Типология молодежных субкультур
основанная на анализе отношения их представителей к культурным ценностям, к “инаковости”
Наимено-вание субкуль- туры | Характерные признаки субкультурного поведения | ||||||
Внешние проявления | Возможность приобщения и отказа от суб-культурных ценностей | Преимущественный уровень общения (по В.Н. Сага-товскому) | Отношение к ценностям других субкультур | Возможность к саморазвитию | Форма конфликтного поведения (по К.Томасу) | Характерна преимущественно для учеников... | |
“Открытая” | Терпимость к другому мнению; достойное участие в спорах; уважение к полемике | Свободный вход и выход | Нравственное общение | Уважение и стремление к диалогу | Постоянная за счет взаимодействия с другими субкультурами | Сотрудничество, соперничество. | эмоционально раскованных |
“Самодостаточная” * “Док- тринеры” ----------- *“Фило-софы” | Неумение дискутировать, аргументи- рованно спорить; неумение доказывать свои взгляды | Свободный вход и выход | Рефлексивная игра; Манипули-рование | Не учитывает мнение других субкультур; монолог | Практически не имеет ------------------- Постоянная за счет переосмысления собственных теорий | Избегание; компромисс | с невысоким познавательным интересом --------------- с повышенной потребностью к самопознанию |
Продолжение табл. № 11.
Наимено-вание субкуль- туры | Характерные признаки субкультурного поведения | |||||||
Внешние проявления | Возможность приобщения и отказа от суб-культурных ценностей | Преимущественный уровень общения (по В.Н. Сага-товскому) | Отношение к ценностям других субкультур | Возможность к саморазвитию | Форма конфликтного поведения (по К.Томасу) | Характерна преимущественно для учеников... | ||
“Компромиссная” | Терпимость к другому мнению; умение пре-одолеть не-пререкаемость “Я”; умение выс-лушать и понимать суждения | Свободный вход и выход при взаимном учете полей интересов | “Правовое общение” | Уважение и стремление к взаимоуступкам | Постоянная за счет взаимо-действия с другими субкультурами при поступлении некоторыми своими принципами | Компромисс; избегание | с повышенным познавательным интересом и способностью к диалогу | |
“Ломаю щая” | Неумение аргументировать, доказывать свои взгляды, не навязывая их, духовно угнетая оппонентов | Свободный вход, но не свободный выход | Манипули-рование | Негативное, агрессивный монолог; нетерпимость к инакомыслию | Вариативная, исключительно за счет собственных идей | Соревнование соперничество | с заниженной самооценкой и гиперсамо-оценкой (лидеры) | |
Окончание табл. № 11.
Наимено-вание субкуль- туры | Характерные признаки субкультурного поведения | |||||||
Внешние проявления | Возможность приобщения и отказа от суб-культурных ценностей | Преимущественный уровень общения (по В.Н. Сага-товскому) | Отношение к ценностям других субкультур | Возможность к саморазвитию | Форма конфликтного поведения (по К.Томасу) | Характерна преимущественно для учеников... | ||
“Закры- тая” * “Доктри неры” -------- * “Фило-софы” | Некоторая доля агрессии; оттенок неприятия | Вход ограничен и нет выхода по собственному желанию. | Рефлексивная игра | Созерцательное; эгоистическое нежелание понять чужую точку зрения | Практически отсутствует --------------- Возможно за счет переосмысления собственных теорий | Приспособление; избегание | с семейными проблемами -------------- с ограничен- ными возможностями и/или изгоев | |
Примечание:
Оговорим еще раз, что типичные представители какой-либо субкультуры встречаются крайне редко. Подростки находятся в перекрестье субкультур, что, несомненно, сказывается на их субкультурном поведении и предоставляет возможность для дальнейшего самоопределения в культурном пространстве.
Приложение 2.
Методика определения субкультурной направленности старшеклассника
При проведении инструктажа по методике заполнения опросника важно нацелить респондентов на искренние ответы с целью получить наиболее достоверную информацию. Для этого действенным является заявление педагога о том, что в данном опроснике не существует правильных или неправильных выходов из ситуаций и достоверные ответы позволят учащимся узнать информацию о самом себе, которая поможет им выяснить особенности личной коммуникации с окружающим миром.
Опросник “Определение субкультурной направленности старшеклассника”
Инструкция
Пункты опросника содержат краткие описания ситуаций и возможных Ваших реакций на них. В Вашу задачу входит указать, насколько предлагаемая реакция совпадает с Вашим действительным (а не желаемым!) поведением.
Для получения достоверной информации оцените приемлемость для Вас предлагаемой реакции по 5-бальной системе: от оценки 5 (наиболее подходит) до оценки 1 (наименее подходит). Обратите внимание, что каждый предложенный тип реакции должен быть оценен, причем каждый балл можно использовать только один раз при оценивании какой - либо ситуации.
Ваши оценки проставьте справа от описания оцениваемой реакции, в месте, обозначенном звездочкой.
Если Вы уверены, что поняли предлагаемую инструкцию, приступайте к работе над текстом опросника.
Текст опросника
“А”: Один из ребят, знакомый вам, начинает произносить новое словечко.
Ваша реакция?
1. Интересно, что это слово обозначает? Я тоже буду пользоваться им! | * |
2. Да, может быть это и неплохо. Но у нас свой язык общения. Зачем вводить что-то новое? | * |
3. Слышать ничего не желаю! У нас свой язык общения! | * |
4. Ничего, поговорит-поговорит и перестанет... | * |
5. Если это слово не будет претить нам, то и мы можем его употреблять! | * |
“Б”: Всем классом вы решаете куда пойти в воскресенье.
Мнения разделились. Какой совет можете дать Вы?
1. Выбрать похожие желания и постараться объединить их. | * |
2. Решать как угодно, но учесть, что я никуда не пойду, если не пойдут мои друзья. | * |
3. Выслушать и принять только мою идею, поскольку им так или иначе придется считаться с моим мнением. | * |
4. Принять мой вариант, поскольку он однозначно является самым разумным. | * |
5. Решать голосованием. | * |
“В”: Вы пришли к знакомым ребятам с предложением и сообщили им,
что у ваших общих знакомых начали появляться новые прически,
не принятые раньше в их среде. Какова реакция Ваших знакомых?
1. Пусть носят что хотят, у нас свои прически хорошие. | * |
2. Ну, если эти прически не очень отличаются от наших, может это и неплохо... | * |
3. Да? Интересно! Надо посмотреть, может и нам пойдет? | * |
4. Нечего на них смотреть. Лучше свои прически поправьте. | * |
5. Что ты сказал? Мы их сейчас наголо пострижем! | * |
“Г”: Ваша подруга (друг) заявляет, что Новый год она (он) будет встречать
в другой компании. Ваша реакция?
1. Она так не поступит. Мы всегда вместе. Такого не может быть. | * |
2. Так она могла сказать раньше, но теперь она просто не посмеет так сказать. | * |
3. Я смогу отпустить её, но только к людям, взгляды которых совпадают с нашими. | * |
4. Это её право. Я же проведу Новый Год так как я считаю нужным. | * |
5. Мало ли что она говорит! Мы же уже условились встречать Новый год вместе! Со мной ей будет гораздо интереснее! | * |
“Д”: Вы получили свою квартиру. Как вы её обставите?
1. Обставлю квартиру исключительно по своему вкусу и постараюсь, чтобы другие обставляли свои квартиры также в соответствии с моим вкусом. | * |
2. В соответствии с мнениями знакомымых. | * |
3. Вспомню, как была обставлена бывшая квартира и подберу интерьер “по образу и подобию” ее. | * |
4. Из элементов обстановки квартир знакомых выберу то, что подходит мне. | * |
5. Подумаю, что бы я хотел иметь в своей квартире и никаким образом не буду стараться повлиять на выбор обстановки другими людьми. | * |
“Е”: Вы пишете сценарий Новогоднего бала. Ребята хотят помочь Вам.
Как вы поступите?
1. С удовольствием приму их помощь. | * |
2. Выслушаю их советы, но сделаю по своему. | * |
3. Попрошу их заняться другими делами. | * |
4. Приму их помощь, но навяжу им свое мнение. | * |
5. Только тогда буду их слушать, если их идеи похожи на мои. | * |
“Ж”: Ваша компания заходит в актовый зал гимназии. В зале уже сидят ребята
из других групп и вокруг каждой недостаточно свободного места
для размещения всей вашей группы. Отдельно же вы сесть не можете.
Как вы поступите?
1. Сядем с теми, чьи взгляды похожи на наши. | * |
2. Сядем все вместе. А если один из нас сядет отдельно, с другими ребятами, то мы с ним общаться не будем. | * |
3. Вместе сидеть или отдельно – какая разница! Лишь бы они нас не трогали. | * |
4. Мы уйдем из зала, если не сможем сесть в отдалении. | * |
5. Мы сядем рядом с другими. Что в этом такого?! | * |
“З”: Вам понравился человек. Вы очень хотите познакомиться с ним
и привести в свою компанию. Как вы поступите?
1. Конечно, приведу! И ребята с интересом отнесутся к новому человеку. | * |
2. Познакомлю его со своими друзьями, но буду иметь в виду, что если он начнет с нами дружить, то ребята его уже не выпустят. | * |
3. Не буду приводить. Его не примут. | * |
4. Познакомлюсь, если его внешний вид напоминает мне кого-либо приятного мне. | * |
5. Не буду приводить. В нашу компанию никто не войдет. | * |
“И”: Вам понравился человек не входивший ранее в ваш круг общения
и отличающийся от него одеждой и ваши приятели узнают об этом.
Как по вашему мнению, они поступят?
1. Тебе что, нас не хватает? Перестань с ним встречаться! | * |
2. Разрешат привести, но обратят "в свою веру". | * |
3. Если он чем-то похож на нас и ребята смогут найти общие черты, то примут, а если не найдут, то не примут. | * |
4. Попросят чтобы я привел его в гости, чтобы посмотреть, что это за человек. | * |
5. Познакомятся с ним, но не будут учитывать его мнение при обсуждении спорных вопросов. | * |
“К”: Вы не согласны с мнением вашей группы. Как поступят ребята?
1. Навяжут мне свое мнение. | * |
2. Они считают, что каждый имеет право на свое мнение. | * |
3. С моим мнением перестанут считаться, но не перестанут общаться со мной. | * |
4. Выслушают, постараются понять, даже может быть родится новое общее мнение. | * |
5. Перестанут со мной общаться. | * |
“Л”: Ваши родители утверждают, что мелодии 70-80-х годов очень мелодичны,
а современная музыка - безвкусна. Что вы думаете по этому поводу?
1. У каждого времени своя музыка. Что об этом спорить? У меня – своя, у них – своя. | * |
2. Пусть думают, что хотят, лишь бы меня кормили. | * |
3. Что с них, предков, возьмешь? | * |
4. Буду включать только свою музыку. Привыкнут! | * |
5. Буду включать по очереди музыку для себя и для родителей. | * |
“М”: Если вам не нравится обстановка в группе, то как вы поступите?
1. Можно найти ситуацию, которая понравилась бы мне и ребятам. Возможно, пошли бы на некоторые уступки. Необходим честный разговор. | * |
2. Буду терпеть и приспосабливаться. | * |
3. Приложу все усилия, что бы получилось так, как хочу я, чего бы это не стоило. | * |
4. Буду молча уходить от ситуации. | * |
5. Обсудим с ребятами ситуацию. Может что-то и изменится, а если нет – уйду. | * |
“Н”: Если вы поступили в новую школу и вам хочется познакомится с кем-то,
то кого вы выберете?
1. Мне и одному неплохо, но брат по разуму не помешает. | * |
2. Такого человека, с которым можно не спорить, а договориться. | * |
3. Да я буду со всеми знакомиться! | * |
4. Ни с кем не буду знакомиться, мне и одному хорошо. | * |
5. Того, кем смогу руководить. | * |
“О”: Новенький в вашей группе через некоторое время начинает критиковать
ваши поступки. Как вы поступите?
1. Буду молча терпеть. | * |
2. Оборву его речи любым способом. | * |
3. Постараюсь понять его, но и сам укажу ему на его недостатки. | * |
4. Обязательно прислушаюсь, может он и прав. | * |
5. Попрошу обратить его внимание на самого себя, а не на других. | * |
“П”: Будете ли вы знакомиться с кем-нибудь еще, если у вас уже есть компания?
1. Да, но заставлю его уважать своих друзей. | * |
2. Да, обязательно, все люди чем-то интересны! | * |
3. Да нет, мне друзей хватает. | * |
4. Можно познакомиться, если человек интересный. | * |
5. Ни в коем случае. | * |
Благодарим Вас за искренние ответы.
Обработка ответов
Для обработки ответов старшеклассников необходимо:
1) перенести полученные оценки в соответствующие места на бланке-дешифраторе;
2) суммировать числа по горизонтали;
3) записать полученный результат в указанных линиями местах, обозначенных звездочками;
4) суммировать числа по вертикали;
5) записать полученный результат на месте звездочек, расположенных в нижней части бланка под буквами: О., К., С., Л., З.
БЛАНК-ДЕШИФРАТОР
О | С | З | Л | К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Е | Л | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||
Б | Ж | М | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | З | Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||
Г | И | О | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | К | П | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||
* | * | * | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | * | ||||||||||||||||||||||||||||||
О* | С* | З * | Л* | К * - полученный результат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила оценивания результатов
Если респондент набрал:
- меньше 25 баллов по какому-либо типу субкультуры, то можно судить о том, что проявления субкультурного поведения данного типа претят респонденту и он, вероятно, не использует элементы данного поведения в повседневной жизни;
- 25-30 баллов свидетельствуют о том, что культурное поведение по данному типу игнорируется респондентом практически полностью;
- 31-36 баллов показывает умеренное пренебрежение установками соответствующего типа субкультуры;
- 37-47 баллов по любому типу субкультуры говорит о том, что данный тип следует исключить из рассмотрения, поскольку респондент не продемонстрировал ничего определенного из субкультурного поведения данного типа;
- 48-53 баллов в качестве оценки дает возможность заключить, что респондент отдает умеренное предпочтение данной субкультуре и ее коммуникативным традициям;
- 54-59 баллов демонстрирует сильное предпочтение, оказываемое респондентом данному субкультурному поведению;
- 60 и более баллов характеризуют сильное предпочтение элементам данного субкультурного поведения, фанатическую последовательность его проявлениям практически во всех возникающих ситуациях.
Практика показывает, что количественная разница между баллами, поставленными двум или тем субкультурам, часто не превышает 4 баллов. В таком случае можно говорить о равномерном использовании респондентом элементов культурного поведения различных типов субкультур.
Приложение 3.