Принципы посторения курса ЧиМ.
Зачет 7семестр
1. Цель и задачи школьного курса «Чел и мир».
Предмет «Ч и М» введён в уч план сец. школ с 1992 года. Это интегрированный предмет, кот-й изучается уч-ся с ТНР в 1-5 кл. В этом курсе объединены анатомические, биологические, географ-ие, обществоведческие знания. Цель шк. курса - формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспит-е бережного отношения к окр среде и своему организму. Задачи уроков:
1) Формирование знаний о чел, природе, явлениях общественной жизни;
2) Подведение к элементарному пониманию связей в системе «чел-природа-общво»;
3) Формир-ие знаний о строении, функционировании детск. организма;
4) Форм-ие представлений о нормах поведения в обществе, на природе;
5) Воспитание бережного отношения к природе;
6) Подготовка к усвоению в старших классах биологии, географии и т.д.;
7) расширение кругозора жизненного опыта.
У уч. с ТНР отмечается недостаточность знаний об окр мире. Трудности в анализе природных и соц явлений. Состав учеников спец. школы неоднороден по уровню интеллектуального и речевого развития. В связи с этими важными задачами курса явл-ся не только форм-ие знаний, но и коррекция их познавательной и речевой деят-ти, а также всестороннее развитие личности.
Содержание учебного предмета ЧиМ.
В отличие от программы курса «ЧиМ» для массовой школы программа для спец шк по всем разделам конкретнее по своему содержанию по всем разделам. В ней предусматривается дополнит время для повторен учебного материала, педагогу разрешается варьировать объем и темп изучения тем.
Программа включает разделы:1. «Природа, чел, здоровье» 2. «Чел, общво, здоровье» 3. «Создавай себя сам».
А) При изучении учебн материала по разделу«Природа, чел, здоровье» формируются представлен о единстве чел и природы, о связях между живой и неживой природой. Дети учатся выполнять правила безопасного поведен в природе. Педагог знакомит ребят с разными растениями и животными.
Программные материалы построены по принципу от известного к неизвестному. Изучение этого раздела начинается с темы «Сезонные изменения в природе». В младших классах проводят организованные наблюдения за природой тк. самостоятельно наблюдать дети с тнр затрудняются. Наблюдения ведутся за солнцем,небом, природными явлениями. Результаты фиксируются в общеклассном календаре природы.
В связи с изменениями в неживой природе изучается жизнь растений и животных, труд людей и охрана из здоровья.
Знания о закономерных связях в природе углубляются от класса к классу В 1-2 кл россматриваются отдельные объекты природы. В 3-5 кл выделяются различные несложные связи между живой и неживой природой (обращается внимание детей, что заяц меняет окраску зимой).
Итак на основе наблюдений ученики усваивают порядок времен года, их признаки, учатся устанавливать причинно-следсвенные связи в природе.
Б) Содержание раздела «Чел, общво, здоровье» направленно на личностное развитие учеников в семейном и школьном окружении, на формирование культуры поведен в общественных местах. Обучение детей вежливому поведен в детском и взрослом обществе способствует успешной социализации.
Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков (речевому этикету).
В данный раздел включено изучен краеведческой темы о родном крае, своей стране. Таким образом воспитывается чувство патриотизма, любовь к Родине.
В 4ом кл изучают некоторые вопросы экономики: ученикам следует знать что такое деньги, стоимость товара, как создается материальное благополучие семьи. Тематика этих уроков способствует формированию экономич. мышлен, воспитанию бережного отношен ко всему, что окружает школьника.
В школьной программе представлены сведения о связи чел организма с внешней средой (природной и социальной) и о зависимости здоровья чел от состоян этой среды. Таким образом формируются представления о чел как о части природы и общва.
У младш шк углубляются знания о гигиенической культуре, расширяются знания об охране своего здоровья. У 5 классников возможно сформировать представление о строении организма чел.
Система спец обучен особое внимание уделяет такому направлен в работе как формирование и всестороннее развит личности каждого реб. Педагог должен помочь поверить ученикам в свои возможности.
В ходе всего учебно-воспитательного процесса в спец шк формируются знания о себе, своей роли в семье, классе. Полученные знания помогают ребятам лучше понять себя и осознать. В дальнейшем, полученные знания помогают старшеклассникам более активно включиться в процесс самовоспитания.
В) Однако без помощи взрослого познавать и воспитывать себя мл шк с тнр не способен, поэтому в школьн программу включен раздел «Создавай себя сам».
Основные идеи раздела: 1) обеспечение взаимосвязи процесса познания окр мира с процессом самопознания; 2) формирование полноценной «Я-концепции»; 3) осознание собственной личности; 4) обогащение положительного опыта саморегуляцией поведен.
В ходе изучен раздела формируются и расширяются знания о правах и обязанностях учеников.
Расширяются представления о правах и обязанностях в семье. Углубляются знания о взаимоотношениях между детьми и родителями, учат осознавать соц роли: «я-сын», «я-дочь».
Формируются представлен о правах и обязанностях граждан РБ. Знакомятся с основами законов, котор посвящены защите прав детей.
Ребята на этих уроках узнают о возможности формирован у себя таких качеств как вежливость, воля, самостоятельность. Учатся осознавать, что от них зависит успех в развит и коррекц речи, мышлен, памяти и тд.
Методы воспитания учащихся.
Методы воспитания-пути воздействия педагогов на воспитанников с целью формирован у них положительных черт личности.
В науке выделяются следующие группы методов воспитан:
А) информационные: рассказ, объяснение, беседа (общественно-политическая, эстетическая, этическая), чтен газет и книг, просмотр фильма, жизненные примеры.
Направленны на просвещение в области норм морали, нравственности, общественной жизни страны.
Б) практические: упражнен и практические задания, игра (сюжетно-ролевая, деловая), организация общественно-полезной деятельности, создание и решение проблемных ситуаций.
Направлены на выработку умений, поведения учеников, закрепления норм морали в их собственной деятельности.
В) стимулирующие: поощрение (похвала, вручен грамот, звездочек, цветочка за хорошо выполненное задан), наказание (запись в дневник, замечание).
На практике все группы методов действуют взаимосвязно и применяют с учетом возрастных, индивидуальных, речевых возможностей. Особенно важно соответствие методов задачам воспитания. Напр, воспитывая трудолюбие воспитатель опирается на практические методы. Остальные методы в данном случае выполняют второстепенную роль.
В процессе воспитан интереса к искусству, сначала преобладают информационные методы, а потом все больше привлекаются практические.
11 Организация самоподготовки.
Организация и подготовка дом задан является важной частью работы воспитателя. Проводится с использованием необходимого наглядного и дидактич материала. Такая организация обеспечивает повышение самостоятельности ребят при выполнен дом задан.
Основные требован к проведен: 1) преемственность в работе учителя и воспитат 2)подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала, методики работы над ним, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для окончивших самоподготовку раньше, 3)соблюден речевого режима, работа над развит речи и фонематич восприят 4)руководство коллективной самоподготовкой учащихся и оказание индивидуальной помощи ученикам 5)проведение самоподготовки в соответсв с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха учеников.
В ходе самоподгот решаются образовательные,коррекционные и воспитатлеьные задачи.
Основные задачи: 1)закреплен ЗУН, полученных на уроке 2) обучение приемам самостоят работы 3)формирован навыков учебной деятельности 4) развит всех сторон речи, активизация речевого общения 5) совершенствован познавательной и эмоциональной сферы.
У учащихся с тнр наблюдается формальное отношен к выполнен дом задан, тсуствие самостоятельности, и неуверенность в выполнен задан, неумение рационально использовать время. В спец шк самоподготовка проводится в 16:00, длится 1,5 ч. В начале самоподг воспитатель организует речевую зарядку (3-5мин).
На самоподготвке организуется обстановка близкая к домашней. Сначала воспитатель вместе с детьми определяет порядок выполнен дом задан, котор записывается на доске (чаще сначала выполняются письменные задан, потом устные).
Дом задан выполняются колллллективно. Инструкция к каждому задан читается хором. На доске разбирается и объясняется образец данного упр. Потом воспитат индивидуально опрашивает учеников, выясняя что каждый понял как выполнять работу. Далее сильнейшие ученики в черновике выполняют по аналогии самостоятельно рассмотренное задан, со слабыми учениками воспитатель работает у доски. После выполнен части задания разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв (физкультминутка).
В ходе выполнен заданий воспитатель организует проверку устных и письменных работ, помогает слабым ученикам, подключает к этой работе более сильных учеников.
В процессе самопродг воспитатель учит планировать свою учебную деятельность, отчитывать о выполнении задан, рационально использовать время. Такая организация активизирует мыслительную деятельность, дисциплинирует и помогает закончить выполнен дом задан по каждому предмету в установленный срок.
В конце самоподг подводится итог, дается краткая оценка работам. О результатах проведен самоподготовки и уровне подготовленности воспитатель сообщает учителю нач классов или классному руководит.
Зачет 7семестр
1. Цель и задачи школьного курса «Чел и мир».
Предмет «Ч и М» введён в уч план сец. школ с 1992 года. Это интегрированный предмет, кот-й изучается уч-ся с ТНР в 1-5 кл. В этом курсе объединены анатомические, биологические, географ-ие, обществоведческие знания. Цель шк. курса - формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспит-е бережного отношения к окр среде и своему организму. Задачи уроков:
1) Формирование знаний о чел, природе, явлениях общественной жизни;
2) Подведение к элементарному пониманию связей в системе «чел-природа-общво»;
3) Формир-ие знаний о строении, функционировании детск. организма;
4) Форм-ие представлений о нормах поведения в обществе, на природе;
5) Воспитание бережного отношения к природе;
6) Подготовка к усвоению в старших классах биологии, географии и т.д.;
7) расширение кругозора жизненного опыта.
У уч. с ТНР отмечается недостаточность знаний об окр мире. Трудности в анализе природных и соц явлений. Состав учеников спец. школы неоднороден по уровню интеллектуального и речевого развития. В связи с этими важными задачами курса явл-ся не только форм-ие знаний, но и коррекция их познавательной и речевой деят-ти, а также всестороннее развитие личности.
Содержание учебного предмета ЧиМ.
В отличие от программы курса «ЧиМ» для массовой школы программа для спец шк по всем разделам конкретнее по своему содержанию по всем разделам. В ней предусматривается дополнит время для повторен учебного материала, педагогу разрешается варьировать объем и темп изучения тем.
Программа включает разделы:1. «Природа, чел, здоровье» 2. «Чел, общво, здоровье» 3. «Создавай себя сам».
А) При изучении учебн материала по разделу«Природа, чел, здоровье» формируются представлен о единстве чел и природы, о связях между живой и неживой природой. Дети учатся выполнять правила безопасного поведен в природе. Педагог знакомит ребят с разными растениями и животными.
Программные материалы построены по принципу от известного к неизвестному. Изучение этого раздела начинается с темы «Сезонные изменения в природе». В младших классах проводят организованные наблюдения за природой тк. самостоятельно наблюдать дети с тнр затрудняются. Наблюдения ведутся за солнцем,небом, природными явлениями. Результаты фиксируются в общеклассном календаре природы.
В связи с изменениями в неживой природе изучается жизнь растений и животных, труд людей и охрана из здоровья.
Знания о закономерных связях в природе углубляются от класса к классу В 1-2 кл россматриваются отдельные объекты природы. В 3-5 кл выделяются различные несложные связи между живой и неживой природой (обращается внимание детей, что заяц меняет окраску зимой).
Итак на основе наблюдений ученики усваивают порядок времен года, их признаки, учатся устанавливать причинно-следсвенные связи в природе.
Б) Содержание раздела «Чел, общво, здоровье» направленно на личностное развитие учеников в семейном и школьном окружении, на формирование культуры поведен в общественных местах. Обучение детей вежливому поведен в детском и взрослом обществе способствует успешной социализации.
Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков (речевому этикету).
В данный раздел включено изучен краеведческой темы о родном крае, своей стране. Таким образом воспитывается чувство патриотизма, любовь к Родине.
В 4ом кл изучают некоторые вопросы экономики: ученикам следует знать что такое деньги, стоимость товара, как создается материальное благополучие семьи. Тематика этих уроков способствует формированию экономич. мышлен, воспитанию бережного отношен ко всему, что окружает школьника.
В школьной программе представлены сведения о связи чел организма с внешней средой (природной и социальной) и о зависимости здоровья чел от состоян этой среды. Таким образом формируются представления о чел как о части природы и общва.
У младш шк углубляются знания о гигиенической культуре, расширяются знания об охране своего здоровья. У 5 классников возможно сформировать представление о строении организма чел.
Система спец обучен особое внимание уделяет такому направлен в работе как формирование и всестороннее развит личности каждого реб. Педагог должен помочь поверить ученикам в свои возможности.
В ходе всего учебно-воспитательного процесса в спец шк формируются знания о себе, своей роли в семье, классе. Полученные знания помогают ребятам лучше понять себя и осознать. В дальнейшем, полученные знания помогают старшеклассникам более активно включиться в процесс самовоспитания.
В) Однако без помощи взрослого познавать и воспитывать себя мл шк с тнр не способен, поэтому в школьн программу включен раздел «Создавай себя сам».
Основные идеи раздела: 1) обеспечение взаимосвязи процесса познания окр мира с процессом самопознания; 2) формирование полноценной «Я-концепции»; 3) осознание собственной личности; 4) обогащение положительного опыта саморегуляцией поведен.
В ходе изучен раздела формируются и расширяются знания о правах и обязанностях учеников.
Расширяются представления о правах и обязанностях в семье. Углубляются знания о взаимоотношениях между детьми и родителями, учат осознавать соц роли: «я-сын», «я-дочь».
Формируются представлен о правах и обязанностях граждан РБ. Знакомятся с основами законов, котор посвящены защите прав детей.
Ребята на этих уроках узнают о возможности формирован у себя таких качеств как вежливость, воля, самостоятельность. Учатся осознавать, что от них зависит успех в развит и коррекц речи, мышлен, памяти и тд.
Принципы посторения курса ЧиМ.
Содержание курса базируется на общедидактических принципах: научности, сознательности, доступности; специальных: генетический, принцип коррекционной направленности, деятельностного подхода, взаимсвязного речевого, умственного, сенсорного развит; специфических:
1) Краеведческий. Изучение природы начинается с непосредственного контакта с ней. Ушинский отмечал, что сначала надо изучать природу своей местности. Местный материал является наиболее доступным для мл школьн с тнр. С природой своей местности реб часто встречается в жизни, наблюдают за ней. Принцип ориентирует педагога на ознакомление учеников с объектами природы своей местности. На начальных этапах обучен школьники знакомятся с животным и растит миром своей страны (дикими, дом животными и тд). На более поздних-с объектами природы др стран (жарких и северных).
2) Сезонности. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе доступны для мл шк с тнр. Наблюдения за изменениями в неживой и живой проде – убедительный материал, отражающий взаимосвязи явлений в природе. Изучение примет времен года позволяет сформировать у детей более полные знания о природе.
3) Экологичности. Следует постоянно подчеркивать тот факт, что все в природе тесно взаимосвязано между собой. Особое внимание уделяется работе, в ходе котор ученики осознают взаимосвязь между деятельностью чел и состоян окр среды.