Типологическая характеристика методов
Методы - это способы решения педагогических задач. Они основаны на
обобщении опыта физического воспитания и результатов научных
исследований его закономерностей. Методы отличаются друг от друга
направленностью, составом и способом развертывания процесса
упражнения.
По направленности различают:
- методы воспитания физических качеств и активизации физического
состояния организма. Они основаны на регулировании режима
деятельности (чередование нагрузки и отдыха);
- методы обучения движениям и освоения культуры двигательной
деятельности. Они основаны на регулировании состава и порядка
выполнения двигательных действий;
- методы формирования психических и социальных (общественных)
качеств личности. Они основаны на регулировании сенсорно-
интеллектуальных и эмоционально-нравственных отношений, связанных с
активной двигательной деятельностью.
Далее методы могут разделяться на группы: I группа - методы развития
силы; 2 группа – быстроты; 3 группа - выносливости и др.
По составу различают:
- сенсорно-информационные методы. Они включают восприятие и
отработку информации об упражнении (словесное, наглядное и рецепторное
воздействие);
- методы практического упражнения. Они включают неоднократное
выполнение двигательных действий (моторное воздействие);
- методы физиологического и психологического воздействия.
Физиологические методы (массаж, электростимуляция, механотерапия и
др.)
используются
для
активизации
метаболических
процессов.
Психологические методы (мотивационные, аутогенно-идеомоторного и
ситуационного воздействия) применяют для управления эмоциональным
состоянием занимающихся.
Сенсорно-информационные методы больше используются при
обучении движениям. Главное место в процессе ФВ принадлежит методам
практического упражнения: многократное повторение двигательных
действий активизирует жизненные процессы индивидуума.
По способу развертывания процесса упражнения различают
исторически сложившиеся формы применения упражнения.
1. Невольные или стихийные упражнения, возникающие в процессе
жизнедеятельности (пробежать за автобусом, передвинуть мебель и др.).
Воздействие на индивидуальное развитие происходит через случайные
модификации движений и не имеет результата.
2. Игровые упражнения: моделирование ситуаций в играх или прямые
имитации двигательных действий. Воздействие на человека более
направленно (первобытное общество), но недостаточно, трудно поддается
контролю и регламентации.
3. Естественно-прикладные упражнения были направлены на освоение
важных для жизни видов двигательной деятельности и воспитание
необходимых для этого способностей (феодальное общество). Воздействие
приобретает концентрированный характер, появляется возможность
программирования и контроля упражнения.
4. Аналитические упражнения предполагают расчленение движений на
составные элементы и конструирование абстрактных двигательных
действий (капиталистическое общество). Воздействие точно направлено на
совершенствование отдельных органов и функций. Появляется возможность
алгоритмизации процесса упражнения.
5. Соревновательные упражнения (спорт) моделируют систему
отношений между человеком и активной двигательной деятельностью в
условиях мобилизации на достижение максимального результата.
Воздействие охватывает всю сферу проявлений личности: воздействие на
организм является системным, но однонаправленным в соответствии с
избранным видом двигательной деятельности. Контроль и регламентация
процесса упражнения затруднены из-за высокой эмоциональной
напряженности спортсменов.
6. Комплексные упражнения и многоборья оказывают интегральное
воздействие и способствуют воспитанию совокупности способностей.
Доступны все формы контроля и регламентации упражнения.
На основе исторически сложившихся форм упражнения и разработаны
современные методы ФВ:
- строго регламентированного упражнения (I, 3,6);
- игровой метод (2);
- соревновательный метод (5,6).