Практические занятия детей вместе с родителями.


Совместные занятия родителей и детей организуются таким обра-зом, чтобы в поле зрения родителей были не только свои дети, но и «чужие». Такое переключение внимания кардинально меняет психоло-гию родителей. Они начинают понимать, сравнивать, участвовать, помо-гать другим детям. При этом формируется новое — коллективное — мышление, основанное на общей цели, взаимопонимании, установлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмен опытом, знаком-ство родителей и детей между собой. Неформальные отношения, совме-стные физические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-композиции, сам процесс разучивания движений требуют активного участия, фантазии, творчества. Видимые результаты этого процесса соз-дают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверен-ность в полезности этой деятельности и для себя, и для детей. Таким образом, постепенно осваивая все новые и новые движения, родители самостоятельно приходят к осознанию того, что двигательная актив-ность расширяет возможности ребенка, обогащает его двигательными умениями, играми, в которые можно играть дома и на улице с другими членами семьи, другими детьми.

Для того чтобы этот процесс был наиболее эффективным, педагогу на совместных занятиях детей и родителей необходимо:

1) Сначала давать простые, доступные для всех упражнения. Дети сидят или стоят в кругу, родители находятся сзади.

2) Парные упражнения — родители со своими детьми.

3) То же, но родители передвигаются по часовой стрелке и вы-

полняют упражнения с рядом стоящим в круге ребенком.

4) Упражнения выполняются только родителями, а дети наблю-

дают и ведут подсчет.

5) Упражнения выполняются в круге, где чередуются родители и дети. Упражнения могут выполняться с речитативами, считалками, за-гадками, имитациями движений и звуков насекомых или животных, с цветными мячами, мягкими игрушками, лентами, под музыку, с пес-ней, элементами танцевальных движений: отдельные пары детей и родителей, смешанные пары — со своими детьми, с «чужими» деть-ми. Важно, чтобы каждое занятие было праздником для всех участ-ников. Такие занятия надолго оставляют яркий след в памяти ре-бенка. Они демонстрируют дома чему научились и стремятся снова придти на занятия, где получают удовольствие, общаются, двигаются. Важной составляющей этих занятий является не только забава, развлечение, но и коррекционная направленность упражнений. На-пример, упражнения с малым мячом. Этот вид упражнений стимули-рует развитие мелкой моторики кисти руки, а это в свою очередь

стимулирует развитие речи, письма, бытового самообслуживания.

462 Частные методики адаптивной физической культуры

Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, сни-жается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Поиск средств, организационных форм занятий, осознанное от-ношение к ценностям физической культуры, творческий подход к этому процессу как важной составной части физической, психологи-ческой, социальной реабилитации, касается не только детей, обучаю-щихся индивидуально в домашних условиях, но и всех детей с огра-ниченными возможностями.

Главными инициаторами и исполнителями являются родители, которые не меньше, чем их дети, нуждаются в реабилитации, абили-тации, адаптации в сложившейся жизненной ситуации, но их нужно к этому готовить, создавая специальные программы, потому что имен-но от родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка, зави-сит его здоровье, физическая и психическая подготовленность, социа-лизации и интеграция в общество.

Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию де-тей в социум, и поэтому ее роль огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушениями в развитии обус-ловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в сво-его ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит сущность воспитания ребенка с ограниченными возможностями?

2. Какие патологические реакции наблюдаются у родителей детей-инвалидов?

3. Какие стили воспитания чаще всего используются родителями в семь-ях, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями?

4. От чего зависит развитие ребенка с ограниченными возможнос-тями?

5. Что такое метод наблюдения и чем он может помочь родителям детей-инвалидов?

6. Какие методы и методические приемы могут применяться родите-лями при воспитании ребенка с ограниченными возможностями?

7. Какова роль матери в семье, воспитывающей ребенка с наруше-ниями в развитии?

8. Какие существуют типы матерей?


Iлива 8  
   

!), Какие есть способы помощи семье, воспитывающей ребенка-ин-налида?

10. Что такое родительский клуб?

11. Какие направления работы родительского клуба Вы знаете?

12. Для чего нужен летний отдых семей, воспитывающих инвалида

детства?

13. От чего зависит физическое развитие ребенка-инвалида?

14. Что могут сделать родители для физического развития ребенка-инвалида?

15. Какие существуют подходы работы с семьей, стимулирующие развития двигательной активности ребенка?

16. Какие существую^ формы практического обучения родителей детей-инвалидов?

17. Какие существуют формы теоретического обучения родителей детей-инвалидов?

Литература

1. Бойко В.В., Оганян КМ., Копытенкова О.И. Социально защи-щенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. — СПб., 1999. — 234 с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., «КСП», 1996.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особо-му» ребенку. Книга для педагогов и родителей. — СПб.: Инсти-тут специальной педагогики и психологии, 1998. — 96 с.

4. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Ру-ководство для родителей. — СПб.: Институт специальной педа-гогики и психологии, 2000. — 20 с.

5. Пикхарт К.Е Руководство для одиноких родителей — М.,1998. — 173 с.

6. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. —М., 2000. — 320 с.

7. Семья в психологической консультации / Под. ред. А.А. Бода-лева, В В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.

8. Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. — СПб.,2000. — 384 с.

9. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: «Ди-дактика Плюс», 2002. — 496 с.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапиясемьи. — СПб.: Питер, 1999.

Учебное пособие

Наши рекомендации