Организация профилактической работы в группе для детей с ЗПР.
Основная цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение адаптивных возможностей, организация своевременной коррекции речи и физического развития детей с ЗПР.
Повышению эффективности педагогической работы способствует взаимодействие медицинского и педагогического персонала ГБДОУ, которое осуществляется при строгом соблюдении щадящего, оздоровительного режима дня; организации закаливающих процедур в течение дня; следовании медицинским рекомендациям.
Поставленная цель реализуется в процессе проведения профилактических мероприятий для детей с ЗПР (патологией речи) через:
1.Прогулки на свежем воздухе.
2.Физкультурно-оздоровительную работу (утреннюю гимнастику, бодрящую гимнастику, физкультурные занятия на свежем воздухе один раз в неделю).
3.Систему профилактических мероприятий в течение учебного года:
3.1.Массаж общий, сегментарный.
3.2.Профилактика ГРИППа и простудных заболеваний, дополнительная витаминотерапия;
3.3.Профилактика отклонений в физическом развитии (нарушение осанки, зрения).
3.4.Модель двигательной активности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Смотреть приложение № 7Возрастные и индивидуальные особенности детей группыЗПР.
Смотреть приложение № 8Циклограмма коррекционной работы специалистов и воспитателей.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения детей является продолжение работы по развитию:
*понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
*произносительной стороны речи;
*самостоятельной развернутой фразовой речи;
*овладение элементарными навыками письма и чтения.
В задачу воспитателя для детей с нарушениями речи входит:
*обязательное выполнение требований общеобразовательной программы дошкольного образования;
*решение коррекционных задач в соответствии с программами учителя – дефектолога, учителя - логопеда, направленной на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальных сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Смотреть приложение №9Овладение навыков речевого недоразвития в различных видах деятельности.
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми
- (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.п.);
· игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
· проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
· художественной деятельности;
· физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
В рамках реализации образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.
Периодичность проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май)
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" "Речевое развитие", "Физическое развитие". | -Наблюдение -Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 1-2 недели | Сентябрь Май |