Тестирование двигательных умений детей с ДЦП
И.П. лежа на спине сесть (кол-во раз)
а) махом рук
б) руки за голову
И.П. лежа на спине удерживать голову (время)
Выполнение упражнения «Крылышки» (время)
Ландау 1 (верх/время)
Ландау 2 (низ/время)
И.П. лежа на животе руки в упоре (время)
Поворот на живот из положения лежа на спине
а) направо
б) налево
Стоит: на четвереньках (время)
— на трех точках опоры, левая рука вперед, правая
в опорном положении
— на трех точках опоры, правая рука вперед, левая
в опорном положении
— на двух точках опоры, левая рука вперед, правая
в опорном положении, правая нога назад, левая
в опорном положении
— на двух точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении, левая нога назад, правая в опорном положении
— на коленях, руки вдоль туловища
Частные методики адаптивной физической культуры | Глава 5 | |||
Продолжение табл. 5.3
— на ногах (без опоры)
— на правой ноге
— на левой ноге
Прыжки на двух ногах (кол-во)
— на левой ноге
— на правой ноге
Ловить:
— большой мяч, расстояние 3 м (кол-во)
— теннисный мяч (сидя, стоя)
Сбор пирамидки 5 колец (время)
— левой рукой
— правой рукой
Метание в цель 5 попыток расстояние 3 м
— левой рукой
— правой рукой
И П. стоя, сидя, лежа (нужное подчеркнуть) Фиксация взгляда, голова по средней линии
И П. лежа на животе удержать согнутую ногу в коленном суставе (время)
— правая нога
— левая нога
И П лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (время)
— правая нога
— левая нога
И П. лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (кол-во раз)
— правая нога
— левая нога
С отягощением
— правая нога
— левая нога
2. Произвольные движения рук
3.
Отсутствуют или резко сни-жены. Отсут-ствуют хвата-т е л ь н ы е реакции и ре-акции опоры
Продолжение табл. 5.4 | ||||||
мирован, не хо- | ||||||
дит | ||||||
Предметы рука- | Произвольные | Произвольные | Производит | |||
ми не берет или | движения | рук | ||||
движения рук | ||||||
берет с патоло- | имеются, но им | сложные дви- | ||||
в полном или | ||||||
гической уста- | жения руками | |||||
препятствует | ||||||
почти полном | ||||||
новкой кистей, | ||||||
пронационная | ||||||
объеме | ||||||
не | удерживает. | |||||
установка пред- | ||||||
Не | тянется к | |||||
плечий и кис- | ||||||
игрушке | ||||||
тей, сгибатель- | ||||||
ная — пальцев | ||||||
Установка | и | |||||
движения | рук |
неправильные, имеет место па-тологическая активность про-наторов и сги-бателей пред-плечья и кисти
Состояние
рефлекторной
сферы
Выражены | Выражены то- | С трудом пре- | Легко | преодо- | |
все тоничес- | нические реф- | ||||
кие рефлексы, | лексы, форми- | одолевает от- | левает | отдель- | |
дельные пато- | |||||
ные патологи- | |||||
формирующие | рующие патоло- | ||||
логические | |||||
ческие | уста- | ||||
все патологи- | гические уста- | ||||
установки | |||||
новки | |||||
Продолжение табл. 5 4
ческие | уста- | новки преиму- | |||||||
новки | конеч- | щественно в | |||||||
ностей | нижних | конеч- | |||||||
ностях | |||||||||
4. | Тонус мышц | Тяжелые на- | Легкие | нару- | Повышен в от- | Патология мы- | Не изменен | ||
рушения по | шения того же | дельных груп- | шечного тону- | ||||||
типу спастич- | характера | пах мышц верх- | са легко пре- | ||||||
ности или ри- | них и нижних | одол'има при | |||||||
гидности моз- | конечностей, | движениях | |||||||
ж е ч к о в о й | преодолевается | ||||||||
дистонии, | ги- | с трудом при | |||||||
потонии выра- | движениях | ||||||||
жены во всех | |||||||||
мышцах тела | |||||||||
5. | Гиперкинезы | Выражены | Незначительно | Могут произ- | Отсутствуют | ||||
выражены | вольно подав- | ||||||||
ляться | |||||||||
6. | Атаксия верх- | Выражена | Незначительно | Отсутствует | |||||
них и нижних | выражена | ||||||||
конечностей | |||||||||
7. | Контрактуры | Множествен- | Органические | Контрактуры | Контрактуры в | Возможны ос- | |||
ные, стойкие | контрактуры | крупных сус- | отдельных сус- | таточные легкие | |||||
в верхних и | суставов ниж- | тавов, но боль- | тавах, но они не | деформации в | |||||
нижних | ко- | них конечно- | ше — функци- | препятствуют | отдельных, пре- | ||||
нечностях | стей | о н а л ь н ы е | передвижению | имущественно | |||||
Частные методики, аоаптивятпризичесгкбп культуры
Продолжение табл 5 4 | ||||||||||||||||||||||
(тугоподвиж | мелких сутта- | |||||||||||||||||||||
ность в суета | вах пальцев | |||||||||||||||||||||
вах) | рук, стопы | |||||||||||||||||||||
Способность к | Себя не | Примитивно | Частично себя | Не может ис | Самообслужи- | |||||||||||||||||
обслуживает | обслуживает — | полнять | от | |||||||||||||||||||
самообсяужива | обслуживает | вание полное | ||||||||||||||||||||
себя | (держит | не застегивает | дельные | слож | ||||||||||||||||||
нию | ||||||||||||||||||||||
ложку, надевает | пуговицы, | не | ные движения | |||||||||||||||||||
некоторы е | шнурует | обувь | в процессе са | |||||||||||||||||||
п р е д м е т ы | мообслужива | |||||||||||||||||||||
одежды) | ния | |||||||||||||||||||||
Речь | Непонятна | Та или иная | Речевые | нару | Нарушения | Соответствует | ||||||||||||||||
окружающим | форма дизарт | тление | замет | речи не замет | норме | |||||||||||||||||
рии, задержка | ны всем, | кто | ны для | окру | ||||||||||||||||||
речевого разви | говорит | с | ре | жающих, | но | |||||||||||||||||
тия | Речь | по | бенком, | но | четко выявля | |||||||||||||||||
нятна | только | речь | его | по | ются при спе | |||||||||||||||||
близким боль | нятна для ок | циальном | об | |||||||||||||||||||
HGTO | ружающих, | ре | следовании | |||||||||||||||||||
чевое общение | ||||||||||||||||||||||
активное | ||||||||||||||||||||||
Зрительно про | Грубые | Выраженный | Нарушения | Легкие | нару | Соответствует | ||||||||||||||||
странственное | нарушения: | локальный эф | зрительно про | тления | зри | норме | ||||||||||||||||
восприятие | фект | зритель | странственно | тельно | про | |||||||||||||||||
но простран | го восприятия, | странсгвенного | ||||||||||||||||||||
с т в е н о г о | коррегирую | восприятия, | ||||||||||||||||||||
восприятия, с | щиеся в | ходе | выявляемы | |||||||||||||||||||
трудом | подда | школьног о | только при те | |||||||||||||||||||
ющийся | кор | обучения | стировании | |||||||||||||||||||
рекпии | ||||||||||||||||||||||
И | Мъттттттетттте | Д о с т у п н ы | Развито только | Уровень разви | Испытывает | Соответствует | ||||||||||||||||
только про | конкретное | тия | абстракт | трудности при | норме | |||||||||||||||||
стейшие обоб | мъттттттетттте | но логического | освоении | от | ||||||||||||||||||
щения | мышления от | дельных лош | ||||||||||||||||||||
ста.ет от возра | ческих опера | |||||||||||||||||||||
ста. | ций | |||||||||||||||||||||
Задержка | Грубая задерж | Выраженная | Задержка пси | Легкая | задер | |||||||||||||||||
психического | ка психорече | задержка | пси | хического раз | жка психичес | |||||||||||||||||
развития | вого развития | хического | раз | ВИ1ЖЯ, С ОДНИМ | кого развития | |||||||||||||||||
вития | с | про | или | несколь | ||||||||||||||||||
странственными | кшли наруше | |||||||||||||||||||||
нарушениями | низами корко | |||||||||||||||||||||
вых функций | ||||||||||||||||||||||
Недоразвитие | Грубая | Умеренная | Лепная | Легкая дебиль | ||||||||||||||||||
интеллекту аль | дебильность, | дебильность | дебильность | ность с невро | ||||||||||||||||||
ной сферы (по | осложненная | осложненная | зоподобными | |||||||||||||||||||
нарушением | нарушениями | проявлениями | ||||||||||||||||||||
типу олигофре | ||||||||||||||||||||||
нии) | корковых | корковых | ||||||||||||||||||||
функций | фуыкпий | |||||||||||||||||||||
Продолжение табл. 5.4
14. | Успеваемость в | Отстает | по | Отстает | по | Отстает по от- | Успевает удов- | Успевает | |
школе (массо- | всем предме- | большинству | дельным пред- | летворительно | хорошо | ||||
вой, вспомога- | там школьной | п р е д м е т о в | метам | ||||||
тельной) | программы | школьной про- | |||||||
граммы | |||||||||
15. | Нарушения | Психопатопо- | Выраженные | Эмоционально- | Проявление | Отсутствуют | |||
поведения и | добное пове- | эмоционально- | волевые | нару- | нарушений | ||||
эмоционально- | дение, посто- | волевые | нару- | шения | выра- | эмоционально- | |||
волевой сферы | янные кон- | шения в | виде | жены умерен- | волевой сфе- | ||||
фликтные си- | расторможен- | но. Отдельные | ры и поведе- | ||||||
туации, не под- | ности, страхов | конфликтные | ния обуслов- | ||||||
д а ю щ и е с я | или сниженно- | ситуации хо- | лены ситуаци- | ||||||
коррекции | го настроения. | рошо корриги- | ей и легко кор- | ||||||
Частые конф- | руются | ригируются | |||||||
ликтные ситуа- | |||||||||
ции с трудом | |||||||||
корригируются | |||||||||
16. | Судорожный | Полиморфные | Полиморфные | Припадки с | Припадки в | ||||
синдром | приступы | бо- | припадки более | частотой 1 раз | анамнезе, эпи- | ||||
лее 4—5 | раз | 4—5 раз в ме- | в месяц и реже | зодические, | |||||
в месяц с из- | сяц, без измене- | редкие | |||||||
менениями | ний личности | ||||||||
личности | по | ||||||||
эпилептичес- | |||||||||
кому типу | |||||||||
Продолжение табл. 5.4 | |||||||||||||
17. | Гипергеплион- | Выражен, про- | Проявления | Проявления | Эпизодические | ||||||||
ный | синдром | явления по- | после незначи- | после значи- | проявления | ||||||||
(по | клиничес- | стоянные, не | тельной физи- | тельной физи- | после | значи- | |||||||
ким данным) | зависит от фи- | ческой | или | ческой и ум- | тельной физи- | ||||||||
зической или | умственной | ственной на- | ческор или ум- | ||||||||||
умственной | нагрузки | грузки | ственной | на- | |||||||||
н а г р у з к и , | грузки | ||||||||||||
в к л ю ч а я | |||||||||||||
школьную | в | ||||||||||||
ЛФК | |||||||||||||
18. | Нарушение | Больной | не | Тугоухость и | Снижение слу- | Негрубые | на- | ||||||
слуха | слышит обра- | выраженные | ха имеет мес- | рушения фоне- | |||||||||
щенную речь | нарушения фо- | то, но не пре- | матического | ||||||||||
нематического | п я т с т в у е т | слуха | выявля- | ||||||||||
слуха | препят- | общению | ются | только | |||||||||
ствуют | обще- | при тестирова- | |||||||||||
нию с окружа- | нии | ||||||||||||
ющими | |||||||||||||
19. | Масса тела | Отклонение | Отклонение | Отклонение | Соответствует | ||||||||
от нормы | до | от нормы | до | от нормы до | норме | ||||||||
+ 20% | ± 15% | ±10% | |||||||||||
20. | Очаги хроничес- | Обострение | Стихание | Неполная | Ремиссии | Отсутствуют | |||||||
кой инфекции | обострения | ремиссия | |||||||||||
Частные методики адаптивной физической культуры | Глава 5 | 2 9 3 | ||||
Контрольные вопросы и задания | ||||||
1 Какие нарушения преимущественно наблюдаются при ДЦП? | ||||||
2. Какие формы ДЦП встречаются наиболее часто? | ||||||
3. При какой форме ДЦП выявляются самые тяжелые двигатель- | ||||||
ные, речевые и психические нарушения? | ||||||
4 Какие рефлексы необходимо развивать у детей с ДЦП? | ||||||
5. Какие мышцы наиболее спастичны при ДЦП? | ||||||
6 Какие мышцы наиболее ослаблены при ДЦП? | ||||||
7. Какие упражнения стимулируют психику при ДЦП? | ||||||
8. Какие упражнения стимулируют речь при ДЦП? | ||||||
9. Какими упражнениями целесообразно расслаблять дистальные | ||||||
отделы | конечностей? | |||||
10. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в | ||||||
верхних | конечностях? | |||||
11 Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в |
нижних конечностях?
12. Какими средствами тренируется функция равновесия при ДЦП?
13 Какие упражнения помогают формировать выпрямительные реф-лексы?
14. Какие средства используются для формирования сидения?
15 Какие средства используются для формирования ползанья?
16. Какие средства используются для формирования стояния и ходьбы? 17. Какие задачи решаются на занятиях по адаптив-юму физическо-
му воспитанию при ДЦП?
18. Какими упражнениями на фитболах можно уменьшить действие позотонических рефлексов?
19. Какими диагностическими тестами можно оценить эффективность коррекции двигательных нарушений при ДЦП?
Литература
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебраль-ные параличи. — Киев, 1988. — 328 с.
2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП. — Л., 1971.
3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП. — Л , 1986. — 176 с.
4 Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функ-ций опорно-двигательного аппарата. — М , 2000. — 224 с.
294 Частные методики адаптивной физической культуры
5. Ефименко^ Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физ-культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. —
6. Ефимова А.В. Санаторное лечение детей с церебральными пара-личами. — М., 1969. — 167 с.
7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспи-тания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — М., 2001. — 192 с.
8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемамив развитии. — СПб., 2001. — 220 с.
9. Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебраль-ным параличом. — М., 1991
10. Финна Р Ребенок с церебральным параличом / Под ред Клоч-ковой Е.В. — М., 2001. — 333 с.
П. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг —
СПб., 2002. v
12. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуоы — М., 2000. — 496 с. '
13. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. — СПб., 1999.
14. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физич