Структура урока физической культуры
Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех
форм занятий. Структура - это рациональная взаимосвязь и соотношение
составляющих ее элементов. Под структурой урока понимают относительно
устойчивый
порядок
построения
каждого
отдельного
занятия.
Определенная последовательность и взаимосвязь частей и компонентов
урока
физической
культуры
обусловлены
биологическими
закономерностями функционирования организма. Определяющей для
структуры урока является логика развертывания учебно-воспитательного
процесса, которая предусматривает:
1) последовательность включения учащихся в познавательную
деятельность;
2) постепенное достижение необходимого уровня физической
работоспособности;
3) последовательное решение намеченных на данный урок
образовательных и воспитательных задач;
4) обеспечение послерабочего нормального состояния организма.
Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную,
основную и заключительную. Структура урока не ограничивается
трехкомпонентным построением, она характеризуется и определенным
построением каждой из составляющих ее частей. Продолжительность урока
- 45 мин., могут проводиться и сдвоенные уроки, например, по лыжной
подготовке.
П о д г о т о в и т е л ь н а я ч а с т ь урока направлена на достижение
оптимальной оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в
основной его части. Существенными факторами, определяющими
содержание и параметры подготовительной части являются:
- функциональное состояние занимающихся;
- необходимая величина и направленность его изменения.
В подготовительной части происходит организация учеников, их
психологический настрой на сознательное и активное выполнение
упражнений, функциональная подготовка организма к более высоким
нагрузкам основной части. Подготовительная часть может носить не только
вспомогательный характер, но и решать образовательные задачи (т.е. иметь
самостоятельное значение): изучение строевых упражнений, развитие силы
при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами и др.
Продолжительность подготовительной части - 8-15 мин. (I кл.- до 25 мин.).
Компоненты структуры:
- построение (в I-3 кл. строит учитель);
- рапорт (с IV класса), сообщение задач урока;
- проверка внешнего вида (возможно и присутствия по журналу).
Продолжительность 2-3 минуты.
- строевые упражнения на месте (концентрируют внимание,
формируют осанку);
- упражнения в ходьбе (в том числе фигурная маршировка на
гимнастике, танцевальные шаги, строевые упражнения в движении);
- бег различными способами и передвижение прыжками.
Продолжительность 3-4 минуты.
- ОРУ (в средних и старших классах использование подводящих или
подготовительных упражнений повышает интенсивность урока).
Следовательно, разминка может носить общий характер или состоять
из 2-х частей при занятии тренировочного характера, как и при занятиях
спортом. Построение занимающихся зависит от количества учеников,
размеров зала. Комплекс ОРУ выполняется в парах, шеренгах, разомкнутых
колоннах, по кругу. Число ОРУ от 6-8 - до 10-20 (в зависимости от времени,
сложности упражнения, способа проведения - раздельный или поточный);
каждое ОРУ повторяется 6-12 раз.
Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на
правильное сочетание дыхания и осанку.
Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается
разнообразием упражнений и способов их выполнения (упражнения в
движении взявшись за руки, в колонне положив руки на плечи или талию
впереди стоящего, игровым методом, под периодический подсчет
учениками вслух, соревнуясь, чья колонна лучше), музыкальным
сопровождением, четкими командами и образцовым показом упражнений
учителем.
Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание
организма в предстоящую деятельность. Эффективность специальной
разминки определяется оперативной готовностью занимающихся к
результативному выполнению следующих за ней основных упражнений.
Развернутая и глубоко избирательная разминка необходима, если основная
часть начинается выполнением высокоинтенсивных и координационно-
сложных физических упражнений.
О с н о в н а я ч а с т ь урока определяет его содержание и занимает
преобладающую временную долю: - 2/3 отведенного времени (30 мин. при
45-минутном уроке). Задачами основной части урока являются:
- формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний
по выполнению программных физических упражнений;
- воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями;
- воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение
упражнений, нормативных требований и нормальную жизнедеятельность
организма;
- содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию
учащихся.
Различают 2 типа структуры основной части урока:
1) гомогенная (однородная) структура в предметном уроке -
используются упражнения одного раздела урочного материала школьной
программы по физическому воспитанию;
2) гетерогенная (разнородная) структура комплексного урока, при
которой используются упражнения из разных разделов школьной
программы.
Подбор физических упражнений при комплексном уроке должен
оказывать разностороннее воздействие на организм; последовательность их
выполнения должна основываться на положительном переносе (исключить
отрицательный перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад
или прыжок в длину - в высоту).
В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные
упражнения, т.к. они требуют повышенного внимания и напряжения
психомоторных функций. Затем закрепляются и совершенствуются ранее
изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если
занятие направлено на избирательное воспитание физических качеств, то
сначала развивают ловкость и быстроту, затем - гибкость, силу и в конце -
выносливость.
Количество повторений выполнения упражнений зависит от
индивидуальных особенностей учащихся, материальной оснащенности
урока, методов организации и управления учащимися. Каждое упражнение
должно выполняться не менее 4-6 раз.
Эмоциональный фон и активность учащихся достигается правильной
организацией, разнообразием используемых форм и методических приемов.
Особенно способствует применение соревновательного метода между
отделениями: на более быстрое овладение упражнением, на чистоту
выполнения, на количество раз и т.п. Надо помнить и о психологическом
факторе: трудность упражнения должна быть преодолима для индивидуума.
Комплексирование учебного материала значительно повышает
эмоциональный фон, проведение их более сложно, чем тематических
уроков. Повышает интерес к занятиям проведение эстафет, использование
тренажеров, у девушек - ритмической гимнастики, элементов
художественной гимнастики.
З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь урока имеет восстановительную
направленность. Активный отдых, переключение на другую деятельность,
не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функциональной
активности занимающихся. Продолжительность заключительной части 3-5
мин.: в младших классах - 5 мин., в старших - 3 мин.
Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на
дыхание, на внимание, не связанные с интенсивными нагрузками,
танцевальные элементы.
Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее
задание. Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно
должно быть доступным, без опасности травматизма. Домашнее задание
может быть направлено на закрепление пройденного материала, развитие
физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в
физическом развитии, может содействовать активному и здоровому отдыху
(подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам), соблюдение
объема двигательной активности.