Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния

Общение рассматривается как один из компонентов специаль-ного образования, непременный элемент всестороннего развития, компенсации нарушенных функций детей с ограниченными возмож-ностями. В зависимости от характера и степени нарушений исполь-зуются те или иные способы общения с детьми с недостаточностью зрения.

Педагогу, родителям и окружающим ребенка людям следует знать, что диапазон остроты зрения незрячих детей колеблется от тоталь-ной слепоты до форменного зрения. Дети с остаточным зрением вполне могут самостоятельно ориентироваться в малом простран-стве, воспринимать предметы и действия зрительно или зрительно-слуховым способом, а тотально незрячие нуждаются в помощи со стороны взрослого. В таких случаях необходимо вовремя предупре-дить ребенка об опасности (препятствия, низкие деревья, ветки дере-вьев, узкий проход, яма, открытый люк и т. д.), лучшим предупреж-дением об опасности является слово.


Глава 2

Ребенку с нарушенным зрением нельзя давать понять, что он зависит от вас. Общение с ним на равных, но вместе с тем оказа-ние ему необходимой практической помощи приведет к образова-нию системы связей речевой и практической деятельности. Прояв-ления лишнего любопытства по поводу егс зрения, а также сентиментального сочувствия может снизить интерес общения с вами. Не следует акцентировать внимание на его физическом недостатке или на стереотипных (навязчивых) движениях, а при их наличии переключите внимание ученика на другую деятельность Толерант-ность (терпимость) по отношению к детям с «особыми нуждами» является непременным качеством педагога.

Важное воздействие на развитие ребенка оказывает устешность его отношений со взрослыми и сверстниками. Умение ребенка с нарушенным зрением узнавать окружающих его людей с помощью сохранных анализаторов поможет ему в социальной адаптации и интеграции в общество зрячих. Для формирования социально-пси-хологической готовности к общению необходимо научить незрячего ребенка пользоваться помощью нормально видящих сверс-ников, а последних обучить способам общения с незрячими. Одним из спо-собов установления контактов в общении является включение ребенка в совместную практическую деятельность (учебн/ю, твор-ческую, игровую, соревновательную и пр.). Проявление сомнения в возможностях ученика освоить какое-либо движение может снизить как познавательную, так и двигательную деятельность ребенка, во избежание такого негатива необходимо создавать умышленные си-туации успеха, поощрения. Улыбка или кивок головы как способ поощрения недоступны незрячему ребенку. Поэтому лучше исполь-зовать словесную похвалу, так как ее услышат и другие занимающи-еся. Однако нельзя не замечать и их недостатки, например непра-вильное выполнение физических упражнений, — это будет стимулировать детей к исправлению ошибок. Контроль и объектив-ность оценки также могут стать нормой общения незрячего ученика и учителя. Если появляется необходимость сделать справедливое замечание незрячему, то следует тщательно продумать форму его выражения. Это лучше сделать в деликатной, дружеской фэрме или передать замечание в опосредованной форме, т.е. через другого незрячего, так как на одни и те же замечания, сделанные зрячим и незрячим, инвалид по зрению может реагировать по-разному.

Часто инвалиды по зрению делят мир на «мы» (слепые) и «они» (зрячие). В таких случаях следует подчеркнуть, что процесс обще-ния имеет двусторонний характер и без взаимопонимания о-ю невоз-можно. Разъяснениями, убеждениями, примерами можно научить ре-


Частные методики адаптивной физической культуры  
   

бенка понимать других людей, сопереживать, сочувствовать им, поверить в то, что его окружают хорошие и добрые люди.

Наблюдения показывают, что многие люди с нарушенным зре-нием обладают, в сравнении с нормой, обостренным чувством спра-ведливости. Это качество может стать причиной серьезных эмоцио-нальных переживаний для незрячего. Иногда затяжные депрессивные состояния могут приводить к аутизации личности, к потере потреб-ности в общении. При контактах с такими детьми следует быть предельно тактичными.

Некоторые незрячие стесняются своей слепоты, избегают встреч со знакомыми, стесняются пользоваться тростью. Смещение акцента на сильные и привлекательные стороны инвалида с раскрытием воз-можностей для успешного общения со здоровыми людьми поможет избежать его самоизоляции.

При общении с незрячим следует соблюдать некоторые прави-ла. Например, при встрече зрячие должны представляться первыми. При движении они должны идти на полшага впереди: это поможет незрячему почувствовать изменение движения своего спутника. Даже короткая остановка может обозначать для незрячего наличие какого-либо препятствия. Во время движения важно вербальное описание маршрута (порожек, ступеньки, край тротуара, яма, окно справа и пр.), а также знакомство с осязательными, обонятельными и звуковыми ориентирами, встречающимися на пути.

При описании рисунка, репродукции или какого-либо предмета необходимо владеть информацией о наличии у ребенка нарушений цветовосприятия (дальтонизма), светоощущения, степени зрительных нарушений, а также следует помнить, что при одинаковой остроте зрения дети могут отличаться друг от друга возможностями его ис-пользования. Один может выполнять задание с опорой на остаточ-ное зрение, другой — на осязание, а третий — на осязание и зрение. Слабовидящий ребенок не нуждается в осязательных ощущениях, его следует научить пользоваться остаточным зрением, а слепому ребенку нужно предоставить возможность осязательно-слухового восприятия. Для незрячего ребенка осязательное знакомство с но-вым предметом имеет свои особенности: он нуждается в участии взрослого, ему нужно помочь отделить главное от второстепенного. Сочетание осязательных ощущений и комментирования свойств объекта (формы, величины, качества, твердости или мягкости, звука, который может быть характерным для данного предмета во время его использования и т. д.) поможет более адекватному восприятию.

Для детей с нарушенным зрением, особенно для незрячих, ва-жен строго установленный порядок в спортивном зале, на спортив-


Глава 2

ной площадке. Спортивный инвентарь, которым пользуются дети на уроках физкультуры, всегда должен находиться в определенном месте. Не рекомендуется оставлять по периметру зала тредметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся Длч это-

го перед уроком спортивную площадку следует проверить, чтобы
на ней не оказалось каких-либо лишних предметов.  
Основным принципом общения должно быть уважение, добро-
желательность и гуманное отношение к ли'-ности ребенка.  

2.3. Методика и организация подвижных игр

с детьми с нарушением зрения

Подвижные игры являются сильнейшим средством всесторон-него развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребе-нок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только сла-бовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой (Самбикин Л. Б., 1960). Игры должны быть адаптированы к особен-ностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячи-ми и слабовидящими детьми является четкое взаимодейс-вие педа-гогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состэяние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошколь-ников и младших школьников отсутствуют простейшие навьки ходьбы

и бега, пространственной ориентировки и самоэбслуживания. В связи

с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предла-гаемого материала, состояние остроты зрения эебенка, уровень физи-ческой подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировку место и время проведения игры, интересы детей, а июгда и их настроение. Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, вы-бирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены игра должна быть малоподвижной, спокойной.

Общие требования к игре

Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая унвен-


Частные методики адаптивной физической культуры  
   

тарь для детей с ослабленным зрением, руководитель игры должен стремиться к тому, чтобы он был ярким и красочным, учитывать контрастность предметов, использовать цвета (зеленый, красный, оран-жевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие.

При использовании мяча можно руководствоваться следующи-ми рекомендациями.

1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (круг-лый), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему.

2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяже-лый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно положив между камерой и покрышкой утя-желяющий материал.

Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении — темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоя-тельно находить его.

3. Используемый инвентарь должен быть безопасен. Кроме того, необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, опреде-лить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гра-вия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые ков-рики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натя-нутый по периметру площадки. Такая разнохарактерность игрового пространства дает возможность играющим определять границы пло-щадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от стра-ха препятствий. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, препятствий — ее поверхность должна быть однородной. Ориенти-ровочные линии можно обозначить цветными мелками или полос-кой цветной ткани. Играющих необходимо предварительно ознако-мить с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре. Все это позволит детям безбоязненно передвигаться во время игры.

Руководитель с помощью сигнала (например, два длинных свист-ка означают прекращение игры) ориентирует играющих, дает пра-вильное направление и предупреждает об опасности. Звуки исполь-


Глава 2  
   

зуются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть пере-напряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэто-му следует регулировать физическую нагрузку при играх. Указан-ные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребенка в игре, избавиться от комплекса «неполноценности» обеспе-чивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, созда-ют положительный эмоциональный фон.

При совместном проведении подвижных игр детей с нарушен-ным зрением и нормально видящих детей необходимо внести в правила игры небольшие изменения, адаптировать ее для конкрет-ной группы. Например, при игре парами их можно составлять ~ак: зрячий и слабовидящий; воспитатель и незрячий ребенок, слабови-дящий и незрячий ребенок и т. д Вместо простого мяча исполэзо-вать озвученный мяч. В ряде игр можно ограничивать поле деятель-ности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем играющим. Игроков с нарушенным зрением равномерно распреде-лить по командам, уравновесив шансы команд. Важно, чтобы нор-мально видящие дети не применяли обманных действий Это обижа-ет слабовидящих детей и вызывает недоверие к окружающим, что может привести к негативным последствиям. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети с нарушенным зрением показывали рукой направление, куда они побегут во время игры (эстафеты). Руковэди-тель должен находиться там, куда направляются играющие, являясь ориентиром для них.

В научно-методической литературе описано достаточное кэли-чество игр для детей с нарушением зрения (Л.Б. Самбикин, 1Э64; Д.М. Маллаев, 2001). В качестве иллюстрации приводятся игры коррекционной направленности.

Наши рекомендации