Упражнения, направленные на формирование осанки

1) И.п.: о.с. На счет 1 — присед, руки за голову, локти в сторо-ны; 2—3 — держать; 4 — и.п.

2) И.п.: о.с. На счет 1 — наклон вперед прогнувшись, руки за голову, локти в стороны; 2—3 — держать; 4 — и.п.

3) Ходьба по кругу на носках, руки на пояс;

4) Ходьба по кругу на внешней стороне стопы, лопатки соеди-

нить;

5) И.п.: о.с. Руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движе-ниями рук назад.

«Пожарники на учениях»

Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закреп-ленной) скамейкой, придвинутой к шведской стенке. Наклон скамей-ки 15—20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете шведской стенки подвешен колокольчик. По сигналу сто-ящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазании. Необходимо обеспечить страховку — маты.

«Хитрая лиса»

Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закры-тыми глазами. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осан-ку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осаька), тому

в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и го-ворит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и прогова-ривают: «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убега-ющих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.

«Цапля»

«Цапля» — водящий, а остальные — «лягушки». Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос «ква-ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают другого водящего — «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых но-гах с сохранением правильной осанки, а «лягушки» прыгают на кор-точках с прямой спиной.

«Пройди — не ошибись»

Играющий должен пройти по прямой 5—10 м вперед до звуково-го сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Зада-ние можно выполнять с закрытыми глазами.

Для учащихся 4-го класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озву-ченный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обес-печить страховку.

«Елочка»

По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водя-щий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить». Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, пле-чами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял неправильное положе-ние или не добежал до стены, может быть «осален». «Осаленный» становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быст-рые и точные в выполнении правил игры.

«Колобок»

Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. В руках у направляющих мяч. Учитель произносит:


Глава 2

«Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет». С последним словом первые игроки в ко-мандах поднимают мяч над головой, отводят руки назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая згдание первой, выигрывает.

При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить нз положения сидя, ноги скрестно (то-турецки).

2.4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения

Плавание — одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с депринацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого чело-века. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двига-тельных действий, снимается нагрузка с позвоночнио, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, сковашость движе-ний, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается ин-тенсивность обменных процессов, активизируется познавательная де-ятельность (Куничев Л.А., Аробян Р.И., 1976). Кроме ~ого, в процес-се плавания воспитываются: дисциплинированносгь, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Та-ким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми' с депривацией зрения.

Основной формой организации обучения плава-шю является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы £—10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжитель-ность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в вэде).

Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: уррепление здо-ровья, разностороннее физическое развитие, закаливаьие, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками про-странственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию

82 Частные методики адаптивной физической культуры

включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слу-хового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двига-тельной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двига-тельного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыха-тельной систем и увеличение словарного запаса за счет использова-ния новых терминов.

К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материа-ла, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неиз-веданного пространства, относительно низкая температура воды, нео-бычное положение тела, боязнь столкновений и пр.

Обучение плаванию начинается с формирования навыка про-

странственной ориентировки в воде, а именно — с ориентировки

детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традицион-ные методические приемы показа, используемые в обучении нор-мально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому при-менение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно орга-низовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориен-тированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос-нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. За-нимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, корот-кий сигнал свистка — начало выполнения упражнения, длинный сиг-нал — прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть — выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать — вдох; многократные сигналы — выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения


Глава 2

(лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или иг-рушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвен-ные ощущения дна бассейна и пр.).

При изложении учебного материала ведущее значение приобре-тает метод объяснения. Объясняя движение и дазая указания, педа-гог прежде всего пользуется общегринятой спортивной терминоло-гией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учеб-юго материала не-зрячими, широко применяется объяснение в форме образных выра-жений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. По-этому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше вре-мени требуется на объяснения и показ, многократное повторение от-дельных элементов, с опорой при этом на зри~ельные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем луч-ше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.

Следующий этап обучения технике плаванич начинается с ра-

зучивания на суше плавательных упражнений имитационного ха-

рактера, дающих представление о движениях в воде, с последую-щим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; ими-тация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с ре-зиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применя-ются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1—2 вдо<, а на счет 1—8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выпол-нять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специ-альные упражнения, выполняемые ьа суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о пред-лагаемых им плавательных упражнениях, но и белее успешному ос-воению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше этмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.

На суше необходимо добиваться правильного выполнения ими-тации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебно-го материала целесообразно использовать специальные средства на-


Частные методики адаптивной физической культуры  
   

глядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изобра-жения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обу-чения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучае-мые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движе-ния губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свис-ток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.

Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения — формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке — «поплавок», согнувшись — «медуза», вытянувшись — «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в вод-ной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партне-ром, а затем самостоятельно.

Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение

любому плавательному упражнению в воде начинать в облегчен-
ных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой

за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с приме-нением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способству-ющим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различны-ми вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2—3 раза.

Процесс обучения любому плавательному движению осуществ-ляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части


Глава 2

бассейна, у неподвижной опоры (бэртик бассейна, поручень, дорож-ка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддер-живающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений но-гами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.

Следующей фазой обучения является разучивание согласова-ния движений руками и ногами (на каждые два гребьа руками вы-полняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль р/к), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием

Завершающая*фаза обучения — проплыть 25—50 м в полной координации.

Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видя-щих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление (.«медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «ззез-дочка» на спине с закрытыми глазами и др.) В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формирова-нию положительных эмоций, ощущению радости, желанию занимать-ся плаванием. Включение игр, соответствующих темагике конкрет-ного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3—5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-восп^ательнык процесс.

Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе — ознакомление с воднэй средой и освоение подгото-вительных упражнений в воде, второй этап — изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап — совер-шенствование техники плавания изученных способов. После осво-ения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» мож-но приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».

В целях профилактики травматизма и дифференцировки рас-стояния следует учить детей определять длину проплываемого от-резка по количеству повторений дзижений (гребков, >даров ногами и т.д.). Отработке техники движеьий препятствует боязнь столкно-вений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на эаз-

86 Частные методики адаптивной физической культуры

ных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при не-которых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыж-ках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).

Знание специфических особенностей обучения младших школь-ников с депривацией зрения, правильное применение приемов по-мощи и страховки позволит тренеру-педагогу помэчь детям ознако-миться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а так-же совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, вынос-ливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предуп-редить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как со-хранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Г.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же при-водим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилакти-ческую направленность и позволяющие учитывать следующие ас-пекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональ-ное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упраж-нений для глаз в течение урока; использование специальных мето-дов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.

Для улучшения аккомодационной способности глаза при близо-рукости часто используется упражнение «метка», которое можно про-водить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диамет-ром 3—5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30—35 см от окон-ного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находя-щийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав


Глава 2

взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражне-ние проводят два раза в день (Шкарлова СИ., Романовский В.Е., 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функ-ции является сбор фишек определен-юго цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу Для контроля фиксируется время выполнения задания.

Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отме-чает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии).

Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энер-гии человека (Корбетт М.Д., 1998). При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть головные боли. Поэто-му следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоми-ная при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская сказка» А. Пахмутовой и др.). При расслаблении боль и напряжение снижа-ются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения.

Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. Д.А. Уго-лев (2001) отмечает, что запахи елки, мандарина и ванилина благо-приятно действуют на снятие психического напряжения. При обуче-нии детей с нарушенным зрением можно использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные шарики.

У детей с недостаточностью зрения целесообразно развивать зрительные представления прр поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для формироваьия сен-сорных эталонов у детей с нар/шгниями зрения Л.П. Григорьева (2000) предлагает использование эталонов: светлости, цвета, размера, формы и т.д. Например, для формирования эталонов цвета, автор реко-мендует использовать набор прямоугольников размером 20 х 40 мм, состоящий из четырех максимально насыщенных цветов (красного, зеленого, синего и желтого); набор, состоящий из семи насыщенных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фи-олетового). Этими рекомендациями могут воспользоваться учителя массовых школ в коррекцноьных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения. Данная методика направлена на улучшение цве-торазличимости и формирование целостных образов.

Для развития зрительного восприятия при метании мячей, прыж-ках в длину и других упражнениях рекомендуется оценивать уда-

88 Частные методики адаптивной физической культуры

ленность предметов в пространстве. При любой работе с мячом (метание на дальность, в цель, броски вверх, вниз и пр.) рекоменду-ется прослеживать его движение не только глазами, но и носом. После броска движения глаз сопровождают путь мяча, при этом по-стоянно меняется аккомодация хрусталика, улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных отношений. Это способ-ствует расширению поля зрения, выработке глазомера, точности дви-жений.

При наличии сходящегося косоглазия полезны упражнения, пре-дусматривающие броски мяча вверх, при расходящемся — вниз. Этим детям необходимо больше времени на рассматривание предметов и явлений, поэтому нужно сопровождать восприятие объектов словес-ным описанием, тогда они смогут более точно воспринимать и отра-жать окружающую действительность.

Л. С. Выготский призывал учитывать зону ближайшего разви-тия, т. е. индивидуальный уровень психического и физического раз-вития ребенка, включая зону потенциального развития зрительных возможностей детей. Не только ребенок должен адаптироваться к окружающей среде, но и взрослые, воспитывающие ребенка, должны адаптировать окружающую среду к детям, учитывая особенности его развития, возможностей, интересов и потребностей.

Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевре-менная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз:

— все упражнения выполнять без очков; ния; — упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряже-

— научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление);

— начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;

— между упражнениями часто моргать глазами;

— продолжительность занятий: начинать с 1—2 мин, постепен-но увеличивая до 10 мин;

— упражнения выполнять два раза в день.

Г.Г. Демирчоглян (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки:

• моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма;

• дышать легко и непрерывно;

• смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза;


Глава 2

• возбуждать в себе интерес — во время рассматривания объекта путешествовать по нему;

• воспринимать увиденное без усилия;

• часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.

Наши рекомендации