Выдвижение гипотезы курсовой работы
Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу. Гипотеза (от греч. hipothesis — основание, предположение) - научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы. То, что всем очевидно и не требует доказательств, - не является гипотезой. Она определяет главное направление научного поиска, является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. В результате проверки гипотезу можно подтвердить или опровергнуть [4].
При написании курсовой работы реферативного типа гипотеза не является обязательным компонентом.
Выбор методов исследования
Успешность выполнения курсовой работы в наибольшей степени зависит от умения студента выбрать наиболее результативные методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
Метод (греч. methodos - буквально «путь к чему-либо») – в самом общем значении способ (приём) достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.
При проведении исследования по теме курсовой работы и обработке ее результатов студентам рекомендуется использовать следующие методы научного исследования:
1. Анализ научно–методической литературы и документальных материалов.
2. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Опрос (анкетирование, интервью, беседа).
5. Антропометрические измерения.
6. Хронометрирование.
7. Экспертное оценивание.
8. Пульсометрия.
9. Педагогическое тестирование с использованием контрольных упражнений (двигательных тестов).
10. Педагогический эксперимент.
11. Методы математической обработки результатов.
Именно с анализа научно–методической литературы и документальных материалов начинается любое исследование. Поиск следует начинать с просмотра справочно-библиографического аппарата библиотеки, в частности, различных каталогов (систематического, алфавитного, периодических изданий, журнальных и газетных статей).
Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск нового материала. Обязательно следует ознакомиться с фундаментальными трудами в области физической культуры и спорта, сборниками научных трудов, материалов научно-практических конференций, журналами «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе», «Спорт и мир», «Адаптивная физическая культура».
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
2. беглый просмотр всего содержания;
3. чтение в порядке последовательности расположения материала;
4. выборочное чтение и выписка представляющих интерес материалов;
5. критическая оценка записанного, его редактирование.
К документам и архивным материалам относятся Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ, Законы РФ, решения руководящих органов управления физической культурой и спортом в стране и регионах, а также педагогическая документация (конспекты уроков, планы и дневники тренировок, тетради педагогов и воспитателей; протоколы и отчёты соревнований (обследования), учебные планы и программы, журналы учёта успеваемости и посещаемости, личные дела и медицинские карточки, статистические данные и т.п.).
Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию физического воспитания и спортивной тренировки, других явлений, представляющих интерес для исследователя. Можно использовать только те документы, которые официально утверждены и опубликованы.
Анализ научно-методической литературы является основным методом исследования в реферативных работах.
Большое значение имеет изучение и обобщение передового педагогического опыта. Оно позволяет открыть новые составляющие учебно-воспитательного процесса или физкультурно-оздоровительной деятельности, увидеть новые факты, которые не входят в рамки широкой повседневной учебно-воспитательной работы или физкультурно-оздоровительной практики и до сих пор неизвестны или мало известны. В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обнаружить ценные творческие находки, приёмы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения.
Признаками передового педагогического опыта, являются:
· высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам;
· общественная направленность личности;
· познавательные интересы и потребности занимающихся;
· ценностные ориентации в учебной и тренировочной деятельности;
· образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков грамотного письма, вычислительных, графических, физических и др.);
· рационализаторский подход к профессиональной педагогической деятельности;
· устойчивость, стабильность результатов;
· возможность творческого использования опыта;
· научная обоснованность опыта [4].
Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагогического опыта.
Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. После посещения открытых занятий, в дальнейшем проводят коллективное обсуждение, раскрывая те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых данный опыт может стать достоянием других.
Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам физического развития и воспитания подрастающего поколения. Перед их проведением посещаются и анализируются учебно-воспитательные (тренировочные) занятия разных педагогов (тренеров), изучается литература, готовится выставка, отражающая опыт работы, доклады и содоклады. После обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.
Наблюдение - один из основных методов педагогического исследования.
Педагогическое наблюдениекак метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого–либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает фактические материалы, сам не вмешиваясь в этот процесс (Ашмарин Б.А., 1978).
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требованиям, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.
Основным условием успешности любого педагогического наблюдения является выбор объекта наблюдения, анализ и оценка учебно-воспитательного процесса. Организуется само наблюдение по следующей примерной схеме: 1) определение задач, 2) выбор объекта, 3) определение способа проведения наблюдения, 4) выбор приемов фиксации полученных данных, 5) установление метода анализа собранного материала.
К возможным объектам педагогического наблюдения в области физической культуры можно отнести следующие:
· содержание учебного процесса (задачи, методы обучения и воспитания);
· средства физического воспитания и спортивной тренировки, их место в занятии, на этапе обучения и в периоде;
· поведение педагога и учащегося (спортсмена);
· продолжительность процесса (отдельного упражнения, урока, занятия, этапа, периода и др.);
· характер, величина тренировочной (физкультурной) нагрузки и её структурная взаимосвязь;
· элементы техники двигательных действий (их форма и характер выполнения);
· тактические действия;
· продолжительность и величина пространственных и временных характеристик (длина разбега, дальность полёта снаряда, длина дистанции и время ей преодоления и т.п.); количественная сторона процесса (темп движения, количество бросков, ударов, прыжков и др.);
· внешние условия среды (температура, сила и направление ветра, состояние места соревнований и т.п.).
В зависимости от поставленных задач выделяют виды педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое, длительное и кратковременное. При наблюдении исследователь может занимать три позиции: свидетель процесса, участник, руководитель.
Непосредственное наблюдение выполняется «изнутри», когда сам исследователь превращается в участника процесса, испытывая на себе всё то, что происходит с занимающимися. В этом случае исследователь получает дополнительную объективную информацию.
Опосредованное или косвенное наблюдение осуществляется через лиц, работающих по разработанным заданиям и программам. Ценный материал получают, когда производится комплексное наблюдение за разными сторонами педагогического процесса.
Открытое наблюдение протекает в присутствии посторонних лиц.
Скрытое наблюдение дает реальную картину педагогического процесса и осуществляется с помощью телевизионных установок с односторонней прозрачной стеной, прямой микрофонной связью для дистанционного управления; наблюдение за деятельностью педагога в естественных условиях (на уроке, внеурочных мероприятиях, на спортивных площадках, во время соревнований, контрольных испытаниях и т.п.).
Длительные наблюдения предполагают фиксацию событий от начала до конца какого-либо процесса (урока, тренировки, цикла и т.д.).
Кратковременные (дискретные) наблюдения характеризуются тем, что в процессе их проведения изучается не всё педагогическое явление в целом, а лишь отдельные его этапы (например, разминка высококвалифицированного лыжника, работа спасателя в конкретной ситуации).
При проведении педагогического наблюдения чаще всего используются такие способы регистрации результатов, как протоколирование (словесное или графическое описание, стенографирование), фотографирование, киносъемку, аудио или видеозапись.
В группу методов опросавходят анкетирование, интервью, беседа, с помощью которых исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).
При составлении опросника. следует придерживаться следующих правил:
· опросник должен быть логичным и целенаправленным;
· число вопросов должно быть строго ограниченным, так как обилие вопросов делает ответы формальными;
· вопросы должны ставиться в корректной форме;
· предпочтение должно отдаваться анонимному опроснику;
· вопросы должны составляться с учётом их возможной обработки на компьютере.
Наиболее распространённой формой опроса является анкетирование.
Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
В исследованиях, проводимых студентами в области физической культуры и спорта, анкетирование направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы педагогов образовательных учреждений по самым различным вопросам: содержание и методика проведения занятий, методы и формы воспитательной работы с коллективом занимающихся, методика обучения или освоения элементов техники физических упражнений и т.д.
Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимуществом анкетирования перед другими методами опроса в том, что этот метод удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.
Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. По своему содержанию вопросы могут быть прямыми и косвенными, а по форме представления ответов - открытыми и закрытыми.
Интервью – это метод получения информации путём устных ответов респондентов, при котором запись ответов проводится либо исследователем или механически с помощью записывающих устройств на различные носители информации. В отличие от беседы, вопросы, построенные в определённой последовательности, задаёт только исследователь, а респондент только отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.
Беседа – это продуманный и тщательно подготовленный разговор исследователя с респондентом с целью получения сведений по изучаемому вопросу.
Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации, на прямом социальном воздействии, что определяет большие возможности этого метода. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринуждённости и взаимного доверия, соблюдая при этом педагогический такт и этику.
В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные и групповые. По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные) и нестандартизированные (неструктурированные) беседы. Стандартизированная беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очерёдности. Получаемая в этом случае информация легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. Нестандартизированная беседа проходит более свободно.
Антропометрия (соматометрия)как метод исследования включает в себя измерение роста и массы тела, окружности грудной клетки, силы кистей, становой силы, окружностей талии, плеча и др. [2;3;5]. Студентам вполне по силам самостоятельно определить у исследуемых рост и вес тела, а также другие показатели, необходимые для решения задач курсовой работы.
Для исследования функционального состояния системы внешнего дыхания доступным является измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с использованием различных спирометров.
Хронометрированиепредназначено для определения времени, за-трачиваемого на выполнение каких-либо действий и последующего расчета общей и моторной плотности учебного занятия или спортивной тренировки.
Экспертное оцениваниеприменяется в тех случаях, когда педагогические явления не имеют количественного выражения (например, артистичность в фигурном катании, спортивных танцах и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. Наиболее простой способ проведения экспертных оценок - ранжирование, т.е. определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.
С целью определения динамики физической нагрузки на занятияхфизическими упражнениями используется такая процедура, как пульсометрия- фиксирование в специальном протоколе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у одного из занимающихся при выполнении различных действий на практическом занятии и последующее графическое изображение изменения физической нагрузки на протяжении занятия или спортивной тренировки.
Есть несколько методов определения частоты пульса. Наиболее простой из них – пальпаторный (на сонной, височной и других, доступных для пульсации, артериях). Определяя пульс, следует помнить, что ССС очень чувствительна к различным влияниям (эмоциональным, физической нагрузке и т.д.). Пульс рекомендуется подсчитывать в покое по 10-ти секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные значения и заметить нарушение сердечного ритма (аритмия). Для получения более точного результата замер ЧСС рекомендуется делать за 1 мин. ЧСС в покое измеряется после 5-7 мин отдыха лежа на спине или сидя. Исходное положение для замера ЧСС стоя - опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 мин.
После нагрузки надежнее подсчитывать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца (область 4 межреберья под грудной мышцей); в области височной, сонной артерии.
Динамика ЧСС зависит от возраста, пола и интенсивности предстоящей работы. Примерно к 3-4 минуте равномерной работы наступает устойчивое состояние, и колебания ЧСС существенно снижаются. Исследуя пульс, определяют его частоту и ритм.
Педагогическое тестирование (испытания) – это научные процедуры, позволяющие с помощью специально подобранных контрольных упражнений или тестов оценивать уровень подготовленности на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Контрольные упражнения должны быть стандартизированными по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий. В исследованиях применяют не одно контрольное упражнение, а батарею тестов, что позволяет объективно и всесторонне оценить изменения [8,12,18].
Студенты в своих исследованиях используют тесты (контрольные упражнения) для определения исходного уровня развития того или иного двигательного качества, для сравнения подготовленности как отдельных занимающихся, так и целых групп, для определения эффективности используемой методики воспитания двигательных качеств и методики обучения, для выявления преимущества и недостатков применения средств, методов и форм организации занятий.
При выборе тестов не следует забывать того, что они должны отвечать критериям стандартизации. Первое требование - объективность, то есть стойкость теста к действию сопутствующих факторов. Понимать это следует в смысле способности теста отражать только то состояние испытуемых, которое вызвано действием экспериментального фактора.
Второе требование - избирательность (валидность) теста по отношению к изучаемым явлениям. Другими словами контрольное упражнение должно в своём проявлении отражать то, что оно призвано отражать согласно задаче исследования.
Третье требование - ёмкость тестов. Выбранные тесты должны давать максимум информации. Их достаточная глубина позволит получить тот объём информации, который даст возможность охарактеризовать истинное состояние явления.
Четвертое требование – воспроизводимость (надёжность) тестов. Под данным требованием понимается способность теста давать идентичные результаты при условии многократного тестирования одних и тех же или разных занимающихся.
В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, различают следующие их разновидности:
· для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;
· для антропометрических измерений с целью определения зависимости результатов от телосложения;
· для исследования физической работоспособности;
· для определения владения техническими навыками;
· для выявления уровня развития физических качеств.
На сегодняшний день в практике педагогического контроля наибольшее распространение получили следующие тесты для определения уровня развития основных физических качеств у школьников (таблица 1).
При проведении контрольных испытаний, если необходимо получить надежные результаты, объективно отражающие действительность, необходимо соблюдать точность, аккуратность и тщательность. Поэтому важно соблюдать инструкции проведения тестов и контрольных упражнений.
При проведении тестирования в целях получения наиболее достоверной информации обязательным является проведение стандартной разминки, выполнение двух-трех пробных попыток (в тех упражнениях, где физическая нагрузка по своему воздействию является незначительной) и двух-трех зачетных попыток. Необходимо при этом соблюдение единых для всех обследуемых условий выполнения упражнений. По каждому измерению оформляется протокол с указанием даты и места проведения тестирования, возраста и пола исследуемых, погодных условий и других факторов.
Педагогический эксперимент- это специально организуемое исследование, проводимое с целью выявления эффективности тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Каких-либо норм продолжительности педагогического эксперимента не существует. Она зависит от задач исследования, сложности решаемого вопроса.
Таблица 1
Тесты, рекомендуемые для определения уровня развития основных
физических качеств у школьников
Физическое качество | Тест |
Силовая выносливость | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Подтягивание на высокой перекладине из виса (ю) Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (д) Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты руки за головой |
Статическая выносливость | Вис на высокой перекладине на согнутых руках |
Аэробная выносливость | Бег в течение 6 минут |
Быстрота (скоростные способности) | Бег на дистанции 30 – 60 м с высокого старта |
Скоростно – силовые способности | Прыжок в длину с места Метание набивного мяча (1 кг) из – за головы из седа ноги врозь |
Координационные способности | Челночный бег 3 х 10 м |
Гибкость | Наклон туловища вперед с прямыми ногами из положения стоя или сидя |
Эксперимент предусматривает активное вмешательство исследователя в педагогический процесс путём создания необходимых, технологически обоснованных условий, исключающих побочное влияние спонтанных сопутствующих факторов (обстоятельств) на конечный результат исследуемого процесса. Таким образом, основной принцип любого эксперимента - изменение только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Студентам вполне по силам проведение следующих видов педагогического эксперимента:
1) констатирующего; 2) формирующего; 3) контрольного.
Констатирующий (проверочный)эксперимент проводится, как правило, в начале экспериментального исследования, задачей которого является выяснение на практике изучаемого явления (срез показателей, характеризующих различные стороны изучаемого объекта). Это позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определённости и конкретности.
Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и систематизации результатов констатирующего эксперимента, и в ходе него исследователь корректирует выдвинутую гипотезу и организует её проверку.
Контрольный эксперимент дает возможность проверить результаты опытно-экспериментальной работы, подтвердить гипотезу исследования или опровергнуть ее.
С целью получения наиболее объективных (достоверных) результатов исследования необходимо, чтобы и в контрольной, и в экспериментальной группах был примерно одинаковый состав испытуемых по числу, уровню физической подготовленности, полу, спортивной квалификации и т.д.; имелись примерно одинаковые условия проведения занятий (стандартный спортивный инвентарь, типовые спортивные залы, бассейны и др.). Как правило, в каждой из групп число испытуемых должно составлять не менее 10 человек.