Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

Массовые

общешкольные

физкультурно-оздоровительные

и

спортивные мероприятия отражены в 4-й части Комплексной программы и

включают:

проведение

ежемесячных

дней

здоровья

и

спорта,

внутришкольных соревнований, туристических походов и слетов,

физкультурных праздников. Цель: пропаганда физической культуры и

спорта,

приобщение

школьников

к

систематическим

занятиям

упражнениями и спортом, подведение итогов физкультурно-спортивной

работы, активный отдых.

Е ж е м е с я ч н ы е д н и з д о р о в ь я и с п о р т а решают задачи:

- укрепления здоровья и физическое развитие школьников;

- повышения интереса к занятиям физической культурой;

- организации активного отдыха.

Сроки их проведения определяются самой школой в зависимости от

местных климатических условий, спортивной базы, планирования других

общешкольных

мероприятий,

подготовленности

педагогического

коллектива и др. Для подготовки и проведения дней здоровья директор

школы привлекает весь педагогический коллектив. Возглавляет работу

организатор внеклассной и внешкольной работы. Активное участие

принимает совет коллектива физической культуры школы и родительский

комитет. Предусматривается медицинское обслуживание. Разрабатывается

программа и содержание мероприятия.

Основным показателем продуктивности дня здоровья и отдыха

является массовость. Поэтому надо стремиться к 100 % охвату и участию

школьников

в

запланированных

видах

программы.

Ученики,

освобожденные от занятий физическими упражнениями, должны

находиться с классом, целесообразно привлекать их для оказания помощи

классным

руководителям

и

организаторам-общественникам.

Продолжительность проводимых видов программы для 1-4 классов - 3 часа,

для 5-8 классов - 4 часа, 9-11 классов- 5 часов.

Варианты проведения дня здоровья:

- для всех классов;

- для параллельных классов;

- для группы классов;

- для одного класса (в виде исключения).

Наиболее распространены I-й и 3-й варианты.

Содержание для 1 класса: подвижные игры, простейшие соревнования,

катание на санках, велосипедах, лыжах, пешие и лыжные прогулки. Дни

здоровья и спорта включают соревнования по видам упражнений школьной

программы, массовые и показательные выступления, конкурсы и другие

мероприятия активного отдыха. Дни здоровья могут проводиться на

природе для группы классов.

Центром м а с с о в ы х с о р е в н о в а н и й является школа.

Внутришкольные соревнования решают задачи:

- приобщения к систематическим занятиям спортом;

- повышения эмоциональности и активности;

- выполнения разрядных норм;

- развития основных физических качеств.

По характеру соревнования бывают личные, командные и лично-

командные. Проводиться они могут внутри класса, между параллельными

классами, группами классов или всей школы. В последнем случае

устанавливается возрастной коэффициент или младшие получают

преимущество на старте. Разработаны и специальные таблицы для

уравнивания

возрастных

возможностей

школьников.

Проводятся

соревнования и групповые (кружки ФК, секции) для укомплектования

сборной команды, выполнения разрядных норм.

Соревнования могут проводиться по учебным упражнениям,

подвижным и спортивным играм, по мини-играм с упрощением правил и

состава, личные соревнования на лучшего бегуна, прыгуна, самого сильного

и т.п. В старших классах организуются соревнования по военно-

прикладным видам – метание гранат, стрельба, преодоление полосы

препятствий, гири. Соревнования на первенство школы между классами

рекомендуется проводить как спартакиады, т.е. с комплексным зачетом

большинства видов спорта. Отдельные соревнования целесообразно

приурочивать к юбилейным датам и праздникам: день школы, день учителя

и т.д.

Наибольшая результативность соревнований достигается, если

учащиеся заранее оповещены и заблаговременно готовятся к участию в

соревновании. Педагогический эффект приносят ярко и красочно

оформленные соревнования, с четкой организацией и квалифицированным

судейством, радиофикацией и информацией о ходе соревнований.

Обязательно нужно использовать различные формы поощрения учащихся и

команд: вручение грамот, дипломов, призов, тортов, жетонов, медалей и др.

Открытие и закрытие соревнований проводятся торжественно, в

праздничной обстановке, в присутствии коллектива школы и родителей.

В классе соревнования можно организовать в спортивный час.

Общешкольные соревнования проводятся во внеурочное время в

спортивной форме и должны предшествовать районным и городским

соревнованиям. После проведения соревнований их результаты надо

довести до сведения учащихся школы (в стенгазете, командной таблице,

бюллетенях, фотовитринах, через радиоузел).

Т у р и с т с к и е п о х о д ы решают задачи:

- организации свободного времени и общественно полезной

деятельности (краеведческой, пропагандистской, военно-патриотической);

- укрепления здоровья и закаливания;

- формирования прикладных навыков и физического развития;

- воспитания и формирования нравственных качеств в коллективе.

Работа в школе проводится по следующим направлениям:

- подготовка общественного актива;

- проведение семинаров с руководителями походов и их помощниками;

- практические занятия и соревнования по выполнению приемов

туристской техники;

- прогулки с играми на местности с использованием элементов

туристской техники;

- туристские походы в выходные дни.

Руководители походов и их помощники (не моложе 18 лет)

назначаются

приказом

директора

школы.

Они

несут

полную

ответственность за безопасность школьников. Правила организации

туристских походов и соответствующие инструкторско-методические

письма Комитета народного образования определяют их обязанности.

Ф и з к у л ь т у р н ы е п р а з д н и к и являются массовыми

зрелищными

мероприятиями,

имеющими

преимущественно

пропагандистский характер при правильной их организации. Они решают

задачи:

- подведения итогов работы;

- демонстрации достижений школьного коллектива;

- организации досуга.

Физкультурные праздники обычно проводятся в конце (начале)

учебного года и в большинстве случаев бывают приурочены к открытию

спартакиады, к какой-либо знаменательной дате. Оздоровительную

направленность они приобретают в том случае, если большое количество

учащихся задействовано в массовых выступлениях. Для подготовки и

проведения физкультурного праздника обычно создается оргкомитет. Он

разрабатывает сценарий и программу праздника, привлекает классы к

подготовке мест проведения, назначает судейскую коллегию, приглашает

ведущих спортсменов и тренеров, проводит репетиции.

В содержание программы включается:

- торжественное открытие и парад участников;

-

награждение

отличившихся

школьников-спортсменов

и

физкультурного актива;

- награждение команд, занявших I-е места в отдельных видах и в

спартакиаде школы;

-

показательные

выступления

лучших

спортсменов

школы,

приглашенных

мастеров

спорта,

чередующиеся

с

массовыми

выступлениями (массовые эстафеты “Лапландия” для младших классов,

массовые

простейшие

подвижные

игры,

групповое

выполнение

ритмической гимнастики, физкультурные аттракционы и конкурсы,

спортивные развлечения);

- награждение отличившихся при проведении праздника;

- торжественное закрытие.

Необходимыми условиями успешного проведения праздника являются:

торжественный

церемониал

открытия

и

закрытия

праздника

(приближенный к ритуалу открытия Олимпийских игр), красочное

оформление мест проведения, цветовая гамма спортивных костюмов

участников, выступающих в разных видах программы, музыкальный фон,

динамичность и разнообразие выступлений.

Большое значение для пропаганды физической культуры имеют

с п о р т и в н ы е в е ч е р а с показательными выступлениями, показом

спортивных фильмов и проведением спортивных викторин, с приглашением

ведущих тренеров, спортсменов, а также совместные спортивные вечера с

учащимися других школ.

5. Организация и содержание работы школьного

Наши рекомендации