Физиологическая основа обучения двигательным
Действиям
Ее составляют механизмы условной рефлекторной деятельности,
подробно рассмотренные И.М.Сеченовым и И.И.Павловым. Произвольные
движения формируются за счет временных связей, с помощью которых
регулируется выполнение мышцами двигательного акта. Процесс
формирования двигательного навыка можно условно разделить на 3
физиологические фазы, связанные с многократным повторением действия.
I- а я ф а з а характеризуется широкой иррадиацией и последующей
генерализацией возбудительных процессов в коре больших полушарий
головного мозга при первоначальном обучении. Действие сопровождается
неточными, неуверенными и часто ненужными движениями.
2- а я ф а з а - концентрация процессов возбуждения в центральной
нервной системе; иррадиация ограничивается развитием тормозных
процессов (процессы возбуждения уточняются по времени и в
пространстве). Лишние движения устраняются, действие выполняется
скованно, с напряжением. Начинает образовываться динамический
стереотип.
3- я ф а з а характеризуется завершением становления “динамического
стереотипа”. (Динамический стереотип - устойчивая, сложная, подвижная
система условных рефлексов). Двигательный навык приобретает все
характерные для него черты: автоматизированное управление движениями,
слитность
движений,
надежность
действия.
Таким
образом,
физиологической основой двигательного навыка является динамический
стереотип - функциональное образование (но не морфологическое), которое
по наследству не передается.
Однако
сложившийся
динамический
стереотип
обеспечивает
выполнение двигательного действия в стандартных условиях, в
неожиданных ситуациях он будет консервативным. Для достижения
гибкости (вариативности) двигательного навыка необходимо формирование
дополнительных функциональных систем для различных условий, которые,
закрепляясь, переходят в динамические стереотипы.
Физиологические фазы формирования двигательного навыка -
биологические процессы, происходящие в организме при выполнении
действий. Знание их позволит преподавателю-тренеру осуществить более
эффективный подбор средств и методов обучения, тем самым добиться
быстрого формирования двигательного навыка. Двигательных навыков
много, а звеньев внутренней структуры ограниченное число. Поэтому
отдельные звенья могут использоваться в других навыках.
Перенос навыков
Формирование различных навыков взаимообусловлено и сопряжено.
Эффективность обучения зависит от взаимодействия приобретенных и
осваиваемых навыков- п е р е н о с а. Различают положительный и
отрицательный переносы двигательных навыков. Положительный перенос
существенно облегчает обучение двигательному действию. В основе
положительного переноса лежит структурное сходство имеющихся и
формируемых двигательных навыков. В процессе обучения новому
действию используются структурно схожие элементы из имеющегося
двигательного опыта (базовые элементы в гимнастике).
Существующее явление положительного переноса реализуется в
практике
за
счет
преемственности
физических
упражнений.
Последовательность обучения различным движениям осуществляется в
такой последовательности, чтобы освоение одних упражнений создавало
благоприятные предпосылки для последующих (все подводящие
упражнения обеспечивают преемственность).
Отрицательный перенос усложняет и замедляет процесс формирования
двигательного навыка. Чаще всего он происходит, когда изучаемые
действия имеют сходные подготовительные части и разные основные. При
отрицательном переносе играют роль не сходства, а различия в технике
действия. В практике, если отрицательный перенос однонаправлен, то
первым изучают то действие, на которое отрицательно влияет другое.
Однако если 2 взаимоисключающих двигательных навыка сформированы,
то возможно их использование в одном занятии с целью их дальнейшего
совершенствования (прыжок с разбега в длину и высоту).
Характер взаимодействия двигательных действий следует учитывать
при планировании последовательности их изучения (при составлении
графиков прохождения учебного материала), классификации изучаемых
групп упражнений. Необходимо добиваться использования положительного
переноса и ограничения эффекта отрицательного переноса.