Физическое воспитание в школе

План: Введение - Предмет “Физическая культура” в школе.

1. Характеристика школьных программ по физическому воспитанию.

2. Возрастная периодизация и задачи физического воспитания

школьников.

3. Возрастные особенности индивидуального развития и обучения

двигательным действиям.

4. Возрастные особенности воспитания физических качеств.

Физическое воспитание в школе является составным звеном системы

физвоспитания населения в нашей стране. При этом оно является наиболее

важным во всей системе, т.к. охватывает возраст с 6-7 до 17-18 лет - период

возрастного созревания и социального становления личности.

Физическое воспитание в школе введено в 1918 году с учреждением

при народном комиссариате просвещения школьно-гигиенического отдела,

одной из функций которого было физическое образование детей.

Физическое воспитание школьников является неотъемлемой частью учебно-

воспитательного процесса в школе; его место и роль определены

“Положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательной

школы” (1983 г.). Текущим регламентирующим документом является

периодически выпускаемый сборник приказов и инструкций “Вестник

образования” Министерства общего и специального образования России.

В соответствии с общими целями системы физвоспитания населения в

школьном возрасте должна быть создана основа физического совершенства

молодежи, которая в дальнейшем может поддерживаться или повышаться.

Предмет “Физическая культура” в школе направлен на получение широкого

физического образования (жизненно необходимых двигательных умений и

навыков и др.) и достижение базового уровня разностороннего развития

физических способностей (быстроты, силы, координации, выносливости и

др.). Поэтому физическое воспитание в школе называют еще базовым

воспитанием. Физическая культура является обязательным предметом

школьной программы.

Задачи, содержание и формы организации процесса воспитания

школьников, определены государственными “Программами физического

воспитания учащихся I- XI классов”.

Характеристика школьных программ

По физическому воспитанию

В настоящее время Министерством образования рекомендуется

несколько программ по физическому воспитанию:

- программа, основанная на одном из видов спорта (баскетбол);

- олимпийская программа (основы олимпийских знаний - начиная с 8-

го класса);

- комплексная программа;

- антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ).

Наиболее разработанной и реально осуществимой для большинства

школ является “Комплексная программа физического воспитания учащихся

I-XI классов”. Программа, основанная на углубленном изучении

спортивных игр, предполагает изучение баскетбола с 1-го и по 11-й класс

при обязательном соблюдении разностороннего физического развития

учащихся, выполнения ими требований и нормативов общей физической

подготовки.

Комплексная программа состоит из 3-х разделов: для младших (I-IV

кл.), средних (V- IX кл.) и старших (X-XI кл.) классов. Для каждой

возрастной группы школьников определены задачи физического

воспитания, показатели физической культуры выпускников начальной,

основной или средней школы (знания, двигательные умения, навыки и

способности), примерный ежедневный объем двигательной активности по

классам (2 часа в совокупности различных форм занятий). Каждый раздел

программы состоит из 4-х частей:

- часть I - “Уроки физической культуры”;

- часть II - “Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме

учебного и продленного дня”;

- часть III - “Внеклассная работа”;

- часть IV - “Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия”.

Программный материал уроков (часть I) состоит из двух частей:

базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовой части

необходимо и обязательно для каждого ученика. Она рассчитана на

адаптацию к жизни (обеспечение нормальной жизнедеятельности) и

эффективное осуществление трудовой деятельности в широком плане

(достижение

физической

готовности

к

полноценной

трудовой

деятельности).

Базовый

компонент

является

федеральным

(государственным) звеном программы, независимым от региональных,

национальных и индивидуальных особенностей ученика; базовая часть

составляет основу общегосударственного стандарта в сфере физической

культуры.

Базовая часть включает основы знаний (здоровье и здоровый образ

жизни, общие основы физической культуры и спорта, закаливание,

саморегуляцию и самоконтроль, гигиену) и способы двигательной

деятельности (двигательные умения, навыки и двигательные способности),

формирующиеся в процессе занятий на уроках физической культуры по

следующим разделам физического воспитания: гимнастике, легкой

атлетике, подвижным и спортивным играм, плаванию, лыжной подготовке,

элементам единоборств (для старшеклассников).

Вариативная часть программы определяется самой школой (по выбору

учителя и учащихся) с учетом региональных, национальных и местных

(материальной базы, культивируемых видов спорта) особенностей школы.

Примерное распределение учебного времени на различные виды

Наши рекомендации