Вспомогательные средства физического воспитания
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы дополняют
ФУ как средства ФВ. Природные факторы (солнечная радиация, воздушная
и водная среда) укрепляют здоровье, закаливают и повышают
работоспособность.
Значительные изменения в естественной среде ведут к необратимым
изменениям в организме: биохимическим, функциональным, психическим.
Именно поэтому в современном мире все большую поддержку находит
экологическое движение, направленное на сохранение окружающей среды.
В процессе ФВ естественные силы природы используются по 2
направлениям:
1) самостоятельно - при организации специальных процедур
(солнечные, воздушные ванны). В этом случае они дозируются и становятся
формой активного отдыха: в санаториях и профилакториях, лечебницах, в
ходе трудового дня, в дошкольном ФВ;
2) сопутствующие факторы при выполнении ФУ усиливают
эффективность их воздействие на организм.
Закаливание необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В
детстве оно способствует повышению устойчивости организма к
простудным и инфекционным заболеваниям, а взрослый организм
становится более устойчивым к неблагоприятным воздействиям среды и
труда, более работоспособным. Систематическое закаливание является и
фактором самовоспитания (дисциплинированности, воли и др.)
В практике спортивной тренировки использование естественных сил
природы способствует расширению функциональных возможностей
организма (так, выполнение упражнений на выносливость в местности,
богатой кислородом, повышает аэробные возможности организма).
Гигиенические факторы также носят оздоровительную направленность.
Они включают личную и общественную гигиену и реализуются при
соблюдении необходимых гигиенических и санитарных норм. Условно их
можно разделить на нормы, обеспечивающие условия для занятий ФУ
(питание, быт, отдых, труд, учеба), и непосредственно используемые в
процессе физического воспитания (режим нагрузок и отдыха, питание на
марафонских дистанциях, соблюдение санитарных норм в местах занятий,
восстановительные процедуры после выполнения упражнений: баня,
массаж, ультрафиолетовое облучение и др.).
Только в частных случаях они могут становиться средствами
физического воспитания (ППФП; при большом весе изменение режима
питания влияет на формы и функции организма, т.е. улучшает физическое
развитие). Правильный режим жизни не только сохраняет и укрепляет
здоровье, но и поддерживает умственную и физическую работоспособность
человека.
Некоторые авторы к вспомогательным средствам относят технические
средства: тренажеры, оборудование и инвентарь, аппаратуру. Тренажеры
позволяют смоделировать воздействие на организм в процессе двигательной
деятельности или отдельные действия.
Инвентарь и оборудование существенно влияют на технику и
эффективность ФУ. В спортивной деятельности они могут оказывать
значительное воздействие на конечный результат (бамбуковый -
эластичный шест при прыжках в высоту; гаревое - тартановое покрытие
беговой дорожки; акробатическая дорожка рейтерского типа и др.).
Аппаратура срочной информации, светолидер в легкой атлетике,
киносъемка, телекамера способствуют эффективности процесса спортивной
тренировки.
Знание полного объема средств физического воспитания и их
характеристик
позволяет
преподавателю-тренеру
комплексно
их
использовать в соответствии с поставленными задачами, отбирать наиболее
эффективные ФУ, применять имеющиеся педагогические классификации и
разрабатывать новые системы физических упражнений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Средства физического воспитания. Общая характеристика.
2. Физические упражнения - основное средство физического
воспитания:
- определение понятия;
- содержание и форма ФУ.
3. Техника физических упражнений:
- определение и разновидности;
- компоненты техники.
4. Технические характеристики:
- кинематические характеристики движений;
- динамические характеристики движений;
- ритмические характеристики.
5. Классификация физических упражнений.
6. Вспомогательные средства физического воспитания:
- естественно средовые факторы;
- гигиенические факторы;
- технические средства.
Тема 3