Средства и методы контроля на уроке

Физической культуры

Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная

деятельность. Она контролируется по трем направлениям:

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

- воспитание физических качеств;

- изменение состояния организма.

Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в

проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся.

П р о в е р к а и о ц е н к а д в и г а т е л ь н ы х у м е н и й и н а в ы-

к о в, п о л у ч е н н ы х н а у р о к а х.

Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме

изучаемых требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения.

Средством контроля являются изучаемые физические упражнения. На этапе

разучивания техника упражнений может проверяться также посредством

выполнения отдельных элементов или структурно схожих подводящих

упражнений, выполняемых в облегченных условиях. На этапе углубленного

разучивания контролируется техника навыка в стандартных условиях

выполнения. На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка)

техника оценивается в изменяющихся условиях, во взаимосвязи с

количественными

результатами

(при

значительных

физических

напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных

условиях.

Степень освоения двигательных действий определяется по 5-балльной

системе с учетом характера и количества ошибок:

“5”- упражнение выполнено правильно, свободно и точно;

“4”- упражнение выполнено слитно, но было допущено до 2-х

незначительных ошибок (связанных с неточным выполнением техники);

“3”- упражнение выполнено с 3-мя незначительными или одной

значительной ошибкой (ведущей к искажению основ техники);

“2”- упражнение выполнено с искажениями основ техники;

“I”- упражнение не выполнено полностью или отказ от выполнения.

Оценка производится визуально.

П р о в е р к а и о ц е н к а у р о в н я р а з в и т и я ф и з и ч е с к и х

к а ч е с т в.

Основным средством определения уровня развития качеств являются

физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры,

тренажеры. Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2

группы:

1) ФУ, входящие в содержание программы и поддающиеся

стандартизации;

2) ФУ для контроля тех физических качеств, которые не могут быть

определены упражнениями I-й группы (прыжок в длину или в высоту с

места).

Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для

повышения объективности оценки данного качества лучше использовать

одно ФУ. Чаще следует проверять те физические качества, которые в

большей мере изменяются. В течение четверти целесообразно ежемесячно

контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а

специфичные - на стыке с последующим разделом.

Требования к тестам:

- простота (по биомеханической структуре);

- оперативность (min времени на выполнение и обработку);

- надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном

тестировании)

- информативность (“валидность” - достаточная степень точности

измеряемого качества);

- стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое

время).

Тесты, как правило, органически связаны с содержанием урока.

Методика контроля обеспечивает объективность результатов. Основной

метод контроля ФУ у учеников - соревновательный (проведение

контрольных испытаний). Могут применяться и другие методы

(динамометрия, градуирование).

Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего,

этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы

позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем

периоде.

К о н т р о л ь ф у н к ц и о н а л ь н о г о с о с т о я н и я

у ч а щ и х с я.

Контроль

динамики

функциональных

сдвигов

в

организме

занимающихся учитель проводит по ряду частных и комплексных

признаков. Он включает:

1) контроль внешних объективных признаков состояния учеников,

выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем

виде. Методы контроля - общепедагогические, визуальные;

2) самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения,

готовности к действию). Методы контроля - общепедагогические, словесно-

описательные;

3) контроль динамики функционального состояния по интегральному

показателю - величине ЧСС.

По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного

состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий.

В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной

деятельности - физкультурный самоконтроль. Частично его затронули,

говоря о самооценке состояния занимающихся, но содержание его гораздо

шире и охватывает не только урок. При объективном проведении

физкультурный самоконтроль служит источником информации для

педагогического контроля. В процессе занятий ФУ он включает также:

контролирование своих движений и “прочувствование” двигательных

действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных

занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой

контроля и условием его эффективности.

В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть

ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего

самочувствия. Он является источником информации для педагогического

контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета

данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь

требует от занимающихся определенного минимума специально-

образовательных знаний, умений и навыков.

В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают:

- общее самочувствие;

- характер сна;

- степень утомляемости;

- желание заниматься ФК и С;

- физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их

выполнения);

- реакцию организма (преимущественно по ЧСС);

- еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных

занятий.

В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра:

вес и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая

сила, тесты ОФП:

- бег на короткие дистанции (30-100 м);

- бег на длинные дистанции (1-3 км);

- силовые упражнения (подтягивание или сгибание-разгибание рук в

упоре);

- прыжок в длину с места.

Необходимым

методическим

условием

высокого

качества

самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных

оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального

состояния в зависимости от особенностей режима жизни. Сравнение данных

поэтапного контроля позволяет сделать вывод о состоянии здоровья и

уровне физической подготовленности. Самоконтроль является и фактором

самовоспитания личностных качеств.

Вышеизложенное

позволяет

рассматривать

физкультурный

самоконтроль как компонент системы контроля в ФВ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Сущность и требования, предъявляемые к контролю.

Основные аспекты контроля в физическом воспитании.

Виды педагогического контроля и их сущность.

Контроль обучения на уроке физической культуры.

Методика оценки физических качеств учащихся.

Оценка функционального состояния учеников на уроках по внешним

признакам.

Физкультурный самоконтроль.

Тема 9

Наши рекомендации