Распределение учебного времени на различные виды
программного материала (сетка часов)
Виды физической подготовки
Год
К-во Тео- Гимна-
Лег- Спорт. Лыжи ППФП
Юн.
Дев.
Плава-
обуче- часов рия стика
кая
игры
борьба худож
ние
ния
атл.
гим-ка
Учебные группы на базе 9 классов школы
1 80
2 14 18 10 14 12 10 10 8
2 76
2 14 16 10 14 10 10 10 8
3 54 2 10 10 8 10 10 4 4 8
всего
6 38 44 28 38 32 24 24 24
Учебные группы на базе 11 классов школы
1 54 2 12 12 10 12 - 6 6 8
2 32 2 10 10 - - 10 - - 4
всего 86 4 22 22 10 12 10
Учебный материал включает теоретические сведения и практические
занятия. Материал теоретического раздела программы изучается в виде
групповых и курсовых лекций, бесед и рекомендаций на каждом занятии, в
домашних заданиях. Учащимся даются сведения по темам: ФК и С в стране,
ФК в СПТУ, ФК и труд, гигиенические основы ФУ, режим дня,
самоконтроль: специальные сведения по технике безопасности и
предупреждению
травм,
методике
составления
комплексов
производственной гимнастики для избранной специальности, правила и
судейство изучаемых спортивных игр, программа и практика судейства
всесоюзных
соревнований
учащихся
и
работников
системы
профтехобразования.
Практика включает программный материал (ФУ) и 10-14 учебных
нормативов по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств.
Главное содержание уроков физической культуры состоит в общей
физической подготовке.
Для групп на базе 11 классов учебный материал, контрольные и
экзаменационные нормативы соответствуют материалу Комплексной
программы 2-го года обучения с соответствующей корректировкой объема.
Как и в общеобразовательной школе, сохраняются все требования,
предъявляемые к уроку ФК: дифференцированный подход к учащимся,
достижение высокой моторной плотности и динамичности урока,
комплексный подбор учебного материала, эмоциональность, формирование
навыков и умений проведения самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
На уроках учащиеся получают домашние задания. Руководителям и
преподавателям
рекомендуется
использовать
многокомплектные
гимнастические снаряды, тренажеры и ТСО, музыкальное сопровождение.
Уроки преимущественно проводятся на открытом воздухе в спортивной
форме, соответствующей погодным условиям.
Урок ФК протяженностью 45 мин проводится 2 раза в неделю с
интервалом в 2-3 дня; урок лыжной подготовки - 1 раз в неделю по 90 мин.
в любой день кроме понедельника и субботы. Юноши и девушки
занимаются раздельно при численном составе группы 25 человек и наличии
не менее 8 юношей или девушек.
Для физически недостаточно развитых учащихся и слабо
подготовленных проводятся дополнительные занятия 1 раз в неделю (после
окончания основных уроков по дополнительному расписанию). Количество
(20 человек) и состав группы могут меняться, рекомендуется
организовывать не менее 1 группы на каждом курсе.
В отдельных учебных группах при наличии условий и по согласованию
с местным советом ВДСО “Трудовые резервы” занятия по физической
культуре проводятся на основе специализации по видам спорта, используя
программы ДЮСШ. При этом соблюдается требование разносторонней
физической подготовленности на основе учебных нормативов.
В ПТУ проводится ежегодный медицинский осмотр. Учащиеся, не
прошедшие медицинский осмотр, к учебным занятиям не допускаются.
Результаты медицинского осмотра вносятся медицинским персоналом в
журнал теоретического обучения. На основе данных о состоянии здоровья и
физическом развитии учащиеся СПТУ распределяются на 3 медицинские
группы (как и в СШ): основную (здоров), подготовительную (практически
здоров) и специальную. Учебные группы комплектуются врачом при
обязательном участии руководителя ФВ. Занятия в специальной группе
проводятся 2 раза в неделю по 45 минут руководителем физического
воспитания отдельно от основного учебного расписания и являются
обязательными. Наполняемость группы - 10-15 человек. Задачами этого
контингента учащихся являются: улучшение общего состояния здоровья,
обучение двигательным умениям и навыкам, восстановление или
компенсация нарушенных функций организма, обучение рациональному
дыханию, приобщение к эффективному участию в общественно полезном
труде. Практические занятия должны носить комплексный характер,
неправильно сводить их к занятиям ЛФК. Обязательно соблюдение
принципов физического воспитания: постепенности и доступности,
систематичности, разносторонности. Большой объем занимают ОРУ как не
требующие предельных напряжений. Учебные нормативы учащимся не
устанавливаются. Контрольные требования руководитель физического
воспитания разрабатывает по согласованию с врачом.
На дневной форме обучения в ПТУ предусмотрено проведение
факультативных занятий из расчета 2 часа в неделю на I-м курсе и по I часу
на последующих курсах. К факультативным занятиям привлекаются
студенты, не занимающиеся в спортивных секциях. Численный состав
группы - не менее 25 человек. Занятия проводятся по отдельному
общеучилищному
расписанию
внеучебной
занятости
учащихся
руководителем (преподавателем) физического воспитания в форме урока по
ОФП, видам спорта или физическим упражнениям, содействующим
лучшему освоению учащимися избранной рабочей специальности.
В начале и конце учебного года проводится определение уровня
физической
подготовленности
учащихся
путем
проведения
внутригрупповых соревнований. Оценка успеваемости за полугодие,
учебный год и период обучения выставляется в общепринятом порядке.
Основными документами учета успеваемости и результатов физической
подготовленности являются: журнал теоретического обучения учебной
группы и карта физической подготовленности учащегося (последняя
введена Комплексной программой).
Научно доказано, что с помощью специально подобранных физических
упражнений и методических приемов можно развивать профессиональные
способности человека. Профессиональная прикладность физического
воспитания реализуется по 2-м направлениям:
1) развитие психофизиологических функций организма, формирование
умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессией;
2) повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам
трудовой деятельности (гиподинамия, монотонность и воздействие на одни
и те же группы мышц, микроклимат, вибрации и др.).
Как правило, в ходе занятий по физической культуре оба направления
решаются одновременно.
В целях содействия профессиональной подготовке учащихся в
Комплексной программе физического воспитания СПТУ содержится
материал, способствующий развитию психофизиологических функций и
физических
качеств,
необходимых
в
трудовой
деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) проводится
преимущественно на комплексных уроках физической культуры. Для этого
специально подобранный учебный материал органично дополняет занятия
по гимнастике, легкой атлетике и другим видам физической подготовки,
предусмотренным сеткой учебных часов. Могут проводиться и целевые
уроки по ППФП. Рекомендуется также дополнять уроки и факультативные
занятия спортивно-прикладными соревнованиями, специализированной
утренней
физической
зарядкой
УФЗ,
развитием
в
училище
профессионально полезных видов спорта и самостоятельными занятиями
учащихся по выполнению заданий преподавателя, способствующих
развитию профессионально важных физических качеств и двигательных
навыков.
В комплексной программе предлагается следующая классификация
рабочих специальностей по 10 группам:
1) операторы пультов управления;
2) машинисты (машинист тепловоза, башенных кранов, водители
строительных и с/хозяйственных машин, трактористы-машинисты и др.);
3) профессии монтажа, наладки и ремонта оборудования;
4) профессии станочного профиля;
5) профессии текстильного производства;
6) профессии конвейерно-поточного производства;
7) профессии повышенной точности рабочих движений;
8) профессии, связанные со специфическими условиями труда,
строительные
профессии
(монтажники,
каменщики,
штукатуры,
электромонтеры по монтажу ЛЭП);
9) профессии угольной, горнорудной и металлургической
промышленности (машинисты шахтных электровозов, угольных комбайнов,
помощники сталевара и др.);
10) профессии водного транспорта.
Для каждой группы профессий или отдельных специальностей
перечислены задачи и средства ППФП, рекомендуемые виды спорта,
контрольные нормативы. На уроке ФК целесообразно выделять 10-15 мин.
для решения профессиональной прикладности физического воспитания
учащихся ПТУ.
Вот несколько примеров применения ППФП для повышения
профессиональной подготовки учащихся СПТУ:
а) для операторов технологических установок.
Задачи ППФП: совершенствование быстроты отдельных движений и
быстроты реакции (простой и сложной), развитие координации и точности
движений, повышение статической выносливости мышц туловища,
совершенствование
техники
двигательных
действий
в
условиях
эмоционального напряжения, воспитание игровой ловкости.
Средства ППФП: гимнастика, ОРУ без предметов и с предметами
(гимнастическими палками, булавами, теннисными мячами), вольные
упражнения, упражнения на гимнастической скамейке и стенке; спортивные
игры - баскетбол, волейбол, ручной мяч; подвижные игры - эстафеты, игры
на внимание, точность и ловкость.
Рекомендуемые виды спорта: баскетбол, ручной мяч, волейбол,
настольный теннис.
Контрольные нормативы
Год
Оценка
Упражнения
обучения “5”
“4” “3”
Вис на согнутых ру-
II
ках, согнув ноги/угол меж-
(юноши)
25 с
35 с
45 с
ду туловищем и бедрами
III
90
(юноши)
30 с
45 с
1 мин.
II
(девушки)
35 с
45 с
1 мин.
III
1мин.,
(девушки)
45 с
1 мин.
15 с
б) для штукатуров, маляров, плиточников.
Задачи ППФП: развитие силы (кистей рук и разгибателей спины),
статической
выносливости
(плечевого
пояса,
брюшного
пресса,
разгибателей спины, ног), развитие координации движений, подвижности в
лучезапястных суставах, вестибулярной устойчивости, совершенствование
техники двигательных действий в условиях высоты и ограниченной опоры,
закаливание.
Средства ППФП: ОРУ без предмета, парные упражнения, на
гимнастической
скамейке,
с
набивными
мячами,
гантелями,
гимнастическими палками, прыжки в глубину, упражнения на сохранение
равновесия в обычных условиях, а также на повышенной и ограниченной
опоре, упражнения на гимнастических снарядах (брусья, кольца,
перекладина, бревно), в опорных прыжках, акробатика. Занятия следует
проводить на открытом воздухе и использовать водные процедуры.
Рекомендуемый вид спорта - спортивная гимнастика.
Контрольные нормативы
Год
Оценка
Упражнения
обучения “5”
“4” “3”
Гимнастическая
скамейка
II
(перевернута) И.п. стойка на
(юноши)
20 с
45 с
40 с
одной ноге, другая согнута
назад под углом 90, руки
III
50 с
45 с
вперед, глаза закрыты
(юноши)
55 с
Упражнение на согла-
сование движений на 8
счетов
II
Оценка из 5 попыток (девушки)
4 раза
3 раза
2 раза
после разучивания
III
(девушки)
5 раз
4 раза
3 раза
в) для машинистов шахтных электровозов.
Задачи ППФП: развитие координации и точности движений, точности
реакции; совершенствование игровой ловкости; закаливание организма.
Средства ППФП: спортивные игры (настольный теннис, баскетбол), ОРУ с
гимнастическими палками и гантелями, подвижные игры. Занятия следует
проводить круглогодично на открытом воздухе, использовать водные
процедуры.
Рекомендуемые виды спорта: спортивные игры (баскетбол, настольный
теннис).
Контрольные нормативы (юноши):
Год
Оценка
Упражнения
обучения “3”
“4” “5”
Сгибание и разгиба-
I
ние туловища из положе-
ния лежа на спине, руки
II
за голову (к-во раз )
Из виса на гимнасти-
I
ческой лестнице поднима-
ние согнутых ног до гори-
II
зонтали и опускание в и.п.
за 15 с (к-во раз)
Примечание: По другим профессиям программу по ППФП составляют
руководители и преподаватели физического воспитания с помощью
высококвалифицированных мастеров производственного обучения.
Обязательными документами планирования учебного процесса по
физическому
воспитанию
является
график
последовательности
прохождения учебного материала и конспект урока.