Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте
В этом возрасте в первичном протезировании нуждаются дети, перенесшие посттравматические ампутации конечностей. Методичес-кие приемы применения средств двигательной реабилитации прак-тически не отличаются от таковых, применяемых у взрослых.
В послеоперационномпериоде после ампутацииверхних
конечностей (реампутации, реконструктивно-восстановительных опе-раций, кожной пластики и др.) главной задачей является профилак-тика застойных явлений в легких, развития бронхитов, пневмоний, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и др. Ос-новной формой занятий в этом периоде является лечебная гимна-стика. Она проводится в виде дыхательных упражнений, которые применяются с первого дня после операции, продолжительностью 5—8 мин 2—3 раза в день. Со 2—3-го дня дыхательные упражне-ния сопровождаются движениями конечностей, исключая опериро-ванную. С 3—5-го дня применяются общеразвивающие упражне-ния, которые выполняются в медленном темпе, без статического напряжения. При неосложненном послеоперационном течении допу-стимы осторожные движения в суставах оперированной конечности На 8—10-й день общеразвивающие упражнения выполняются с уча-стием культи. Используются элементарные движения нижними ко-нечностями, сохраненной верхней конечностью, повороты и накло-ны туловища, приседания и т д.
В период подготовки к протезированиюиспользование раз-нообразных физических упражнений направлено на формирование адаптационно-компенсаторных процессов за счет активизации сохран-ных функций. Под подготовкой к протезированию следует понимать применение комплекса мероприятий, направленных на устранение или коррекцию расстройств и деформаций опорно-двигательной систе-мы, которые препятствуют или усложняют пользование протезно-ор-топедическими изделиями. При подготовке к протезированию всегда учитываются клинические и индивидуальные особенности детей. Осо-бенно важно начинать подготовительные мероприятия в ранние сроки после перенесенной ампутации. В этом случае подготовка имеет профилактическое значение, так как предупреждает развитие вто-ричных нарушений.
Глава 7 |
На данном этапе решаются следующие задачи:
1) увеличение подвижности в суставах усеченной и здоровой конечности;
2) подготовка мягких тканей культи к механическим воздей-ствиям и давлению со стороны приемной гильзы протеза;
3) развитие силы и мышечно-суставной чувствительности мышц здоровой конечности;
4) коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата (нару-шение осанки, плоскостопие),
5) развитие способности к равновесию, ориентированию в про-странстве, дифференцированию пространственных, временных и си-ловых параметров движений;
6) увеличение двигательной активности, формирование двигатель-ного опыта в соответствии с возрастными нормами развития;
7) формирование мотивации к освоению и пользованию протез-но-ортопедическими изделиями.
Структура и содержание занятий обусловлены закономерностя-ми изменения психофизиологических функций занимающихся. Это обусловливает выделение трех функционально взаимосвязанных ча-стей. В подготовительной части решаются задачи обеспечения пред-посылок для эффективной деятельности на протяжении занятия, соз-дания благоприятного эмоционального фона, установление контакта педагога с детьми, мобилизация внимания и восприятия, повышение интереса, активизация вегетативных функций, повышение функцио-нальной активности органов и систем, обеспечение психических и функциональных предпосылок для врабатывания организма. В ос-новной части решаются образовательные, коррекционно-развивающие
и оздоровительные задачи, специфика которых обусловлена индиви-дуальными особенностями детей и этапом двигательной реабилита-ции. В заключительной части использование физических упраж-нений направленно на снижение физиологической активности органов
и систем, уменьшение излишнего напряжения отдельных мышечных групп, снижение эмоционального возбуждения, уменьшение степени активности вегетативных функций и центральной нервной системы.
Наиболее распространенными средствами двигательной реаби-литации являются гимнастические упражнения, так как они избира-тельно воздействуют на мышечные группы и обладают широким спектром влияния на организм детей.
Упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности, профилактики фор-мирования тугоподвижности в суставах и контрактур. При
разработке сгибательных контрактур локтевого сустава плечо укла-
394 Частные методики адаптивной физической культуры
дывается на высокий столик горизонтально. Под локтевой сустав может быть положена мягкая прокладка. Левой рукой методист фик-сирует плечо, правой выполняет редрессирующие сгибательно-разги-бательные движения, постепенно увеличивая амплитуду. При этом плечо не должно подниматься. При редрессирующих движениях ко-сти предплечья должны располагаться параллельно, если нет прона-ционно-супинационных контрактур. При пронационной контрактуре методист, правой рукой разгибая локтевой сустав, одновременно су-пинирует предплечье. В процессе выполнения редрессирующих дви-жений необходимо, чтобы ребенок осуществлял произвольное напря-жение соответствующих мышц, с целью увеличения эффективности упражнений.
Увеличение подвижности в плечевом суставе проводят в поло-жении сидя. Одна рука методиста находится на надплечье, фиксируя его, другая захватывает культю плеча и выполняет редрессирующее движение в сторону ограничения движений, при этом надплечье не должно подниматься.
Упражнения для развития силы мышц культи и мышц, окружающих локтевой и плечевой суставы. Верхним конечно-
стям свойствен большой объем сочетанных движений, который очень важно сохранить после усечения конечности и добиться хорошего функционального состояния окружающих мышечных групп. Движе-ния правой и левой конечностью должны быть согласованными по усилию, амплитуде и напряжению. В процессе занятий сочетаются упражнения динамического и статического характера, а также уп-ражнения с внешним сопротивлением.
Независимо от длины культи необходимо ее участие в различ-ных движениях. Для развития силы мышц используются сгибание и разгибание в локтевом суставе, пронация и супинация, сочетанные движения, выполнение движений с сопротивлением, с дополнитель-ным отягощением и т.д. Движения в плечевом суставе сочетаются с движениями в локтевом суставе.
Упражнения для развития силы мышц надплечий. Эти
упражнения имеют большое значение при подготовке к пользова-нию протезами с тяговой системой управления и для сохранения правильной осанки. Упражнения выполняются из различных исход-ных положений: стоя, сидя, лежа, в динамическом и статическом режимах. Уделяется внимание подвижности надплечья не только на стороне усеченной, но и сохраненной конечности. Учитывая типич-ные нарушения осанки, развивающиеся после ампутации, внимание фиксируется на опускании надплечья, удержании его в среднем по-ложении и т.д. Такие упражнения лучше выполнять перед зеркалом,
Глава 7 | ||
что позволяет визуально контролировать положение надплечий. Ис-пользуются сочетанные движения культи и надплечья, движения над-плечий на стороне усечения и сохраненной конечности, круговые
движения и т п.