Деятельность учителя на уроке физической культуры

Качество

урока

в

значительной

степени

обусловлено

предварительной подготовкой к нему учителя и, в частности,

мысленным проектированием его частей и деталей, отраженным в

конспекте урока. Однако по ходу урока возникает ряд конкретных

ситуаций, требующих оперативного и творческого их разрешения.

Конечный успех зависит от знаний педагога, его практического опыта и

мастерства. Деятельность учителя на уроке непосредственно определяет

качество его проведения. Отличительными признаками хорошо

проведенного урока будут: эмоциональный фон и четкая организация,

динамичность проведения и достаточно высокая моторная плотность,

использование многокомплектных снарядов и технических средств

обучения,

сочетание

интенсификации

учебного

процесса

и

дифференцированного подхода к учащимся, алгоритмизация процесса

обучения, рациональное применение словесных и наглядных методов

обучения, развитие физических качеств и решение воспитательных задач на

уроке.

Так, для повышения активности учеников, улучшения их

эмоционального состояния в подготовительной части урока учитель должен

разнообразить ОРУ, построения и перемещения, использовать следующие

приемы управления учащимися: применение различных сигналов,

самоподсчет занимающихся, выполнение комплексов ОРУ имитационным и

поточным методами, с музыкальным сопровождением, с рифмованными

текстами в младших классах. Младшеклассники активны, склонны к

образному мышлению, имитации действий. Весь урок с ними можно

провести в игровой форме путем решения последовательных задач

(например: “Прогулка в лесу”). Немаловажным фактором является и

красочное оформление мест занятий.

Для повышения общей интенсивности и моторной плотности

подготовительной части используется фронтальный метод организации

деятельности учащихся и дифференцированно групповой (раздельное

проведение подготовительной части занятия для юношей и девушек в

старших

классах).

Использование

специально-подготовительных

упражнений для профилированного врабатывания систем организма в

предстоящую

деятельность

(специальная

разминка)

повышает

интенсивность основной части урока.

Центральное место на уроке физической культуры занимает решение

образовательных задач. Строгая регламентация последовательности

выполнения учениками различных двигательных заданий, использование

подводящих и специально-подготовительных упражнений, вариантность

выполнения основного, программного упражнения и есть алгоритмизация

процесса обучения (составление программы действий). Немаловажное

значение при этом имеет образцовый показ упражнения, использование

словесных методов объяснения техники, замечаний и поощрения учащихся,

разбора и оценки их деятельности. В средних и старших классах учитель

должен научить детей самооценке и взаимооценке действий, что является

важным условием подготовки учеников к самостоятельным занятиям.

Основной формой организации учащихся в средних и старших классах

является групповая, т.е. разделение класса на группы (отделения), каждая из

которых имеет свое задание. Дифференцированный подход достигается при

наблюдении учителя и под непосредственным руководством его

помощников (командиров отделений), а также при индивидуализации

процесса обучения. Учитель должен видеть допускаемые учениками

ошибки и сразу исправлять их, внося коррективы в процесс обучения.

Достижение необходимого количества повторений (10-20 раз) при

разучивании и закреплении относительно простых физических упражнений

достигается фронтальной организацией деятельности учащихся -

использованием многокомплектных снарядов, акробатических дорожек,

большого числа мячей, предметов метания и т.п.

Рациональное

использование

учебного

времени

предполагает

заблаговременную подготовку мест занятий, расстановку и уборку снарядов

по ходу урока без специального выделения времени с помощью временно

освобожденных от занятий учеников. На уроке учитель сочетает

интегральный и избирательный способы при разучивании упражнения,

игровой и соревновательный методы - при его совершенствовании,

предупреждает возможность травмирования занимающихся. Наиболее

эффективно изучение действия при алгоритмизации процесса обучения

учителем физической культуры.

Все действия учителя и учеников на уроке должны быть целесообразны

и педагогически оправданы, т.е. направлены на решение образовательных и

воспитательных задач. К таким действиям относится рассказ и показ

упражнения, слушание и осмысливание учащимися, выполнение действий и

оценка их, расстановка снарядов, раздача и сбор инвентаря, отдых и др.

Педагогически неоправданные действия - это вынужденные простои в силу

низкой организации урока. Совокупность педагогически целесообразных

действий, выраженная в процентах по отношению ко всему учебному

времени, называют общей плотностью урока. Учитель должен стремиться к

обеспечению 100 % плотности.

Общая Сумма времени, затраченного рационально (с)

плотность = х 100 %

урока время урока (с)

Каждый урок физической культуры должен содействовать воспитанию

физических качеств учащихся. Этим частично достигается его

оздоровительная направленность. Регламентация деятельности заключается

в строгом дозировании нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей учеников. Физическая нагрузка - это суммарная величина

воздействия физических упражнений на организм. Малые нагрузки не

способствуют развитию физических качеств, слишком большие ведут к

функциональному сдвигу и могут нанести вред здоровью детей. Нагрузку

дозируют о б ъ е м о м (количеством повторений, длиной дистанции,

суммарным весом, количеством упражнений) и и н т е н с и в н о с т ь ю

(скорость,

частота,

мощность,

количество

высокоинтенсивных

упражнений). Действием нагрузки является реакция на нее организма.

Интегральный показатель нагрузки - частота сердечных сокращений (ЧСС).

Показателем работы низкой интенсивности является ЧСС 110-130 уд/мин,

средней интенсивности - 130-160 уд/мин, большой интенсивности - 160-180

уд/мин (для хорошо подготовленных - до 200 уд/мин). В процессе урока

учитель обеспечивает оптимальную физическую нагрузку, для этого он

контролирует ЧСС и индивидуальную реакцию учеников по внешним

признакам.

При избирательно направленном функциональном воздействии следует

вначале выполнять скоростные тренировочные упражнения, затем силовые.

Это правило не противоречит использованию отдельных силовых

упражнений для достижения эффекта ускоряющего последействия при

развитии скоростных способностей. В завершении воздействуют на

функциональные

свойства

организма,

лимитирующие

проявление

выносливости. При наличии в основной части урока упражнений

анаэробного и аэробного характера сначала развивают специальную

выносливость (силовую или скоростную в анаэробном режиме), а потом

общую (аэробную в условиях истинного или относительно устойчивого

состояния организма). Целенаправленное развитие координационных

способностей наиболее эффективно на оптимальном фоне центральной

нервной системы, т.е. в начале основной части урока.

Все педагогически оправданные действия на уроке необходимы.

Однако нагрузка определяется двигательной деятельностью учащихся на

уроке. Процентное отношение времени, которое тратится на выполнение

основных и других упражнений, к суммарным затратам времени в уроке

называют моторной плотностью.

Моторная Сумма времени двигательных действий (с)

плотность = х 100%

урока Время урока (с)

Моторная плотность характеризует общую интенсивность и является

одним из основных показателей урока и деятельности учителя физической

культуры. Величина моторной плотности урока должна гарантировать его

эффективность. Моторная плотность тренировочных уроков составляет 70-

80 % , а учебных - 50 % и ниже. Основные факторы, определяющие

моторную плотность:

- тип урока (постановка специфических задач);

- тематика урока (раздел учебной программы);

- наличие материальной базы и инвентаря;

- рациональное использование способов организации деятельности

учащихся и управления классом;

- использование дополнительных заданий и интенсификация

вспомогательных действий;

- краткость объяснений, замечаний, совмещение их с выполнением

упражнений.

Для определения плотности и нагрузки урока составляется протокол

хронометража и пульсометрии. С началом урока включается секундомер. В

протокол заносятся все действия по ходу урока и время окончания каждого

действия. Замеряется пульс среднеподготовленного ученика в начале урока,

через каждые 4 мин. и в конце урока. Результаты также заносятся в

протокол (можно замерять пульс после выполнения двигательных

действий). После урока подсчитывается длительность каждого действия и

данные разносятся в протокол по группам: двигательные действия,

вспомогательные

действия,

умственная

деятельность,

отдых,

нецелесообразная деятельность (простои). Полученные результаты

суммируются, определяется общая и моторная плотность урока и отдельных

его частей. На основании замеров ЧСС составляется протокол

пульсометрии, отражающий характер функциональных воздействий на

уроке.

уд/мин

0 4

мин

Педагогический анализ урока

Для всесторонней оценки педагогической деятельности учителя

физической культуры на уроке проводится п е д а г о г и ч е с к и й

а н а л и з у р о к а. Он позволяет оценить уровень решения поставленных

задач, увидеть сильные и слабые стороны урока. Анализ увиденного

позволяет сделать выводы прикладно-педагогического значения.

Педагогический анализ осуществляется по трем направлениям:

подготовка к уроку, организация урока, методика обучения. Обязательно

ведется хронометраж урока для регистрации затрат времени на каждый

составляющий компонент. В той же последовательности отмечаются

показатели качества и эффективности совершаемых на уроке действий,

применяемых средств и методов, а также имеющиеся недостатки.

Последующая обработка хронокарты и тщательный анализ совокупности

полученных

данных

повышает

качество

последующих

уроков,

способствует становлению педагогического мастерства учителя.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗ УРОКА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

I. ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К УРОКУ.

I. Наличие плана-конспекта. Оценка его содержания, правильность

постановки и формулировки задач урока.

2. Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря.

3. Личная подготовленность учителя к уроку.

4. Подготовка помощников (командиров отделений).

II. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.

I. Рациональное распределение времени урока по частям и видам

упражнений.

2. Разделение учащихся на подгруппы, команды.

3. Целесообразность выбранных форм размещения и способов

перестроения учащихся, рациональность использования площади зала,

площадки.

4. Целесообразность использования форм и способов выполнения

упражнений (фронтальный, групповой, поточный, круговой).

5. Подготовка оборудования и инвентаря, соблюдение правил

безопасности.

6. Моторная плотность урока.

7. Соответствие средств вводной части задачам основной части урока,

возрасту и подготовленности учащихся.

8. Выбор места проведения занятий.

9. Дисциплинированность учащихся.

10. Организация учащихся, освобожденных от занятий.

11. Завершение урока (своевременность построения, подведение

итогов, уход учащихся).

III. ОЦЕНКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ.

I. Знание терминологии и техники изучаемых упражнений, умение

показывать их.

2. Разнообразие и правильность использования словесного метода

обучения. Педагогический такт учителя.

3. Обеспечение наглядности на уроке.

4. Использование метода упражнений (строгий регламент, игровой,

соревновательный).

5. Использование карточек, дополнительных заданий.

6. Владение страховкой и умение оказать помощью при выполнении

упражнений.

7. Развитие физических качеств у учащихся (содержание упражнений,

дозировка, индивидуальные задания).

8. Характеристика нагрузки на уроке (объем, интенсивность,

соответствие возрасту и подготовленности учащихся, умение их

регулировать).

9. Взаимопомощь, самоконтроль и самооценка учащихся.

10. Эмоциональный фон и активность учащихся на уроке.

11. Задания для самостоятельных занятий.

Полученные результаты педагогического анализа обсуждаются

совместно с учителем, проводившим урок, намечаются пути повышения

качества работы и педагогического мастерства преподавателя. При

необходимости они доводятся до сведения администрации школы.

Наши рекомендации