Что с этой точки зрения добавила современная эпоха?
Только несколько количественных параметров: небывало возросла скорость общения и расширился его диапазон, ох- ватив информационную область. Как бы ни поражала наше воображение современная информационная революция, к сути понятия, обозначающего мировую цивилизацию обме- на, она мало чего добавляет. Сенсации сциентизма, касаю- щиеся эпохальных достижений современной НТР, на повер- ку оказываются весьма банальными по сравнению с тем ощу- щением коренного переворота, которое было характерно для наблюдателей зарождающегося европейского модерна.
Совсем иной результат мы получим, если попытаемся оценивать новации глобализма с иной, субъективной сторо- ны, касающейся культурных, нравственных и политических устоев нашей цивилизации. Здесь-то и обнаруживается, что в лице современного глобализма мы имеем дело с новейшей формой нигилизма, ищущего себе алиби в так называемых объективных тенденциях.
Скрыто — интимная сторона глобализма заключена в по- зиции последовательного отстранения от всех местных инте- ресов, норм и традиций. Причем если на заре модерна, в эпо-
А. С. Панарин
Ху формирования великих европейских наций, феодальному местничеству противостояло единое суперэтническое про- странство государства-нации, то теперь само это государство третируется как носитель местничества.
Кем третируется? Современными элитами — экономи- ческой, политической, интеллектуальной. Сегодня быть эли- той и реализовать себя как элита означает поставить себя в независимое положение от национальных интересов и нацио- нальных чаяний. В этот новый смысл понятия элита стоит вдуматься. Прежде народы возлагали на национальную элиту свои лучшие надежды. Элита была квинтэссенцией народно- го опыта, выразительницей воли нации и стремления к луч- шему будущему. Все то, что обещали народам прогресс и просвещение, воплощалось в деятельности национальных элит. Теперь, в эпоху глобализма, быть элитой означает, соб- ственно, членство в неком тайном интернационале, никак не связанном с местными национальными интересами.
Современные элиты представляют собой нечто вроде замкнутого международного клуба со своей корпоративной этикой, ничего общего не имеющей с обычной гражданской и политической этикой, обязывающей служить своей стране, своему народу и государству. И поскольку народам это вряд ли может понравиться, то идеология современного глобализ- ма неизбежно включает некий скрытый подтекст, некую эзо- терику, чем-то напоминающую учение прежних гностичес- ких сект. Глобальный гнозис имеет двойное дно. Внешняя сторона его отражает все прежние штампы эпохи модерна — прогресс, всеобщее благоденствие, права человека. Внутрен- няя, выражаемая тайным языком элиты, понятным только посвященным, будучи раскрытой, способна вызвать настоя- щее смятение сознания.
В самом деле, при ближайшем рассмотрении оказывает- ся, что большинство из массовых завоеваний великой эпохи модерна не совместимы с логикой глобализации. В первую очередь это касается священного понятия демократии, или политического суверенитета народа. Демократия означает, что функции власти осуществляют те, кого народ избрал в ходе своего свободного волеизъявления. Его избранники
Искушение глобализмом
Обязаны выполнять его волю и всецело контролируются им. Ничего общего с этим не имеет политология глобализма. Она предполагает, что настоящие центры власти и принятия решений не считаются с наказами местного избирателя и выражают согласованные стратегии международных трес- тов — экономических и политических.
Эпоха глобализма поставила национальные элиты в не- которое промежуточное положение: между собственным на- родом и международными центрами власти. Причем вектор изменений совершенно определен: по мере нарастания тен- денций глобализации национальные политические и эконо- мические элиты все меньше прислушиваются к голосу своих избирателей и все больше связывают себя принятыми за спиной народов решениями нового интернационала. Кажет- ся, и мораль, и обычная логика требуют, чтобы избирателю это объяснили, прямо заявив, что в его услугах больше не- нуждаются. Вместо этого ему по-прежнему льстят, называя его политическим сувереном, источником демократической легитимности власти.
Таким образом, формируются двойная мораль и двойной язык. Одни термины, унаследованные от классической либе- ральной эпохи, теперь выполняют фактически лишь мани- пулятивную роль, усыпляя гражданскую бдительность наро- дов, другие выстраиваются в параллельный ряд с ними и от- ражают новую реальность, которую от нас считают полезным прятать. Стоит сопоставить эти два ряда, и сразу же обнару- жится их роковая несовместимость.
Совсем другим сознанием отличалась классическая эпо- ха Просвещения. Она не знала двойных стандартов и двой- ной морали, не прятала своих открытий от масс. Напротив, все усилия Просвещения, весь его пафос были направлены на то, чтобы как можно скорее стали доступными для всех достижения просвещенной элиты. Эта благородная откры- тость Просвещения ныне похоронена жрецами глобализма, выстраивающими свой эзотерический гнозис, тщательно скрываемый от непосвященных. Классическая эпоха дала великих просветителей, современная рождает великих мани- пуляторов и комбинаторов. Манипулировать легче зомбиро-
8 А. С. Панарин