Организация и функции кафедры физического воспитания

Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них

потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни

является одной из основных задач высшего учебного заведения. Общее

руководство физическим воспитанием осуществляется ректоратом.

Администрация должна обеспечивать:

- штатное укомплектование кафедры учебно-спортивной базой,

врачебно-физкультурным кабинетом и необходимыми помещениями

- включение в учебное расписание обязательных занятий, а также

элективных и факультативных по решению ученого совета вуза;

- поддержание, благоустройство учебно-спортивной базы и при

необходимости ее строительство или аренду;

- выделение средств на приобретение спортивного инвентаря и

оборудования, аппаратуры и приборов для научной и научно-методической

работы;

- строительство и хозяйственную деятельность студенческих

спортивно-оздоровительных лагерей;

-

создание

материально-бытовых

условий

и

обучение

по

индивидуальному графику студентов - спортсменов высокой квалификации;

- ежегодно заслушивать на ученом совете вопросы о физической

культуре, состоянии процесса физического воспитания и материально-

технического обеспечения.

К а ф е д р а ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я непосредственно

организует учебную, научную, учебно-методическую, физкультурно-

массовую и спортивную работу. Основные функции кафедры:

- планирование и проведение обязательных и факультативных занятий;

- организация учебно-методической и научно-исследовательской

работы;

- контроль и учет успеваемости студентов;

-

организация

учебно-тренировочных

занятий

в

период

производственной практики;

- повышение квалификации преподавательского состава;

- планирование и проведение соревнований, туристских походов и

физкультурно-массовых мероприятий;

- пропаганда физической культуры и спорта;

- подготовка спортивных команд;

- организация врачебного контроля;

- строительство плоскостных спортсооружений;

- приобретение спортивного инвентаря.

В вузах имеется спортивный клуб. Правление спортклуба руководит

самодеятельными физкультурными формами. Кафедра работает в тесном

контакте с правлением спортивного клуба и направляет физкультурно-

массовое движение студентов, организует и проводит учебно-

тренировочные занятия в секциях и спортивные соревнования, готовит

общественных инструкторов и судей по спорту. Преподаватели кафедры

выполняют также обязанности ответственных за спортивную работу на

факультетах.

При достаточной штатной численности назначаются наиболее опытные

преподаватели, ответственные за отдельное направление работы

(заместители заведующего кафедрой):

- за учебную работу;

- за научную и научно-методическую работу;

- за физкультурно-массовую и спортивную работу.

Преподаватели, ответственные за работу в учебных отделениях (по

виду спорта и виду занятий), обеспечивают:

- планирование, организацию и проведение учебно-тренировочного

процесса;

- подготовку спортивных команд;

- проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;

- агитацию и пропаганду по видам спорта;

- контроль за успеваемостью студентов-спортсменов.

В обязанности преподавателя, ответственного за работу по

физическому воспитанию на факультете (заместитель декана по

физическому воспитанию), входит:

- комплектование групп во всех учебных отделениях на факультете и

контроль за их перемещением;

- контроль за эффективностью процесса по физического воспитания на

факультете;

- оказание помощи спортивному совету факультета в комплектовании

спортивных команд и подготовке их к первенству вуза, в организации и

проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий на

факультете;

- ведение учета и информирование совета факультета о состоянии дел,

здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов;

- проведение работы по наглядной агитации и пропаганде ФК и С на

факультете.

Для осуществления учебного процесса и проведения всех видов работ

кафедрой разрабатываются:

1. Перспективный план работы кафедры на пятилетие (вопросы

организации учебной, научной, учебно-методической, физкультурно-

массовой и спортивной работы, повышение квалификации преподавателей и

развития материальной базы и т.п.).

2. Рабочие учебные программы, включающие графики учебного

процесса по всем учебным отделениям и видам спорта (рабочие программы

разрабатываются на основе федеральной программы и дополняются

вариативной частью учебных и факультативных занятий в объеме 1-3 часа в

неделю). Расписание учебных занятий, планы-конспекты на каждое занятие

(по потокам, на спортивном и специальном отделении на каждую группу).

3. План работы кафедры, план работы по физическому воспитанию на

факультетах, планы работы учебных отделений (или по видам спорта),

индивидуальные планы преподавателей на каждый учебный год.

4. Перспективный план и план на год научных и научно-методических

работ по физическому воспитанию студентов.

5. Календарный план физкультурно-массовой и спортивной работы.

Положение о спартакиаде (соревнованиях).

Содержание и построение учебного процесса

Физическое воспитание студентов проводится в форме учебных и

внеучебных занятий в течение всего периода обучения. Программой по

физическому воспитанию предусмотрено проведение теоретических,

практических и контрольных учебных занятий. Практические занятия

включают 2 подраздела: методико-практический и учебно-тренировочный.

Учебные занятия составляют основу физического воспитания студентов и

включаются в учебное расписание в объеме не менее 408 часов.

Примерное распределение учебных часов

Количество часов по разделам

Курс

Теоретический Практический Контрольный Всего часов

обучения

лекции

методико-

учебно-

практические тренировоч-

ные

I 16 14 88

II 6 14 98

III 2 6 50

10 68

IV 2 2 54

10 68

Итого: 26 38 290 56 408

О б я з а т е л ь н ы й б а з о в ы й к у р с может быть дополнен

элективными (выбором вида спорта или систем физических упражнений) и

факультативными занятиями в объеме одного-трех часов в неделю (по

решению ученого совета вуза за счет часов, выделенных на дисциплины и

курсы цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин по

выбору студентов).

О б я з а т е л ь н ы й т е о р е т и ч е с к и й р а з д е л программы

излагается в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях) и

включает следующие темы:

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов.

2. Социально-биологические основы физической культуры (организм

как единая саморегулирующаяся система, воздействие природных и

социально-биологических факторов на организм, средства физической

культуры в совершенствовании функциональных возможностей).

3. Основы здорового образа жизни студентов. Роль физической

культуры в сохранении здоровья.

4. Психофизиологические основы учебного труда. Средства

физической культуры в регулировании работоспособности.

5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического

воспитания.

6. Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями (1-й курс).

7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических

упражнений (массовых и высших достижений, студенческий спорт,

соревнования, универсиады и Олимпийские игры, психофизиологическая

характеристика основных групп видов спорта).

8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой

физических упражнений.

9. Самоконтроль физическими упражнениями и спортом (2-й курс).

10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и

специалиста (3-4 курсы).

П р а к т и ч е с к и й р а з д е л направлен на повышение уровня

функциональных и двигательных способностей, овладение средствами и

методами физкультурно-спортивной деятельности и приобретение в ней

личного опыта. Воспроизведение студентами основных методов и способов

формирования учебных, профессиональных и повседневных навыков

осуществляется на методико-практических занятиях. Каждое методическое

занятие

согласуется

с

соответствующей

теоретической

темой.

Приобретенные методические приемы в дальнейшем совершенствуются на

учебных занятиях, в физкультурно-спортивной деятельности, быту и на

отдыхе.

Рекомендуется обязательная тематика методико-практических занятий:

1. Методика формирования жизненно необходимых умений (ходьбы,

плавания, передвижения на лыжах).

2. Простейшие методики самооценки состояния и работоспособности.

3. Методика составления индивидуальных программ самовоспитания и

занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной

направленностью (медленный бег, плавание, прогулки на лыжах и т.д.).

4. Основы методики самомассажа.

5. Методика коррегирующей гимнастики для глаз.

6. Методика проведения самостоятельных занятий физическими

упражнениями гигиенической и тренировочной направленности (1-й курс).

7. Методика оценки и коррекции осанки и телосложения.

8. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития

(стандарты, индексы, программы).

9.

Методика

контроля

за

функциональным

состоянием

(функциональные пробы).

10. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

11. Методы самооценки специальной физической и спортивной

подготовленности (тесты, контрольные задания).

12. Методика развития физических качеств.

13. Методика организации судейства по избранному виду спорта (2-й

курс).

14. Методика регулирования психоэмоционального состояния.

15. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

16. Методика овладения элементами ППФП.

17. Методика проведения производственной гимнастики.

У ч е б н о - т р е н и р о в о ч н ы е з а н я т и я основаны на

использовании разнообразных средств физической культуры, спортивной и

профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Они

направлены на поддержание двигательной активности, физической и

функциональной работоспособности студентов в период обучения,

совершенствование и коррекцию физического развития, воспитание

мотивационно-ценностного

отношения

к

физкультурно-спортивной

деятельности. Занятия проводятся равномерно в течение недели: 2 раза по 2

часа.

Обязательно включение в программу физических упражнений из

легкой атлетики, спортивных игр, плавания, лыжных гонок, силовой

профессионально-прикладной физической подготовки. На занятиях

совершенствуются ранее изученные и формируются новые двигательные

умения и навыки, развиваются все физические качества. Используются

физические упражнения из различных видов спорта и оздоровительных

систем физических упражнений. Рекомендуется использовать тренажеры,

многокомплектные снаряды, компьютерно-тренажерные системы.

Средства (ФУ) подбираются кафедрами физического воспитания

каждого вуза самостоятельно.

Практический материал для специального учебного отделения

разрабатывается также кафедрами с учетом характера заболевания и

состояния здоровья каждого студента. Применение средств имеет

индивидуальную корригирующую и оздоровительно-профилактическую

направленность.

Профессионально-прикладная

физическая

подготовка

является

составной частью практического раздела. Ее содержание разрабатывается

кафедрой, исходя из особенностей будущей деятельности выпускника вуза,

т.е. требований к развитию психологических качеств, прикладных умений и

двигательных навыков специалиста в предстоящей трудовой деятельности.

В теоретическом разделе ППФП раскрывается ее сущность,

особенности производственной деятельности и требования, предъявляемые

к двигательной подготовке, характер прикладных физических упражнений,

варианты использования средств физической культуры с целью

предупреждения профессиональных заболеваний. В практическом разделе

ППФП выполняются прикладные двигательные действия, способствующие

развитию

профессиональных

навыков

и

качеств,

успешной

профессиональной деятельности.

Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия

(консультации) проводятся по назначению и расписанию кафедры, как

правило, для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями.

К о н т р о л ь н ы й р а з д е л включает требования и нормативы не

ниже определенного уровня для оценки результативности учебно-

тренировочных занятий. Кафедрой физического воспитания определяются

обязательные и дополнительные тесты для студентов разных учебных групп

по видам спорта, по профессионально-прикладной физической подготовке с

учетом специфики подготовки специалистов на факультетах вуза.

Контрольные занятия обеспечиваются объективной информацией о

степени освоения теоретических и методических знаний и умений,

сформированности двигательных навыков, уровне физической и

профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Женщины

Мужчины

Характеристика

Оценка в очках

направленности

тестов

5 4 3 2 1 5 4 3 2 1

1. Тест на скоростную

подготовленность - бег 100

м (с)

15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 13,2 13,8 14,0 14,3 14,6

2. Тест на силовую

подготовленность:

- поднимание (сед) и

опускание

туловища

в

положении

лежа,

ноги

закреплены, руки за головой

(кол-во раз);

50 40 30 20

-

подтягивание

на

перекладине (кол-во раз)

15 12 9 7 5

3. Тест на общую

выносливость

- бег 2000 м (мин., с)

10.15

10.30

11.15 11.50 12.15

- бег 3000 м (мин., с)

12.00 12.25 13.10 13.50 14.00

Тестирование проводится в начале и в конце учебного года. Сравнение

полученных результатов позволяет проанализировать динамику развития

основных физических качеств студентов в течение года.

Оценка успешности обучения (успеваемости) каждого студента

проводится по трем разделам. Оценка по разделу выставляется при условии

выполнения каждого теста не ниже, чем на одно очко.

Владение теоретическими и методическими знаниями, методическими

умениями и навыками должно быть освоено студентами на оценку не ниже

“удовлетворительно” (1-й раздел).

Контроль физической подготовленности студентов в каждом семестре

осуществляется тестированием по 5-ти физическим упражнениям, включая

три обязательных в каждом втором полугодии. Тесты по спортивно-

технической подготовленности и таблицы их оценки разрабатываются

кафедрами физического воспитания. Выставляется общая оценка по

физической и спортивно-технической подготовке (2-й раздел) по среднему

количеству очков, набранных во всех тестах.

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

ОСНОВНОГО И СПОРТИВНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Тесты

Оценка в очках

5 4 3 2 1

1. Бег 3000 м (мин., с) женщины

19,00 20,15 21,00 22,00 22,30

Бег 5000 м (мин., с) мужчины

21,30 22,30 23,30 24,50 25,40

2. Бег на лыжах 3 км (мин., с) 18,00 18,30 19,30 20,00 21,00

женщины

31,00 32,30 34,15 36,40

б/вр

или 5 км (мин., с)

23,50 25,00 26,25 27,45 28,30

Бег на лыжах 5 км (мин., с) 50,00 52,00 55,00 58,00

б/вр

мужчины

или 10 км (мин., с)

3. Плавание 50 м (мин., с) женщины

54,00

1,03

1,14

1,24

б/вр

или 100 м (мин., с)

2,15

2,40

3,05

3,35

4,10

Плавание 50 м (мин., с) мужчины

40,00 44,00 48,00 57,00

б/вр

или 100 м (мин., с)

1,40

1,50

2,00

2,15

2,30

4. Прыжки в длину с места (см) 190

женщины

Прыжки в длину с места (см)

мужчины

5. Прыжки в длину женщины

Прыжки в длину мужчины

6. Подтягивание в висе лежа женщины 20 16 10 6

7. Приседание на одной ноге, опора о

стену (кол-во раз из каждой) женщины

8. Подъем переворотом в упор на

перекладине, мужчины (кол- во раз)

9. В висе поднимание ног до касания

перекладины, мужчины (кол-во раз)

10. Профессионально-прикладная под- Упражнения и тесты разрабатываются

готовка женщины, мужчины

кафедрами

Требования, тесты и их оценка в очках по профессионально-

прикладной подготовке составляются кафедрами с учетом профиля

выпускаемых специалистов (3-й раздел). К этому же разделу относятся и

прикладные, естественные навыки. Передвижение на лыжах, плавание

являются обязательными. Можно использовать программные таблицы

оценок. В каждом семестре рекомендуется планировать 2-3 теста данного

раздела для выполнения студентами. Оценка определяется по средней

сумме набранных очков.

Оценка практической подготовленности студентов

Оценка тестов физи-

ческой,

спортивно-

технической и профес- Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

сионально-п р и к л а д -

н о й подготовки

Средняя оценка тестов в

очках

2,0

3,0

3,5

Студенты специального отделения, а также освобожденные от

практических занятий, изучают те разделы программы, требования и тесты,

выполнение которых им доступно по состоянию здоровья.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Наши рекомендации