Специфические методы физического воспитания
Методы, применяемые только в процессе физического воспитания,
называются специфическими; их также называют методами практического
упражнения. Практические методы в ФВ занимают особое место, т.к.
посредством их обучают двигательным действиям и совершенствуют
функциональные способности организма.
В настоящий период ТМФВ принято выделять: методы строгой
регламентации упражнения :
- игровой метод упражнения;
- соревновательный метод упражнения.
М е т о д ы с т р о г о г о ре г л а м е н т и р о в а н и я
у п р а ж н е н и я (СРУ ).
Суть их состоит в том, что твердо определена программа движений и
точно дозируется нагрузка. Использование этих методов предусматривает:
- выполнение упражнений в строго заданной форме;
- избирательное воздействие упражнений на различные части тела;
- строгое дозирование нагрузки и управление ее динамикой в ходе
упражнения;
- избирательное развитие не только отдельных качеств, но и их
компонентов;
- обеспечение индивидуализации в обучении.
Методы СРУ позволяют изучать двигательное действие любой
сложности и развивать физические качества до возможных пределов.
Условно их разделяют на 2 группы:
1) преимущественно направленные на воспитание физических качеств;
2) методы обучения двигательным действиям.
1. Методы воспитания физических качеств.
Классифицируют по составу компонентов и способу развертывания
нагрузки. Классификация проведена по объему, интенсивности и
направленности нагрузки. В непрерывном (однократном, длительном)
упражнении регламентируется только работа. Если в ходе работы меняется
только ее длительность - равномерный метод непрерывного упражнения;
если
длительность
и
интенсивность
(используется
комплекс
разнонаправленных ФУ) - круговой метод.
В повторном упражнении регламентируется число повторений (пр.:
равномерный - число повторений элемента, рывков штанги, бросков
партнера; переменный - повторное пробегание или проплывание отрезка с
разной интенсивностью; круговой - количество кругов). Отдых не
регламентируется : полный или экстремальный.
В интервальном методе регламентируются работа, повторение и отдых.
Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и
отдыха :
- р а в н о м е р н ы й метод упражнения - гребля, бег, плавание с
постоянной скоростью (стандартная по ходу упражнения нагрузка) или
стандартно-повторный (повторное пробегание отрезков с постоянной
скоростью или поднимание штанги одного и того же веса) - нагрузка
повышается пропорционально продолжительности работы. Организм
адаптируется к большим объемам и воспитывается выносливость.
Разновидность равномерного метода – повторное упражнение с
интервалами отдыха (стандартно-интервальный: пробегание отрезков с
околопредельной скоростью и полным интервалом отдыха перед
повторением). В серийно-повторном упражнении интервалами отдыха
разделяют серии (3 подхода 4 х 65 кг);
- п е р е м е н н ы е (вариативные) упражнения с переменной нагрузкой
по ходу работы. Выполняются с изменением параметров движения - темпа,
скорости, длительности, со сменой способа выполнения действий,
варьирования интервалов отдыха, изменения внешних условий выполнения
действий, усложнением или облегчением. Общая направленность методов
переменного упражнения - стимулирование роста функциональных
возможностей организма.
Метод переменного непрерывного упражнения: непрерывный бег с
изменением скорости, кроссовый бег на местности. Частным примером
этого метода является выполнение гимнастических и акробатических
комбинаций, в прыжках на батуте - переменным фактором будут разные по
структурной сложности элементы.
В практике большое распространение находят методы переменного
интервального упражнения, в которых нагрузка изменяется после каждого
интервала отдыха. Варианты этого метода:
- интервальное упражнение с прогрессирующей нагрузкой: пробегание
дистанции с возрастанием скорости на каждом отрезке или однократное
поднимание штанги с возрастанием веса в каждом подходе. Интервалы
отдыха при этом полные или экстремальные, т.к. предъявляются
повышенные требования к функциональным возможностям;
- интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью:
пробегание дистанции с ускорениями или поднимание штанги разного веса
в каждом подходе. Тем самым совершенствуются центральные механизмы
нервно-мышечной координации и быстрота переключения на разные
функциональные уровни;
- метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой:
800 + 400 + 200 + 100 м с сокращенными интервалами отдыха. Позволяет
сохранить высокую интенсивность при сравнительно больших объемах
работы;
- и н т е р в а л ь н ы й метод упражнения предусматривает
дозирование интервалов отдыха (> жесткие интервалы). Происходит
специализированное
воздействие
и
проявление
функциональных
возможностей, развивают специальную выносливость;
- к о м б и н и р о в а н н ы е методы упражнения используются в
практике чаще, чем методы равномерного и переменного упражнения. В
них сочетается стандартная и переменная нагрузки, а также варьируется
величина отдыха; все это позволяет более точно регламентировать нагрузку
и гибко ее изменять. Основные варианты комбинированного упражнения:
- метод повторно-переменного упражнения: многократное повторение
комбинации 2-х различных нагрузок (200 м быстрого - 100 м спокойного
бега). Он позволяет достигать больших объемов высокоинтенсивных
нагрузок;
- метод повторно-прогрессирующего упражнения (6х70 + 4х75 + 2х80
кг). Стандартное повторение нагрузки чередуется с нарастанием ее после
интервала отдыха. Этот метод уступает переменному прогрессирующему
упражнению по абсолютной величине силовых и скоростных проявлений,
зато достигается большой объем нагрузки и создается лучшая база для
функциональных и морфологических перестроек;
- метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха:
разновидность интервального стандартно-повторного упражнения, но с
сокращением интервалов отдыха (повторное пробегание 200 м с постоянной
скоростью и сокращением интервала отдыха после каждого пробегания).
Происходят направленные функциональные сдвиги в организме (в
частности, увеличение наличия молочной кислоты в крови), воспитывается
специальная выносливость.
Отдельно можно выделить метод комбинированного упражнения при
комплексном содержании занятий - “к р у г о в а я т р е н и р о в к а”.
Основу тренировки составляет повторение разнонаправленных физических
упражнений, объединенных в комплекс. На каждой учебной точке -
“станции” - выполняется физическое упражнение, указанное количество раз
( 8-10 раз).
В круг включают и 1-2 упражнения общего воздействия. Лучше, если
количество повторений определяется индивидуально I/3; I/2; 2/3 ПМ
(предельно доступное число повторений). Дозируется время прохождения
круга (в занятии I-3 круга), интервалы отдыха между станциями, количество
повторений. Варианты круговой тренировки:
- метод длительного непрерывного упражнения (преимущественно
направлен на воспитание общей выносливости);
- метод интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха
(направлен на воспитание скоростной и силовой выносливости);
- метод интервального упражнения с полными интервалами отдыха
(челночный бег, серийное выжимание штанги с незначительным весом и
максимальной частотой) воспитывает скоростные и силовые способности в
сочетании с другими компонентами физической работоспособности.
Смена вида деятельности вызывает положительные эмоции у
занимающихся и способствует поддержанию высокой работоспособности.
Все
вышеперечисленные
методы
выполнения
упражнений
преимущественно направлены на воспитание физических качеств, однако
при осуществлении физической работы происходит и совершенствование
изученных физических упражнений.
2. Методы обучения двигательным действиям.
Основаны на регулировании состава и порядка выполнения активных
двигательных действий. Сущность методики обучения заключается при
этом в модифицированном повторении упражнений, отборе и освоении
рациональных форм и способов их выполнения. Различают целостный
(интегральный) и аналитический (избирательный) подходы в обучении в
зависимости от сложности структуры и техники двигательного действия.
Метод ц е л о с т н о г о упражнения заключается в многократном
повторении действия полностью. При начальном обучении простым
упражнениям или невозможности их расчленения без резкого искажения
техники также используется данный метод. При обучении сложным
действиям используют “подводящие” упражнения: структурно схожие и
позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме.
Применяют методические приемы, облегчающие выполнение упражнения:
разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и
облегчение внешних условий и др.
Целостный, интегральный подход применяют при совершенствовании
техники действий. Повторное целостное выполнение действия может быть
направлено на последовательную отработку его частей или деталей. Для
закрепления двигательного навыка оно может выполняться в условиях
неблагоприятного состояния организма. Варианты данного метода:
- метод сопряженного воздействия (дополнительные отягощения без
искажения техники двигательного действия способствуют ускоренному
развитию скоростно-силовых способностей);
- вариативный метод (совершенствование навыка в различных
условиях
вырабатывает
способность
к
изменению
технических
характеристик движений, то есть достигается вариатизация техники).
Преимущества данного метода - сохранение структуры и ритма
действия, недостатки - более быстрая утомляемость при разучивании и
большая вероятность ошибок и искажений.
Метод р а с ч л е н е н н о - к о н с т р у к т и в н о г о упражнения
заключается в обучении двигательному действию по частям (элементам) с
последующим их объединением в целое. Чаще этот метод используется при
изучении
упражнения,
особенно
координационно-сложного.
Его
положительные стороны: акцентирование внимания занимающихся на
отдельных частях и большая возможность предупреждения ошибок,
меньшая утомляемость и соответственно, более высокая работоспособность,
сокращение сроков изучения. Недостатки метода: частичное нарушение
характеристик движения и ритма в целом. Целесообразно обучение
отдельным частям двигательных действий ограничивать двигательным
умением, не доводя до навыка.
Методами частично регламентируемого упражнения считаются
игровой и соревновательный. Применение данных методов позволяет
комплексно развивать физические качества и совершенствовать
двигательные действия.
И г р о в о й метод упражнения - сюжетная организация действия, т.е.
его сущность состоит в том, что деятельность организуется на основе
содержания и правил игры. П.Ф.Лесгафт придавал игре наибольшее
значение как средству подготовки детей к жизни: в процессе ее происходит
физическое и психическое развитие детей в младших классах. Игра как
метод может реализоваться не только в виде спортивных или подвижных
игр, это понятие шире. Можно провести весь урок под девизом: “Прогулка в
лесу”, в ходе которого младшеклассники могут выполнять согласно плану и
задумкам учителя самые разнообразные двигательные действия.
Наиболее характерные черты игрового метода:
- повышенный эмоциональный фон двигательной деятельности;
- многообразие двигательных задач и комплексный характер
деятельности;
- самостоятельность в выборе средств и способов решения
возникающих задач, высокие требования, предъявляемые к находчивости и
инициативе занимающихся;
- моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде
взаимопомощи и соперничества.
К недостаткам данного метода следует отнести вероятностное
программирование действий и ограниченные возможности точного
дозирования нагрузки. Получаемая занимающимися нагрузка зависит от
активности играющих.
С о р е в н о в а т е л ь н ы й метод упражнения заключается в
соперничестве в условиях унификации действий, порядка борьбы и оценки
достижений (в отличие от игрового метода, где имеется сюжетное
содержание). Соревнование является наиболее ярким выражением
соревновательного метода и стимулирования занимающихся активной
двигательной деятельностью. В то же время соревновательный метод имеет
более широкую сферу применения и может использоваться при любой
форме организации занятий (весь урок ФВ в школе от построения до выхода
из зала можно провести с использованием соревновательного метода).
Обязательным условием применения соревновательного метода в
выполнении конкретных ФУ должна быть подготовленность занимающихся
к ним. Например, единоборство и командное соперничество.
Наиболее характерные черты метода:
- высокий эмоциональный фон двигательной деятельности;
- максимальное проявление двигательных способностей и выведение
организма на новый уровень функциональной подготовленности;
- выявление уровня владения двигательными действиями;
- содействие воспитанию волевых качеств личности.
При этом следует отметить, что соревновательный метод упражнения
ограничивает
возможность
точного
дозирования
нагрузки
и
непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
Соревновательный метод занимает промежуточное положение между
игровым методом упражнения и методами строго регламентированного
упражнения. Если соревнуются в играх, то игровой и соревновательный
метод совпадают.