Путь к глобальному сообществу через неустанный диалог культур кажется слишком сложным и проблематичным, ибо
«одежды культуры» прячут инварианты нашей чувственнос- ти. Достаточно сбросить эти одежды, обнажить человечес- кую телесность — и нам откроется искомая глобальная тож- дественность. Когда-то большевистские экспроприаторы с успехом эксплуатировали инстинкт зависти, ставший самым надежным союзником «пролетарских» экспроприации. Ны- не глобальные экспроприаторы в своей борьбе с культурным наследием, поддерживающим духовную сопротивляемость народов однополярному миру, берут в союзники взбунтовав- шуюся телесность, которой свойственно тяготиться культу- рой. Всюду, где только можно, американские вестернизаторы провоцируют бунт тела против духа, способствуют вымыва- нию рафинированных интеллектуальных практик воинству- ющим примитивом как пособником глобального культурно- го экспроприаторства.
Все эти «новые русские», «новые украинцы», «новые ка- захи» и новые немцы, румыны, поляки являют миру тип но- вого человека, явно тяготящегося цивилизованными куль- турными и моральными нормами и демонстрирующими бру- тальную телесность.
238 А. С. Панарин
Пока что мало кто задумывается над этой ценой глобаль- ного американского эксперимента над миром. Подобно тому как режим Ельцина поощрял этносуверенитеты ради утверж- дения собственной власти, американские глобалисты всюду на местах поощряют ниспровергательную энергию инстинк- та, направленную на то, чтобы превратить культурное про- странство человечества в геополитический вакуум, которому предстоит быть заполненным новыми хозяевами мира. Эта азартная стратегическая игра с инстинктами и телесными практиками всюду ослабляет цивилизацию и поощряет вар- варство.
Некоторые наивные либералы, не искушенные в тайнах постмодернистского дискурса, еще продолжают надеяться на то, что глобализация по-американски — это путь наверх, от тоталитарного рабства к свободе, от племенного фанатиз- ма к терпимости, от традиционного невежества к рациона- листической просвещенности. Пора понять, что в перевороте глобализма, как и в других «эпохальных переворотах» наше- го времени, решающая роль принадлежит игре на пониже- ние — от разума к инстинкту, от просвещения к контрпро- свещению, от рафинированной духовности к агрессивной телесности, словом — от цивилизации к варварству. Не сфор- мировав своевременную альтернативу этим глобальным играм на понижение, мы рискуем провалиться в палеонтологичес- кие пласты истории. Совсем недавно на глазах у изумленно- го мира большевизм возродил азиатский способ производст- ва, то есть спровоцировал провал на несколько тысячелетий назад — ко временам восточных деспотий Ассирии, Вавило- на и Египта. Постмодернистский глобализм, опять-таки во имя наиновейших прорывов, способен спровоцировать об- вал в доцивилизованную, догосударственную архаику вооб- ще, на фоне которой советский тоталитаризм может пока- заться верхом просвещенной упорядоченности и рациональ- ности. Дело в том, что глобалисты, вооруженные арсеналом культурологии, установили для себя, что за национальной государственностью, в которой они видят помеху глобализа- ции, стоят скрепляющие и питающие ее национальные куль- турные системы. Поэтому они радикализировали свой «де-
Искушение глобализмом 239
конструктивистский» проект, включив в него и планы разру- шения культуры. Тем самым они рискуют вернуть мир не к варварству даже, а к дикости, причем дикости, вооруженной разграбленным арсеналом поверженной цивилизации. Са- монадеянные глобалисты могут уповать на то, что сначала они тараном высвобожденного инстинкта разрушат нацио- нальные культуры, а затем приберут к рукам и сам инстинкт, заставив всех этих импульсивных «новых русских» и прочих
«новых» смириться перед неоспоримой американской си- лой. Но здесь возникает несколько беспокоящих вопросов.
В самом ли деле американским гегемонистам удастся за- ново загнать в бутылку джинна анархическо-индивидуалис- тической чувственности, не способной соблюдать какие бы то ни было цивилизованные нормы и правила общежития?
Если даже предположить их успех в этом деле, то полу- чим ли мы в итоге действительно более цивилизованный и гуманный порядок, чем прежние формы национальной го- сударственности, или большинство человечества ожидает участь гетто, инфильтрацию которого в стерильное прост- ранство, зарезервированное за благополучным меньшинст- вом, будут предотвращать вооруженные до зубов мировые за- градительные отряды? Такой образ глобистской антиутопии профилактически необходим сегодня человечеству, усыпля- емому либеральной глобалистской утопией. Вообще, надо сказать, склонность современного либерализма к утопичес- ким построениям едва ли не превышает соответствующую склонность коммунизма. Стратеги глобального американо- центристского переворота, как некогда стратеги коммунис- тического переворота, нещадно эксплуатируют утопические интенции современного массового сознания.