Проблемы профессионального роста работников
Профессиональный и должностной рост является важнейшим мотивом в деятельности работников учреждений дошкольного образования. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и, соответственно, к ухудшению деятельности предприятия. Профессиональный рост тесно связан с проблемой кадрового резерва и планированием карьеры.
Общеизвестным фактом является то, что полученного однажды профессионального образования недостаточно для продолжающегося всю
жизнь выполнения определенной работы или тех или иных функций. Для
большинства профессий в ходе профессиональной деятельности должно
проводиться повышение квалификации, включающее:
-получение новых специальных знаний и навыков;
-применение полученных, но не использовавшихся до сих пор знаний и навыков;
-улучшение и расширение квалификации;
-приобретение знаний о новых процессах и технических достижениях;
-улучшение качественных и количественных показателей проделанной
работы;
-адаптация к изменившимся условиям производственного процесса.
Правовое регулирование повышения профессиональной
Квалификации и педагогического уровня
По вопросу о квалификации педагогических работников следует опираться, прежде всего, на нормы ТК РФ. Согласно статье 1 ТК одной из
основных задач трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с
ними отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он же определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом мнения представительного органа работников.
Условия и порядок повышения квалификации устанавливается принимаемыми на различных уровнях актами социального партнерства -
коллективными договорами, соглашениями, а также трудовым договором
между работодателем и работником. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.
Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики.
Проведенный анализ подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога позволил нам сделать вывод о том, что правовая компетентность педагога как составляющая его профессиональной компетентности не получила в научной литературе должного отражения.
Под правовой компетентностью педагога (ПКП) мы понимаем интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей.
Правовое воспитание- это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.
Педагог в настоящее время становится активным участником правовых отношений. Показателем уровня правовой культуры педагогов является также показатель уровня правовой осведомленности детей. В связи с этим нами было проведено исследование уровня правовой культуры участников правовых отношений в ДОУ.
Таким образом, большинство педагогов имеет низкий уровень правовой культуры (57%), средний уровень правовой культуры имеет 30% педагогов. Высокий уровень правовой культуры характерен 13% педагогов. Это свидетельствует о необходимости внедрения программы, направленной на повышение правовой культуры среди сотрудников, родителей и детей.
Результаты контрольного эксперимента показывают другие результаты: большинство педагогов имеет высокий уровень правовой культуры (43%), средний уровень правовой культуры имеет 39% педагогов. Низкий уровень правовой культуры сохраняется у 18% педагогов. Это свидетельствует об эффективности внедрения программы, направленной на повышение правовой культуры среди сотрудников, родителей и детей.
На основании полученных данных нами были разработаны методические рекомендации по повышению правовой культуры для работников ДОУ.
Список используемой литературы
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. Казань, Изд-во Казан.ун-та, 1997. - 420 с.
2. Адамский А. Образование модель гражданского общества // Управление школой. 2001. № 29 (224).
3. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб, 2000. - 19 с.
4. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
5. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и
6. Балабан М.А., Леонтьева О.М. Образование как «рыночный» интеграл личных интересов // Новые ценности образования: десять концепций. Серия «Новые ценности образования». Выпуск 3. М.: Учебно-воспитательный центр «Инноватор», 1995. С.12-21.
7. Браже Т.Г. Роль гуманитарной культуры в жизнедеятельности взрослых // Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Ч. 1. — СПб.: Институт образования взрослых, 1995. С.28 -32.
8. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. 1999. № 5. С. 15-19.
9. Владиславлев А. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
10. Глинкина Т.А. Правовая подготовка работников образования // Раз-Л витие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. Материалы юбилейной научно-практической конференции. Т. III. М.: АПК и ПРО, 1998. - С. 101 -103.
11. Горбачева Л.Ф. Развитие дополнительного педагогического образования в условиях Крайнего Севера (на примере Магаданской области). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н.1. М., 2001.-24с.
12. Горшунова Н.В. Модернизация управляющей системы школы, реализующей новые педагогические идеи. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. Челябинск, 1997. - 236 с.
13. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 168-170.
14. Загородникова Г., Рябов А. В «зеркале» учительских оценок: методика измерения степени удовлетворенности педагогов своим трудом // Директор школы. 2001. № 9. С. 31 -35.
15. Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». 3- изд. М.: Юрайт, 2000. 264с.
16. Зарецкая И.И. Функции воспитания по управлению процессом социализации личности // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 173 - 174.
17. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд. М.: Новая школа, 1997. - 320 с.
18. Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф. О развитии системы послевузовского педагогического образования // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 32 -33.
19. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб., 1999. - 22с.
20. Карлаш М. Основы деятельности заместителя директора школы // Народное образование. 2000. № 3. С. 31 - 42.
21. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. Учебно-практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. - 36 с.
22. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности заместителя руководителя общеобразовательного учреждения (завуча). Учебно-практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. - 40с.
23. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя и специалиста системы образования. Учебно-практическое пособие. Проблемно-ситуационные задачи. Решения. Комментарии и пояснения. М.: АПК и ПРО, 2001. 36 с.
24. Коротаева Е. Зам.по науке: видимый и невидимый фронт деятельности // Директор школы. 1999. № 4. С. 14-23.
25. Красюн Г.А. Теория и практика эффективного управления иннова-^^ ционным образовательным учреждением школой-комплексом. Дис-^ сертация на соискание ученой степени к.п.н. Челябинск, 1997.198 с.
26. Крыжко В.В. Аксиологические аспекты становления руководителя школы // Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. Материалы юбилейной научно
27. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухин В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Доклад. 2000. Изд. 2-е. СПб: Издательство «Образование - Культура», 2001. - 212 с.
28. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Издательство ЛГУ, 1975. - 378 с.
29. Меновщиков В. «Бюрократы» и «неформалы»: откуда они берутся и почему конфликтуют // Директор школы. 1998. № 6. С.30 - 37.
30. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность как объект воздействия в системе повышения квалификации // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 309-313.
31. Немова Н. Истоки противостояния, или О некоторых мелочах в управлении школой // Директор школы. 1999. № 1. С. 33 - 38.
32. Немова Н. Через копирование к творчеству. О профессиональном обучении на рабочем месте // Директор школы. 1999. № 3. - С. 2126.
33. Немова Н.В. Использование принципов развивающего обучения в менеджмент-образовании руководителей школ // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 232-236.
34. Никитин Э. Тернистая тропа к рынку, или Новые экономические отношения в системе образования // Директор школы. 1996. № 6. -С.24-ЗЗс.
35. Об образовании. Федеральный закон РФ. Принят Государственной Думой 10 июня 1992 г. Официальный текст по состоянию на 1 октября 2002 г.
36. Образовательная политика России на современном этапе. Материалы Государственного Совета РФ // Управление школой. Август 2001 г. №32.
37. Образовательное право. Учебно-методическое пособие. Экспериментальная образовательно-профессиональная программа / Под ред.проф. В.М. Сырых и проф. В.И. Шкатуллы. Уфа: «Восточный университет», 1999. - 120 с.
38. Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Издательство «Зерцало», 1998. -416 с.
39. Панова О.А. Взаимодействие педагогов и педагогических коллективов с органами управления в области образования при внедрении инновационных разработок и проведении опытно-экспериментальных работ в школе. Тверь, 1993. — 19 с.'
40. Помогайбин В.Н. Право на образование в России: проблемы развития и стагнации // Право и образование. 1999. № 1. С. 42 - 45.
41. Пономарева Г.М. Общие проблемы современного образования // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001.-С.6-8.
42. Привезенцев В.А. Как сошьешь, так и износишь. О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы // Образовательное право. 2000 г. № 15.
43. Противоречия и пути их разрешения в деятельности школьных советов. Материалы Международного симпозиума. М.: Международная ассоциация содействия школьным советам, 1993. - 102 с.
44. Рекомендации по организации управленческой деятельности администрации школы: Сборник методических рекомендаций для руководителей школ / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г. - 144 с.
45. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. М., 1999. - 93 с.
46. Ситник А.П. Развитие содержания и форм работы внутришкольных методических объединений. М., 1986. - 12 с.
47. Скворцова Н.А. Руководство творческими группами как инновационная научно-методическая деятельность заместителя директора образовательного учреждения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб., 1999. - 21 с.
48. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
49. Ушаков К.М. Управление изменениями как актуальное содержание повышение квалификации руководителей // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: АПК и ПРО, 2001. - С.222-223.
50. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г «Об утверждении Федеральной программы образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.
51. Фриш Г.Л. Методические рекомендации для разработки Устава школы // Сборник материалов для практического руководства современной школой. М.: УЦ «Перспектива», 2000. - 176 с.
52. Хавроничев В. Управленческое решение: поиск и реализация. Из опыта исследования взаимоотношений администрации и педагогов // Директор школы. 1999. № 1. С. 2 - 5; № 2. - С. 2
53. Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе постдипломного образования педагогических кадров. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. СПб., 1997. — 47 с.
54. Шерайзина P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологические аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. СПб, 1994. - 48 с.
55. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. -352с.
Приложение 1. Анкета для педагогов на определение уровня правовых знаний
№ | Вопросы | Ответы |
В каком году принята Конвенция о правах ребенка;сколько статей включает в себя | 1989г 54 статьи | |
В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка | 1990г | |
Требования, к которым сводится положение конвенции | Выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества | |
На какие группы прав разделена Конвенция | Личные, социальные, политические, на образование и культуру, права на защиту в экстремальной ситуации. | |
На кого Конвенция возлагает ответственность за воспитание ребенка | На родителей | |
Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей | И правом и обязанностью | |
Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей | Оба родителя | |
В каких законодательных актах РФ отражены основные идеи Конвенции | Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, закон РФ «Об образовании», Гражданский кодекс | |
Кому принадлежат слова «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» | М.Ф. Достоевский | |
Какие нормативные документы гарантируют детям с овз право на получение качественного образования | Конституция РФ, закон РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. | |
Настоящий ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. | Ф З «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» | |
Имеют ли иностранные граждане на получение дошкольного образования в РФ | Гарантируется гражданам РФ, иностр. гражданам, беженцам и вынужденным переселенцам независимо от их состояния здоровья и места жительства. На основании Конституции и ФЗ «О правовом положении иностр.граждан в РФ» | |
У родителей задолженность по оплате за д/с. Ваши действия (на основании каких законодательных актов) | Уведомление. В случае отказа обращаться в суд. Конституция РФ ст.43. Закон РФ «Об образовании» (ред.от 10.11.2009) ст.5 | |
Закон РФ, на основании которого, Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих) (ст.) | Семейный кодекс РФ Ст.56 п.2. |
Уровень правовой компетентности педагогов определяется на основании ответов на предложенные вопросы следующим образом:
Низкий уровень – 1-4 правильных ответа
Средний уровень – 4- 8 правильных ответов
Высокий уровень – 8-13 правильных ответов