Методы психического регулирования

Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень вооб-ражения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам. Эти осо-бенности психики распространяются и на двигательную деятельность. Дети приходят на урок физкультуры с разным настроением: чаще пассивным и неинициативным, реже — агрессивным и конфликт-ным.


Частные методики адаптивной физической культуры  
   

Для оптимизации состояния есть различные приемы психолого-педагогической регуляции:

• доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педаго-га, выраженное внимание к каждому ученику;

• позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;

• постановка общей цели, объединение общими интересами, орга-низация взаимодействий учащихся по принципу психологической совместимости;

• адекватность средств, методов и методических приемов ре-альному состоянию и индивидуальным возможностям детей;

• примирительные акты в случае конфликтов, возникающих вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, раз-ногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п. Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере-убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс, уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на положительном, переориентировка внимания на другой объект или действие;

• суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мо-тивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Вну-шения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, по-вышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности (Гройсман А.Л., 1998);

• использование музыки с целью снятия нервно-мышечного на-пряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки (Брусиловский Л.С, 1979);

• игровые методы организации занятий, активизирующие вни-мание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, ра-дости. Специальным подбором подвижных игр можно регулировать психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до форми-рования эмпатии в межличностных отношениях;

• театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с пере-движением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источ-ником двигательной, психомоторной, социальной активности (Гройс-ман А.Л., Росляков А.Ф., 1993).




Главк4  
   

4.3. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью

Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений поз-воляет избирательно решать как общие, так и специфические зада-чи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможно-стями для коррекции"и развития координационных способностей, рав-новесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленно-сти, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физичес-кой и психической ретардации, трудностей восприятия учебного ма-териала, при подборе средств необходимо руководствоваться следу-ющими дидактическими правилами:

1) создавать максимальный запас простых движений с их по-степенным усложнением;

3) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

4) максимально активизировать познавательную деятельность;

5) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные перио-ды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение иг-ровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении раз-вивают ассоциативную память.

Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулиро-вать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индиви-дуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными явля-ются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движе-


Частные методики адаптивной физической кулЫпуры  
   

ния не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачи-вания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным спо-собом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется форми-рованию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выпол-няется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, пере-шагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.

Наши рекомендации