Распределение учебного времени на различные виды

программного материала (сетка часов)

Виды физической подготовки

Год

К-во Тео- Гимна-

Лег- Спорт. Лыжи ППФП

Юн.

Дев.

Плава-

обуче- часов рия стика

кая

игры

борьба худож

ние

ния

атл.

гим-ка

Учебные группы на базе 9 классов школы

1 80

2 14 18 10 14 12 10 10 8

2 76

2 14 16 10 14 10 10 10 8

3 54 2 10 10 8 10 10 4 4 8

всего

6 38 44 28 38 32 24 24 24

Учебные группы на базе 11 классов школы

1 54 2 12 12 10 12 - 6 6 8

2 32 2 10 10 - - 10 - - 4

всего 86 4 22 22 10 12 10

Учебный материал включает теоретические сведения и практические

занятия. Материал теоретического раздела программы изучается в виде

групповых и курсовых лекций, бесед и рекомендаций на каждом занятии, в

домашних заданиях. Учащимся даются сведения по темам: ФК и С в стране,

ФК в СПТУ, ФК и труд, гигиенические основы ФУ, режим дня,

самоконтроль: специальные сведения по технике безопасности и

предупреждению

травм,

методике

составления

комплексов

производственной гимнастики для избранной специальности, правила и

судейство изучаемых спортивных игр, программа и практика судейства

всесоюзных

соревнований

учащихся

и

работников

системы

профтехобразования.

Практика включает программный материал (ФУ) и 10-14 учебных

нормативов по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств.

Главное содержание уроков физической культуры состоит в общей

физической подготовке.

Для групп на базе 11 классов учебный материал, контрольные и

экзаменационные нормативы соответствуют материалу Комплексной

программы 2-го года обучения с соответствующей корректировкой объема.

Как и в общеобразовательной школе, сохраняются все требования,

предъявляемые к уроку ФК: дифференцированный подход к учащимся,

достижение высокой моторной плотности и динамичности урока,

комплексный подбор учебного материала, эмоциональность, формирование

навыков и умений проведения самостоятельных занятий физическими

упражнениями.

На уроках учащиеся получают домашние задания. Руководителям и

преподавателям

рекомендуется

использовать

многокомплектные

гимнастические снаряды, тренажеры и ТСО, музыкальное сопровождение.

Уроки преимущественно проводятся на открытом воздухе в спортивной

форме, соответствующей погодным условиям.

Урок ФК протяженностью 45 мин проводится 2 раза в неделю с

интервалом в 2-3 дня; урок лыжной подготовки - 1 раз в неделю по 90 мин.

в любой день кроме понедельника и субботы. Юноши и девушки

занимаются раздельно при численном составе группы 25 человек и наличии

не менее 8 юношей или девушек.

Для физически недостаточно развитых учащихся и слабо

подготовленных проводятся дополнительные занятия 1 раз в неделю (после

окончания основных уроков по дополнительному расписанию). Количество

(20 человек) и состав группы могут меняться, рекомендуется

организовывать не менее 1 группы на каждом курсе.

В отдельных учебных группах при наличии условий и по согласованию

с местным советом ВДСО “Трудовые резервы” занятия по физической

культуре проводятся на основе специализации по видам спорта, используя

программы ДЮСШ. При этом соблюдается требование разносторонней

физической подготовленности на основе учебных нормативов.

В ПТУ проводится ежегодный медицинский осмотр. Учащиеся, не

прошедшие медицинский осмотр, к учебным занятиям не допускаются.

Результаты медицинского осмотра вносятся медицинским персоналом в

журнал теоретического обучения. На основе данных о состоянии здоровья и

физическом развитии учащиеся СПТУ распределяются на 3 медицинские

группы (как и в СШ): основную (здоров), подготовительную (практически

здоров) и специальную. Учебные группы комплектуются врачом при

обязательном участии руководителя ФВ. Занятия в специальной группе

проводятся 2 раза в неделю по 45 минут руководителем физического

воспитания отдельно от основного учебного расписания и являются

обязательными. Наполняемость группы - 10-15 человек. Задачами этого

контингента учащихся являются: улучшение общего состояния здоровья,

обучение двигательным умениям и навыкам, восстановление или

компенсация нарушенных функций организма, обучение рациональному

дыханию, приобщение к эффективному участию в общественно полезном

труде. Практические занятия должны носить комплексный характер,

неправильно сводить их к занятиям ЛФК. Обязательно соблюдение

принципов физического воспитания: постепенности и доступности,

систематичности, разносторонности. Большой объем занимают ОРУ как не

требующие предельных напряжений. Учебные нормативы учащимся не

устанавливаются. Контрольные требования руководитель физического

воспитания разрабатывает по согласованию с врачом.

На дневной форме обучения в ПТУ предусмотрено проведение

факультативных занятий из расчета 2 часа в неделю на I-м курсе и по I часу

на последующих курсах. К факультативным занятиям привлекаются

студенты, не занимающиеся в спортивных секциях. Численный состав

группы - не менее 25 человек. Занятия проводятся по отдельному

общеучилищному

расписанию

внеучебной

занятости

учащихся

руководителем (преподавателем) физического воспитания в форме урока по

ОФП, видам спорта или физическим упражнениям, содействующим

лучшему освоению учащимися избранной рабочей специальности.

В начале и конце учебного года проводится определение уровня

физической

подготовленности

учащихся

путем

проведения

внутригрупповых соревнований. Оценка успеваемости за полугодие,

учебный год и период обучения выставляется в общепринятом порядке.

Основными документами учета успеваемости и результатов физической

подготовленности являются: журнал теоретического обучения учебной

группы и карта физической подготовленности учащегося (последняя

введена Комплексной программой).

Научно доказано, что с помощью специально подобранных физических

упражнений и методических приемов можно развивать профессиональные

способности человека. Профессиональная прикладность физического

воспитания реализуется по 2-м направлениям:

1) развитие психофизиологических функций организма, формирование

умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессией;

2) повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам

трудовой деятельности (гиподинамия, монотонность и воздействие на одни

и те же группы мышц, микроклимат, вибрации и др.).

Как правило, в ходе занятий по физической культуре оба направления

решаются одновременно.

В целях содействия профессиональной подготовке учащихся в

Комплексной программе физического воспитания СПТУ содержится

материал, способствующий развитию психофизиологических функций и

физических

качеств,

необходимых

в

трудовой

деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) проводится

преимущественно на комплексных уроках физической культуры. Для этого

специально подобранный учебный материал органично дополняет занятия

по гимнастике, легкой атлетике и другим видам физической подготовки,

предусмотренным сеткой учебных часов. Могут проводиться и целевые

уроки по ППФП. Рекомендуется также дополнять уроки и факультативные

занятия спортивно-прикладными соревнованиями, специализированной

утренней

физической

зарядкой

УФЗ,

развитием

в

училище

профессионально полезных видов спорта и самостоятельными занятиями

учащихся по выполнению заданий преподавателя, способствующих

развитию профессионально важных физических качеств и двигательных

навыков.

В комплексной программе предлагается следующая классификация

рабочих специальностей по 10 группам:

1) операторы пультов управления;

2) машинисты (машинист тепловоза, башенных кранов, водители

строительных и с/хозяйственных машин, трактористы-машинисты и др.);

3) профессии монтажа, наладки и ремонта оборудования;

4) профессии станочного профиля;

5) профессии текстильного производства;

6) профессии конвейерно-поточного производства;

7) профессии повышенной точности рабочих движений;

8) профессии, связанные со специфическими условиями труда,

строительные

профессии

(монтажники,

каменщики,

штукатуры,

электромонтеры по монтажу ЛЭП);

9) профессии угольной, горнорудной и металлургической

промышленности (машинисты шахтных электровозов, угольных комбайнов,

помощники сталевара и др.);

10) профессии водного транспорта.

Для каждой группы профессий или отдельных специальностей

перечислены задачи и средства ППФП, рекомендуемые виды спорта,

контрольные нормативы. На уроке ФК целесообразно выделять 10-15 мин.

для решения профессиональной прикладности физического воспитания

учащихся ПТУ.

Вот несколько примеров применения ППФП для повышения

профессиональной подготовки учащихся СПТУ:

а) для операторов технологических установок.

Задачи ППФП: совершенствование быстроты отдельных движений и

быстроты реакции (простой и сложной), развитие координации и точности

движений, повышение статической выносливости мышц туловища,

совершенствование

техники

двигательных

действий

в

условиях

эмоционального напряжения, воспитание игровой ловкости.

Средства ППФП: гимнастика, ОРУ без предметов и с предметами

(гимнастическими палками, булавами, теннисными мячами), вольные

упражнения, упражнения на гимнастической скамейке и стенке; спортивные

игры - баскетбол, волейбол, ручной мяч; подвижные игры - эстафеты, игры

на внимание, точность и ловкость.

Рекомендуемые виды спорта: баскетбол, ручной мяч, волейбол,

настольный теннис.

Контрольные нормативы

Год

Оценка

Упражнения

обучения “5”

“4” “3”

Вис на согнутых ру-

II

ках, согнув ноги/угол меж-

(юноши)

25 с

35 с

45 с

ду туловищем и бедрами

III

90

(юноши)

30 с

45 с

1 мин.

II

(девушки)

35 с

45 с

1 мин.

III

1мин.,

(девушки)

45 с

1 мин.

15 с

б) для штукатуров, маляров, плиточников.

Задачи ППФП: развитие силы (кистей рук и разгибателей спины),

статической

выносливости

(плечевого

пояса,

брюшного

пресса,

разгибателей спины, ног), развитие координации движений, подвижности в

лучезапястных суставах, вестибулярной устойчивости, совершенствование

техники двигательных действий в условиях высоты и ограниченной опоры,

закаливание.

Средства ППФП: ОРУ без предмета, парные упражнения, на

гимнастической

скамейке,

с

набивными

мячами,

гантелями,

гимнастическими палками, прыжки в глубину, упражнения на сохранение

равновесия в обычных условиях, а также на повышенной и ограниченной

опоре, упражнения на гимнастических снарядах (брусья, кольца,

перекладина, бревно), в опорных прыжках, акробатика. Занятия следует

проводить на открытом воздухе и использовать водные процедуры.

Рекомендуемый вид спорта - спортивная гимнастика.

Контрольные нормативы

Год

Оценка

Упражнения

обучения “5”

“4” “3”

Гимнастическая

скамейка

II

(перевернута) И.п. стойка на

(юноши)

20 с

45 с

40 с

одной ноге, другая согнута

назад под углом 90, руки

III

50 с

45 с

вперед, глаза закрыты

(юноши)

55 с

Упражнение на согла-

сование движений на 8

счетов

II

Оценка из 5 попыток (девушки)

4 раза

3 раза

2 раза

после разучивания

III

(девушки)

5 раз

4 раза

3 раза

в) для машинистов шахтных электровозов.

Задачи ППФП: развитие координации и точности движений, точности

реакции; совершенствование игровой ловкости; закаливание организма.

Средства ППФП: спортивные игры (настольный теннис, баскетбол), ОРУ с

гимнастическими палками и гантелями, подвижные игры. Занятия следует

проводить круглогодично на открытом воздухе, использовать водные

процедуры.

Рекомендуемые виды спорта: спортивные игры (баскетбол, настольный

теннис).

Контрольные нормативы (юноши):

Год

Оценка

Упражнения

обучения “3”

“4” “5”

Сгибание и разгиба-

I

ние туловища из положе-

ния лежа на спине, руки

II

за голову (к-во раз )

Из виса на гимнасти-

I

ческой лестнице поднима-

ние согнутых ног до гори-

II

зонтали и опускание в и.п.

за 15 с (к-во раз)

Примечание: По другим профессиям программу по ППФП составляют

руководители и преподаватели физического воспитания с помощью

высококвалифицированных мастеров производственного обучения.

Обязательными документами планирования учебного процесса по

физическому

воспитанию

является

график

последовательности

прохождения учебного материала и конспект урока.

Наши рекомендации