Средства физического воспитания
План: Введение - Общая характеристика средств физического
воспитания.
1. Физические упражнения - основное средство физического
воспитания.
2. Классификация физических упражнений.
3. Структура системы движений. Технические характеристики
движений.
4. Педагогическое значение физических упражнений.
5. Вспомогательные средства физического воспитания.
В физическом воспитании используют как общепедагогические
средства, так и специальные. К специальным средствам относят три
группы:
- физические упражнения;
- естественно средовые факторы;
- гигиенические факторы.
В предлагаемую группировку средств положены преимущественно
функциональные возможности каждого средства. Физическая культура не
должна использовать только физические упражнения. Она должна включать
общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных
сил природы, правильный режим труда и отдыха. Физические упражнения
относятся к основным средствам, т.к. они оказывают разностороннее
воздействие, позволяют решать все задачи физического воспитания.
Естественные силы природы и гигиенические факторы такими
возможностями не обладают, поэтому их считают дополнительными
средствами.
Физические упражнения - основное средство
Физического воспитания
Под ФУ понимаются двигательные действия человека, используемые
для решения задач физического воспитания с учетом его закономерностей.
Говоря о сущности ФУ (с точки зрения ФВ), можно назвать их
элементарной клеточкой и основной структурной единицей практики ФВ.
Физическим упражнением может быть двигательная деятельность,
двигательное действие, произвольное движение.
Двигательная деятельность человека складывается из системы
двигательных действий, объединенных единой целью. Двигательным
действием
называют
целенаправленное
проявление
двигательной
активности (двигательный акт) человека, направленное на решение
конкретной задачи. Например, игровая деятельность (игра в ручной мяч,
баскетбол, футбол и др.) имеет цель выиграть, победить соперника. Для
достижения этой цели применяются многие двигательные действия: ведение
мяча, передача, броски по воротам, в кольцо и др. Эти действия (приемы)
решают конкретные задачи в зависимости от условий: обвести партнера,
разыграть комбинацию, забросить мяч в ворота и т.д.
Двигательное действие формируется на основе имеющегося
двигательного опыта и состоит из определенной системы движений.
Движения - это материальная функция организма. Для физвоспитания
имеют значение произвольные, управляемые движения (в отличие от
врожденных, безусловно-рефлекторных). Отдельное движение рук, ног,
туловища является составным элементом двигательного действия. В
результате выполнения отдельных, связанных между собой движений
осуществляется двигательное действие: прыжок, бросок партнера,
гимнастическая комбинация, ведение мяча и т.д. Движения на точность и
согласование также являются физическими упражнениями.
Итак, речь идет о следующей схеме: движение - двигательное действие
- двигательная деятельность. Исходя из вышеизложенного, ФУ можно
определить как двигательное действие, созданное и применяемое для
физического совершенствования человека.
Следовательно, не каждое двигательное действие или деятельность
можно назвать ФУ. Трудовая, бытовая деятельность не относится к
физическим упражнениям, т.к. используемые в ней двигательные действия
направлены на создание материальных ценностей или на обеспечение
бытовых условий жизни (ходьба в магазин за покупками, приготовление
пищи и т.п.). Хотя многие двигательные действия, возникшие в сфере быта
и труда (ходьба, метание, плавание, преодоление препятствий, поднимание
тяжестей и т. д.), видоизменялись и, приобретая рациональные формы,
становились средствами физического воспитания (спортивная и
дозированная ходьба, метание диска и толкание ядра, различные стили
плавания, тяжелая атлетика и разновидности борьбы).
Некоторые виды физической работы также могут быть использованы в
качестве ФУ, если их режим подчинен закономерностям ФВ (в
подготовительном периоде с целью повышения ОФП работу на
лесозаготовках использовали лыжники североевропейских стран).
Следует отметить также, что ФУ - это не отдельное двигательное
действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения.
Слово “упражнение” означает сознательное повторение действий с целью
усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на
физическое развитие и психологические качества человека (на личность).
При этом ФУ как процесс повторения может быть организован в виде
многократного повторения одного двигательного действия (прыжка,
поднимания груза и т.д.) или в форме двигательной деятельности,
включающей различные действия (комплекс гимнастических упражнений,
подвижные игры и др.).
Трудовые двигательные действия могут оказывать при благоприятных
условиях положительное влияние на физическое развитие человека; однако
только комплексы ФУ, применяемые при проведении организованных форм
занятий, создают возможности для развития всех органов и систем
организма в оптимальном режиме.
Говоря “физические”, мы тем самым подчеркиваем характер
совершаемой работы (в отличие от умственной), ее преимущественную
зависимость от нервно-мышечного аппарата и внешне проявляемую, как
правило, в перемещениях тела или его частей. ФУ - сознательный, волевой
акт, оказывающий влияние на личность в целом, преимущественно
воздействуя на физическую структуру организма. ФУ - основное средство
физического воспитания, один из способов передачи общественно-
исторического опыта, его научных и практических достижений.
Способы повторения
Исторически сложившиеся формы организации процесса упражнения
содержат эти способы в различных сочетаниях. В последовательности
исторического становления выделяют невольные, имитационно-игровые,
естественно-прикладные, аналитические, спортивные и комплексные
упражнения.
Невольные упражнения – это стихийные упражнения, возникающие в
процессе
жизнедеятельности,
они
являются
вынужденными,
организуемыми преднамеренным применением. Примером вынужденных
упражнений является гимнастика детей грудного возраста. В этих случаях
происходит п р о с т о е повторение движений и накопление эффекта
упражнения для воспитания физических способностей.
Имитационно-игровые упражнения включают в себя игры, танцы и
прямые имитации. В танцах моделируются операционные моменты
жизнедеятельности, а само движение становится символическим
(ритуальные танцы). В играх обычно воспроизводят ситуацию, которую
часто моделируют при помощи мяча (“Волк и гуси”). Прямые имитации
воспроизводят основные виды двигательной деятельности и сопряженные с
ней трудности. Воздействие этих форм во многом еще стихийно, трудно
поддается контролю и регламентации. Способ - простое повторение.
Естественно-прикладные упражнения направлены на освоение
жизненно необходимых видов двигательной деятельности и на воспитание
требующихся для этого способностей. И то и другое основывается на
“к о н с п е к т и в н о м” повторении общественного опыта активной
двигательной деятельности (способ). Освоение движений (приемов,
действий) и их рациональных форм включает м о д и ф и ц и р о в а н н о е
повторение и отбор средств. В каждом подходе происходит изменение и
совершенствование способа, выбор рациональной формы. Здесь уже
появляется возможность контроля, регламентации и программирования
процесса упражнения.
Аналитические упражнения предполагают расчленение движений на
составные элементы и конструирование абстрактных, отвлеченных
двигательных действий. Для этой цели зачастую создаются специальные
снаряды (гимнастические снаряды, стенка, барьеры и др.). В этом случае
может осуществляться избирательное воздействие на совершенствование
отдельных органов и функций путем простого и модифицированного
повторения элементарных, простых и сложных двигательных действий.
Целесообразно проводить алгоритмизацию процесса упражнения.
Спортивно-состязательные упражнения кодируют и моделируют
систему отношений между человеком и активной двигательной
деятельностью в экстремальных условиях мобилизации усилий на
достижение максимального эффекта в специализированных видах
двигательных действий. Осуществляется целостное, системное воздействие
на личность и организм.
Модифицированное повторение двигательных действий сочетается с
м о д е л ь н ы м повторением и экстериоризацией для формирования
тактических способностей, умений наиболее рационально действовать в
меняющейся обстановке. Регламентация процесса упражнения и контроль в
ходе состязаний норм затруднены.
Освоение нравственных норм морали, эстетики и этики происходит
р а з в е р н у т ы м повторением в конкретных формах поведения в
процессе соревновательной деятельности.
Комплексные упражнения являются средством интегрального
воздействия на индивидуальное развитие. К ним относятся многоборья,
обеспечивающие развитие совокупности способностей и системы
упражнений (комплекс ГТО), способствующие последовательному
гармоническому развертыванию способностей на протяжении всего периода
биологического индивидуального развития. Основой гармонического
развития является конспективное и развернутое повторение исторически
отобранных, индивидуально и общественно значимых двигательных
действий.
Формы упражнений
Способы повторения
Невольные
Простой
Имитационно-игровые
Простой
Естественно-прикладные
Конспективный, модифицированный
Аналитические
Простой, модифицированный
Спортивно-состязательные
Простое,
модифицированный,
Комплексные
модельный
Развернутый
Конспективный, развернутый
Содержание и форма
Число используемых ФУ необычайно велико и многообразно по форме
и содержанию. Необходимо понимать суть этих определений, их
взаимосвязь для достижения большей эффективности в решении
педагогических задач физического образования. Содержание ФУ - это
составляющие двигательные действия и процессы, происходящие в
организме при их выполнении. Протекающие процессы обычно
рассматривают в следующих аспектах: физиологическом, биохимическом,
биомеханическом и психологическом.
В психологическом аспекте ФУ – это произвольные, управляемые
движения. Они требуют активной мыслительной деятельности для оценки
способа выполнения в зависимости от условий, для анализа действий,
управления эмоциональным состоянием и другими психическими
процессами.
В физиологическом аспекте при выполнении ФУ организм переходит
на повышенный уровень функциональной активности. Возрастает объем и
интенсивность метаболических (процессов обмена), диссимиляционных
(расщепления) и ассимиляционных (восстановления) процессов в
организме. Так, в научных исследованиях приводятся примеры 30-кратного
увеличения объема легочной вентиляции, 10-кратного объема крови. Такие
функциональные
сдвиги
стимулируют
последующие
процессы
восстановления и адаптации организма. Физические упражнения тем самым
содействуют повышению функциональных возможностей организма и
улучшению его структуры; они являются мощным фактором физического
развития организма.
Преподавателю физического воспитания необходимо также помнить и
о том, что при прекращении выполнения ФУ сохраняется следовый эффект,
т.е. определенное время сохраняются функциональные и эмоциональные
изменения. В результате эффективность последующих ФУ может
изменяться в большую или меньшую сторону. Так, выполнение упражнений
на внимание благоприятствует последующему освоению более сложных
действий. Выполнение упражнений, связанных с сильным раздражением
вестибулярного аппарата или изменением среды (плавание), ухудшают
последующее освоение высококоординационных двигательных действий,
особенно в равновесии. Уровень после действия вариативен и зависит от
самого ФУ, состояния, подготовленности и возраста занимающихся. В
практике физического воспитания необходимо учитывать его при
составлении комплексов ФУ и последовательности прохождения учебного
материала на уроках ФК.
Под формой ФУ понимают его внешнюю и внутреннюю структуру.
Внутренняя структура - это взаимосвязь процессов функционирования
организма: нервно-мышечной координации, моторных и вегетативных
функций, соотношения энергетических (аэробных и анаэробных) процессов.
Внешняя структура - это видимая форма двигательного действия. Говоря о
форме, чаще всего имеют в виду именно ее.
Форма
и
содержание
представляют
собой 2 органически
взаимосвязанные стороны двигательной деятельности. Ведущей из них
является содержание, т.к. в большинстве случаев именно высокий
функциональный уровень организма, высокое развитие у него основных
физических качеств позволяет достичь успеха в выполнении упражнения. С
другой стороны, несовершенная форма ФУ не позволяет наиболее полно и
экономно реализовать функциональные и энергетические ресурсы
организма
и
добиться
наилучшего
результата.
Относительно
самостоятельное значение формы проявляется и в том, что в некоторых
видах деятельности ( художественная гимнастика, прыжки в воду и на
батуте, фигурное катание на коньках и др.) при оценке результатов
выступлений предпочтение отдают форме.