направлением деятельности ВПМД «стало противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работал реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах. Кроме этого Центр вел работу по излечению наркоманов, так как многие секты пользуются, для усиления зависимости, наркотиками. Положительный опыт этого центра необходимо распространять по регионам России». (65) (см. Приложение, 2 гл.)
На встрече представителей епархиальных отделений ВПМД в Санкт-Петербурге в 1993 году было принято отдельное обращение, об опасности вовлечения молодежи в различные секты. «Пользуясь отсутствием у большинства наших соотечественников подлинных религиозных знаний и духовной культуры, сектанты вовлекают в свои ряды все новых и новых членов, среди которых, что особенно тревожно, много молодежи». (66) (см. Доп. источники, № 32, стр. 4)
Особая необходимость в просветительских и краеведческих программах есть и в Детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), где, с одной стороны, у детей малая занятостью, а с другой стороны, мы видим повышенную активность «в ДОЛах представителей различных инославных иностранных организаций, сект и языческих культов. В связи с этим православные программы здесь очень полезны и необходимы. Это понимают и руководители ДОЛов и охотно приглашают к себе православных вожатых и воспитателей. В ряде регионов Церковь проводит учебу вожатых, в частности, в Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге». (67)(см. Приложение, 2 гл.)
Противодействие сектам и наркомании, просветительские программы в Детских оздоровительных лагерях, а также подобные программы в вузах не упоминались в Концепции молодежного служения РПЦ, принятой в 2000 году, но в дальнейшем они вошли в документ о молодежной работе в Церкви, принятый в 2011 году.
Особенно массовыми стали духовно-просветительские программы в вузах в Санкт-Петербурге, благодаря их поддержке Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Духовной Академией. Инициаторами этих программ в середине 90-х годов стали молодежные организации, объединенные в Молодежный Земский Союз, возглавляемый автором. Основой этих программ стало совместное учреждение епархией, Советом ректоров и общественными организациями «Почетного знака Святой Татьяны», который в Татьянин день вручается представителям молодежи и их наставникам в одном из соборов Санкт-Петербурга. «К 2000-летию Рождества Христова учрежден Межвузовский Творческий конкурс, проводимый по 8 направлениям (живопись, музыка, литература, видео, прикладное искусство и др.) с конкурсными комиссиями в профильных вузах. Итоги Конкурса подводятся в Татьянин день и расширяют интерес студентов и преподавателей к этой теме». Подробнее об этих программах будет рассказано во второй главе работы. (68) (см. Приложение, 2 гл.)
Развитию сотрудничества с государственными органами была посвящена и совместная программа ВПМД с мэрией Москвы, посвященная духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, которая должна была «дать концептуальное обоснование педагогической работе с подростками на основе традиционных духовных ценностей Православия». Так как, говорится далее в докладе владыки Александра, «организация свободного времени, досуга детей и молодежи — одно из насущно необходимых направлений церковного служения».(69) (см. Осн. источники, № 18)
В заключение в докладе владыки Александра предлагается для того, чтобы «упорядочить практику работы Церкви с молодежью и придать определенный канонический статус структуре, Всецерковное Православное молодежное движение следует преобразовать в Отдел по молодежному служению, при Священном Синоде Русской Православной Церкви. Прошедшие годы показали, что молодежное служение — особое поле церковной деятельности, которое … требует должного организационного оформления». (70)(см. Осн. источники, № 18)
Созданный Синодальный отдел по делам молодежи при поддержке, теперь уже, Всероссийского Православного Молодежного Движения, занимаются «руководством, координацией действий и практической реализацией положений «Концепции молодежного служения РПЦ» и иных значимых документов Русской Православной Церкви по организации и осуществлению молодёжной политики РПЦ. (71) (см. Осн. источники, № 19)
Выводы в молодежной сфере
Рассмотрев вопросы молодежного служения представленные на Юбилейном Архиерейском Соборе мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, в главах Основ социальной концепции Церкви молодежь видится лишь в негативных проявлениях: раннее расторжение браков, подверженность наркомании, опасность увлечься гомосексуализмом. Все это говорит об определенном недоверии и неосведомленности авторов Концепции о деятельности православной молодежи и, всвязи с этим, необходимости «объединения зачастую пока еще разрозненных усилий церковных структур на поприще молодежной деятельности».
С другой стороны в докладе архиепископа Александра на Юбилейном Архиерейском Соборе и в Концепции молодежного служения приводятся многочисленные направления молодежного служения, которые, к тому моменту, около десяти лет развиваются в различных епархиях и приходах РПЦ и дают возможность сказать об успешном завершении первого этапа становления молодежного служения в Церкви.
Такой же вывод мы можем увидеть и в решении Архиерейского Собора, заслушавшего доклад архиепископа Александра и утвердившего на его основе Концепцию молодежного служения. А также в аналитических статьях, в частности в материале С. Елишева «Молодежная политика Русской Православной Церкви в РФ», который пишет, что «данная модель конфессиональной общественной молодежной политики в РФ, является своеобразным флагманом-образцом среди других моделей общественной молодежной политики, а также всей молодежной политики в РФ в целом. Несмотря на определённые проблемы, с которыми Церковь сталкивается, … уже имеющиеся промежуточные результаты позволяют сделать вывод о её большом потенциале, который может быть эффективно реализован в процессе взаимодействия с государством, другими традиционными для России религиозными конфессиями и общественными структурами». (72) (см. Осн. источники, № 19)
В этом разделе рассмотрена и проанализирована тема молодежного служения в Церкви в материалах, представленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Как мы уже ранее отметили, ряд тем по противодействию сектам и наркомании, просветительские программы в Детских оздоровительных лагерях и программы в вузах не упоминаются в Концепции молодежного служения РПЦ. На наш взгляд это необходимо было дополнить.
В 2011 году Священный Синод утвердил документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», который является продолжением и развитием Концепции молодежного служения РПЦ. Рассмотрение ряда положений этого документа будет включено во вторую главу настоящей работы, при представлении деятельности Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и Международного общественного движения «Славянский Молодежный Союз», входящего в Александро-Невское братство.
В завершение темы молодежного служения, в качестве вывода, можно также привести слова владыки Александра, которые завершали его доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе. «От того, какие усилия мы приложим ныне в деле православного воспитания подрастающего поколения, зависит, кто завтра придет в наши храмы, какими духовными и жизненными принципами будет руководствоваться церковный народ в грядущие десятилетия. На пути этого служения нам больше внимания надо уделять новым формам работы с молодым поколением, памятуя слова святого апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:22). (73)(см. Осн. источники, № 18)
ГЛАВА 2.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ